Евгений Дрозд «Скорпион»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Антивоенное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации | Спасение мира | Сверхъестественные способности, супергерои
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В мире после ядерной войны — или Красной Черты, как её здесь называют — перестали рождаться нормальные, здоровые дети. Даже у Франца, внешне обычного ребёнка, рано проявились сверхъестественные способности. Он мог силой мысли превращать одно вещество в другое и телепортировать своё тело во времени. И именно с этими его способностями люди связывают надежды изменить ход истории и возродить цивилизацию.
журнал «Уральский следопыт» 1988г. №5
Входит в:
— журнал «Уральский следопыт» 1988'5», 1988 г.
— антологию «Ветер над яром», 1989 г.
— антологию «Румбы фантастики. 1989», 1990 г.
— сборник «Тень над городом», 1992 г.
— сборник «Дни прошедшего будущего», 2009 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
beskarss78, 21 мая 2011 г.
Вроде и автор старался, и постядерку рисовал, и тема для тех лет актуальная — предотвращение ядерной катастрофы — но что-то недокручено, недоверчено в тексте.
Постъядерка выглядит как второсортный голливудский фильм-ужасов: когда в зомби слишком легко узнать загримированых актеров. Разрушеный город имеется, мутанты имеются, даже набеги бродячих собак имеются — все показано, будто в осколке заркала, мимолетно, не цепляюще, без деталей. Понимаю, что в сранительно коротком тексте повести тяжело развернуть эпическое полотно, только вот если назвался груздем — полезай в кузов. Сказал о постъядерке — расскажи, чем от других постъядерок отличается. Иначе «штампованость развалин» буквально давит все выдумки. Стилистически текст не очень, философская идея вмонтирована посредственно. Ну и финал, разумеется: «Все это случилось во сне».
Но! При том, что текст один из стереотипных образов-предупреждений об ужасах ядерной войны, и общих литературных недостатках — вещь запоминается, и трудно назвать её «проходной».
Имхо: когда идея у автора есть, но мастерства еще маловато. Получается самоцвет с корявой огранкой.
Wladdimir, 9 августа 2008 г.
Да, именно там, причем после нескольких отказов из других журналов с мотивировкой: «Мы не публикуем произведений о гибели мира в атомной войне». И для тех, кто живет в Минске: обратите внимание на то, как постепенно вырисовывается панорама разрушенного родного города. Написано трудно и мучительно, временами просто коряво, но очень искренне.
god54, 6 апреля 2011 г.
В целом получился неплохой рассказ, немного наивный, немного перенасыщенный нелогичными философскими рассуждениями, которые не вытекают из сюжета, а ощущаются, как навязанные извне, явно автор высказывает свое мнение, свое видение, той или иной проблемы. Но с другой стороны, это еще один сценарий постапокалиптики, в чем повторяющий другие, но со своим видением отдельных элементов. Прочитать будет интересно минчанам и посмотреть на свой город после войны — это уже интересно.
namco 87, 28 октября 2012 г.
Белорусская постапокалиптика получилась довольно занятной. Правда опять мне показалось что некоторые персонажи имеют свои прототипы в кино. Щур-Толмач похожи на Мастера-Бластера из третьего «Безумного Макса». Только немного наоборот сильный и здоровый стал умным а мелкий так и остался беззащитным и слабым (урезали в правах). Самым странным в повести для меня является поступок главного героя, который уничтожил свой родной мир ради прошлого взорванного. Ведь Франц с такими способностями мог стать правителем новой цивилизации. И этот поступок не кто не оценит и не запомнит. Для Лейтенанта и Профессора мир после Красной черты, до возвращения в потерянную повседневность, покажется всего лишь сном. Да и никто бы им не поверил, что какой то мутант спас человечество. Еще один камень в огород человечества: люди эгоисты. А поступки таких как Франц это нонсенс.
Мона Сэниа, 12 июня 2010 г.
«Скорпиона» читала в «Следопыте». Давно. Конечно же он тогда произвел огромное впечатление. Сейчас вот освежила воспоминания.
