FantLab ru

Георгий Гуревич «В зените»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.54
Голосов:
115
Моя оценка:
-

подробнее

В зените

Другие названия: Приглашение в зенит

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Удивительный мир Звездного Шара, увиденный глазами получившего приглашение «в зенит» писателя, это не только блистательный калейдоскоп НФ идей и технологий, но и несколько концентрированных моральных уроков. История яхты Здарга из романа может читаться как «повесть с ключом», отражающая взаимоотношения в среде фантастов Москвы 60-х.

© А.П.Лукашин
Примечание:

Части романа «В зените» с конца 60-х гг. неоднократно появлялись в печати (1967-73, 1985).

Часть романа под общим названием «Приглашение в зенит» издана в журнале «Химия и жизнь», 1972. № 8. С. 80-89; № 9. С. 58-69; № 10. С. 82-90; № 11. С. 60-68. [Отрывки из романа «В зените»]


В произведение входит:

6.93 (56)
-
1 отз.
7.56 (190)
-
8 отз.
7.15 (53)
-
2 отз.
7.50 (26)
-
7.28 (36)
-
1 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— сборник «Приглашение в Зенит», 2003 г.


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

В зените
1985 г.
Приглашение в Зенит
2003 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В дефицитные годы развала СССР я купил авторский сборник Гуревича в букинистической лавке по бешеной цене — 20 рублей (тогда рубль еще не был таким «деревянным», как сейчас). Что меня сподвигло на такую трату? Исключительно, любовь к книгам (в общем) и фантастике (в частности). К тому же, я был под впечатлением рассказа «В зените», который был напечатан в одном из номеров «Техники-молодежи». Думал, весь цикл будет просто шикарен!

Увы, и на старуху порой находит проруха...

Чтением книги я занялся уже в первый год существования России (т.е. в 1992 году), в свободное от преподавания в сельской школе время. Думал, будет чем развлечься в тоскливые зимние вечера, когда за окном метет пурга и жутко воют местные волки. Тогда-то я понял, почему в журнале не опубликовали ВСЮ повесть (или роман, как думает автор). Из всего цикла приемлемыми для меня оказались только две части: уже упомянутый рассказ «В зените» и «Восьминулёвые». Там есть адекватный сюжет, неплохие диалоги и приличный язык повествования. В последнем произведении даже имеется юмор типа саркастически-ироничного. Можно расслабиться и посмеяться, читая книгу у теплой печки.

А вот всё остальное... Честно скажу, даже не помню конкретики, только в душе остался неприятный осадок — это что за халтура такая? Не ожидал такого от одного из корифеев советской фантастики! Честно скажу, что был воспитан только на качественных произведениях и привык к тому, что всякого рода шушваль печатать никто не будет. Но в годы Перестройки это правило уже не работало, и издательства с авторами принялись выпускать всё то, что советская цензура не пропускала. Вот я и попался...

Сейчас я уже более осторожен в покупках: сначала узнаю рейтинг автора, потом читаю отрывок его произведения на ЛитРесе и только потом решаю — покупать или нет. С современными авторами иначе нельзя: халтура и плагиат — часть их творчества. Откроешь рот — туда сразу стая ворон влетит, а заодно — реклама импортных унитазов. Жаль, что цензуру отменили. Я бы лично таким цензором стал и всякую бредятину в магазины не допускал.

Сборник «В зените» я после прочтения кому-то подарил. И всем гурманам того же советую.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лично для меня это очень печальная книга, потому что она стопроцентно оправдывает то,что в официальном советском литературоведении в период первого издания «В зените» отдельным томиком фантастика числилась «паралитературой». Это и есть паралитература — условно литературное изложение целого каталога более или менее умозрительных, более или менее бредовых (или реальных — 30 лет спустя понимаешь,что это и неважно) научных идей,которому небрежно придано обрамление из якобы литературных завязки и эпилога. Характерно, что форма завязки жанрово цельнотянута из другого вида паралитературы — детектива. Причем идеи этой, в принципе недурной, автору хватило страниц на шесть,потом он отвлекся... и уже к ней не вернулся. Эпилог и вовсе вымученный, вареный с капустным листом.

Уже тогда,тридцать лет назад, я инстинктивно ощущал, что изложение научных идей — не то, что мне интересно в «научной фантастике». Мне интересны «обычные люди в необычных обстоятельствах».Ну а людей тут нет,тут одни идеи, да еще описанные сухо, не всегда внятно, но всегда «маловысокохудожественно».

В общем, компендиумы научных идей лучше читать в книгах по истории науки — там они хотя бы строго научно изложены.

Но ведь мог бы и остеречься... Хотя нет,тридцать лет назад я был молодой,наивный и еще не знал,какую печальную репутацию у большинства искушенных читателей НФ обрела идеологически верная,но литературно пресная продукция издательства «Молодая гвардия» после разгона блестящей редакции Жемайтиса в начале 70-х.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одна из самых, наверное, «веселых» повестей автора. Читалась с интересом. Составляла цикл с рассказом «Глотайте хирурга». И снова, ка ки с ратомикой, Гуревич, кажется предвосхитил события...

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказы и повести, скомпилированные (иначе не скажешь) в данный роман — не читал, однако первоиздание купил в одной из еще союзных республик (что характерно, в букинистическом, за 3 рубля, при госцене 90 копеек).

Трудно однозначно оценить такой творческий прием автора, как объединение в одном тексте совершенно разнородных тем и идей, путем фабрикации ознакомительного путешествия земного фантаста по Звездному шару, где разнородные события происходят на разных планетах. Наверное, с литературной точки зрения это идея так себе. Альманах какой-то получился, только лишь формально связанный сюжетом.

И?