Что очень и очень понравилось: стиль, то каким языком пишет автор; интересно и очень научно объеснены сверхспособности главного героя; очень живое описание персонажей, все просто встают перед глазами: рухнувший мир не кажется мрачным, он почти лишен агресси, в отличии от тех книг на тему Постапокалипсиса, которые мне доводилось читать, люди живут, выживают, не людоедствуют, ловят рыбу и превращаю воду в спирт. И чего бы не жить спрашивается? Ну мутанты они почти все..И что мутанты? Мутанты тоже люди. А теперь большой и толстый спойлер, тк мысль которая не оставила меня равнодушной без сюжета не перескажешь
Нет тут никакого счастливого конца. Люди эгоисты и прикрываясь гуманной идеей легко губят ближних и ничему их жизнь не учит.
слОГ, 19 января 2008 г.
По-моему, впервые повесть была опубликована в «Уральском следопыте». По тому времени — очень сильное произведение одновременно безнадежное и мрачное, но с оптимистическим концом.
Manowar76, 12 октября 2020 г.
Один из первых российских перестроечных ядерных постапокалипсисов.
Глубоко прописанный яркий мир после Красной Черты. Люди-мутанты отбиваются от жутких мутантов: волкособаки, суперкрысы, гигантские коршуны. Рождение нормального ребёнка — большая редкость. Привычней рождённые с нестандартным количеством конечностей, включая головы и органы чувств. Но встречаются и положительные мутации: телепатия, телекинез, телепортация, трансмутация элементов.
Цивилизация потихоньку возрождается. Общество направляю Доктор и Лейтенант, заставшие мир до третьей мировой.
У одного из воспитанников доктора, юноши Франца, прорезаются целых две суперспособности, которые могут изменить-отменить историю.
В этом небольшом рассказе есть целых два очень сильных момента, а это, согласитесь, немало:
* колоритный мутант(ы) «полтора человека» Щур-Толмач. Если коротко — у Щура развитое тело, но нет рта и глаз на недоразвитой голове, а у Толмача взрослая голова на теле двухгодовалого ребенка. И у обоих способности к телепатии, что позволяет им как вести внутренний диалог, так и по очереди общаться с внешним миром ртом Толмача. То ли я этот образ с 90-х запомнил, то ли потом ещё где-то встречалась тема симбиоза «тело+голова». (Upd: а, всё: увидел, что первоиздание было в «Уральском следопыте» и вспомнил, что читал рассказ именно там!)
* Главный герой, подросток Франц, листая уцелевший фотоальбом репродукций знаменитых картин, наталкивается на «Ад» Босха. «...всё было до боли знакомо — руины зданий, пламя, клубы дыма, багровые облака, фигурки людей и множество безобразных тварей — должно быть, мутантов». Очень сильно!
Концовка в духе «Терминатора» и снами о будущем тоже понравилась.
Что понравилось меньше — полная дыр и нестыковок концепция скачков во времени. Даже не вчитываясь, ляпы режут глаз. Но с темпоральной фантастикой так часто.
В целом же — прекрасный рассказ.
8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)
Error, 14 июля 2017 г.
«В журнале Уральский следопыт произведение анонсированно как повесть». Хотя это скорее крупный рассказ.
Произведение более всего — не понравилось. Настолько слабо написано, что местами провисает откровенной графоманией. Создаётся такое впечатление, что писал ни зрелый человек с уже определённым грузом жизненного опыта о 41 года, а молодой человек, решивший писать от головы и плохо понимающий построение сцен и тем диологов. Действия героев сумбурны, спонтанны и где — то даже не адекватны их роли, возложенной автором на них. Сам пиатель же иногда «записывается» и припомнив какую — то мелкую, но играющую в данной ситуации, деталь, чтоб не ломать исправлениями уже слаженный текст, словно очнувшись начинает оправдываться о забытом. Как — то уж дилетански! Язык прост, но не для читателя, а для писателя, будто пишет школьник. Да и в постройке постаппокалиптического мира много провалов и минусов. К тому же само произведение утежеляют совершенно не нужные и наивные филосовские рассуждения и демогогия — уж как — то вообще не к месту. К темам подобных разговоров необходимо подходить, или быть на острие, а не от нечего делать, говорить на свалке о Влиянии западноевропейской живописи времён возрождения на восприятие абборигенов центральной Австралии. Излишняя эмоциональная раздражительность и вспыльчевость героев — к чему и зачем, а главное, почему? Непонятно.
Вывод — весьма сумбурно и дилетански! Не более 3.