Завязка есть опыт некоторого детектива (дело о розыске исчезнувшего). Опыт неудачный. Потому, что эта детективщина, формально привязанная к фантастическому сюжету, в эпилоге даже не упоминается. Какое-то неуважение к читателю — он то помнит что ГГ разыскивался. Хотя бы несколько слов, для проформы.

Из космического блокнота — имеется две такие главы. Одна — просто набор совершенно несвязанных идей — позиционируется, как «дневниковые» записи восторженного ГГ, который обнаруживает, что «возможно все». Сумбурно. А вторая — это «глотайте хирурга». Смотрится неплохо — если бы было отдельным произведением (а это так и есть). В романе нет излишней медицины; только штрихи и намеки.

Восьминулевые. Неправильное название — правильно — тупонулевые. Иначе я не могу оценить рассуждения предположительно высокоинтеллектуальных автоматов относительно продления жизни человека (чтобы его изучить, надо его жизнь продлить) — снижение содержания кислорода в 1000 раз; промывка сосудов кислотой; принудительный перманентный сон, с пробуждением на 3 минуты в сутки. Автор пишет, что автоматы не могли рассуждать. Хорошо. Но простые причинно-следственные связи они должны были легко устанавливать. Что это за смертоубийственные рецепты? Если это юмор, я его не воспринял.

Галактический полигон. Какое-то ребячество, честное слово. С одной стороны — исследование космических по масштабам идей. А с другой — эксперименты с изменением закона всемирного притяжения (сделаем не как квадрат расстояния, а как первая или третья степень!), вплоть до полного хулиганства — отрицательная гравитация. Ценность того, что легко рассчитывается без опытов — крайне низкая, а ценность отрицательной гравитации — также отрицательная. Это все сопровождается еще и бытовым хулиганством — попыткой совращения ГГ какой-то анаподированной тварью, превращающееся в попытку его утопления. Опять не смешно.

Астродипломатия. Понравилось в целом. Без особых минусов, хотя идея того, что в неразвитых обществах любая техника, да и вообще любое внешнее вмешательство, вопринимается как магия, или превращается в религию — это достаточно тривиальная идея.

Эпопея Здарга. Эволюция замкнутого сообщества заинтересовала. Квази-эпоха на Астрелле — это разве не то самое засилье интернета, которое есть сейчас? В смысле того, что есть категория граждан, которые сутками режутся в компьютерные игры. От нехороших астреллитов это не сильно отличается. Эпоха чистых радостей — долой науку, плодитесь и размножайтесь. Мне не кажется парадоксом то, что современный момент несколько напоминает оную. По линии образования идет воспитание «квалифицированного потребителя». А насчет «плодитесь» — ну, кто против того, что данный лозунг также провозглашен, хотя и не явно? Эпоха чистой духовности — ясно, что размножаться на астероиде стало некуда; наука уничтожена и цивилизация скатилась на примитивный земледельческий уровень. Также закономерно цивилизацию постиг коллапс после того, как отказали автоматы,а молитвы чистых духом не помогли. Эту часть безусловно одобряю.

Завершение. Автору надоело писать и он, на коленке, набросал еще несколько хэппи-эндных страниц, забыв то, с чего было начато.

За астодипломатию, Здарга и несколько интересных идей в других местах — 6 баллов.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличная вещь. Сюжет составлен из отдельных, зачастую связанных между собой лишь номинально частей, представляющих собой небольшие повести разного размера и значимости, в него органично вплетены фантастические идеи из многих произведений автора, так что получился некий мини-справочник по Гуревичу :) Кроме главного героя, достаточно условно описанного, остальные персонажи носят эпизодический характер, главное в этой книге не люди, а мир и идеи. Против ожидания, читается очень легко и быстро.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если говорить честно, то эта книга не произвела на меня большого впечатления. Начало довольно неплохое, с пропаданием писателя — фантаста. Но чем дальше, тем всё больше произведение казалось затянутым (явно чувствуется кризис советской фантастики тех лет). Вообще,создаётся яркое убеждение, что роман наполнен штампами нераскрытых новых идей, хоть бери и садись сам за работу. Видимо у Гуревича поднакапилось идей и материала. Вот тут бы ему развернутся, но, как ни жаль, на том и остановился. А в произведении есть из множества сумашедших и наивных идей кое — какие дельные. Нашим новоявленным писакам стоило бы и прочитать и взять оттуда кое — что на вооружение (либо использовать). Окончание автор смог таки подтянуть.

Вывод : не шедевр, но...можно и не...Вообщем, если уж нечего читать, то не помешает.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

мне очень понравилась Яхта Здарга, категорически не согласен, что это по отношения фантастов в 60х гг. Это произведение наглядно иллюстрирует один из неписанных законов истории: замкнутое общество деградирует. Вообще Гуревич зря занимался фантастикой, он прирожденный историк!

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Уже с первой половины романа на главное место выходят идеи, замыслы, лишь для порядка образующие подобие сюжета. Художественная обработка текста на низком уровне почти везде и я бы сказал, что у писателя здесь пробел, если бы не знал у Гуревича совершенно других по качеству произведений. Да, автор, конечно, и не ставил такой задачи в этом романе – тут главное «ярмарка» идей, а не антураж. Тем не менее, на мой взгляд современного читателя, «В Зените» — не слишком интересная вещь вот так, сразу, без окружения других произведений этого писателя. Мне кажется, что данный роман, как, впрочем, и большинство текстов Гуревича, следует читать только после всеобъясняющих «Древа тем», «Лоции открытий». Только тогда можно будет адекватно оценить и правильно понять суть романа. Иначе «В Зените» будет напоминать «Незнайку в Солнечном городе» для взрослых.

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

САмые смутные воспоминания о книге. Помню, что прочитала и вроде понравилось, но не очень сильно. Мы из Солнечной системы понравилось больше.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх