Виктор Драгунский «Не пиф! Не паф!»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Юмористическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Детская литература
Когда Денис был маленький, он был очень жалостливый. Не мог слышать про насилие в сказках, страницы перелистывал и сюжеты сокращал. К примеру, историю про зайчика, в которого стрелял охотник: «Пиф-паф! Ой-ой-ой!»
Входит в:
— антологию «Классные и внеклассные приключения», 2008 г. > цикл «Денискины рассказы»
— сборник «Денискины рассказы», 1968 г.
— сборник «Денискины рассказы», 1988 г.
— сборник «Денискины рассказы», 1993 г.
— антологию «Где это видано, где это слыхано...», 1996 г.
— антологию «В. Драгунский, В. Медведев, А. Алексин», 2004 г.
— антологию «Полная хрестоматия для начальной школы. 2 класс», 2009 г.
— сборник «Всё о Дениске и его секретах», 2020 г.
Периодика:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ouroboros_8, 13 ноября 2020 г.
? КРОВАВЫЕ СКАЗКИ ДЛЯ … ВЗРОСЛЫХ
ЦИТАТА: «Жила-была Красная Шапочка. Раз она напекла пирожков и пошла проведать свою бабушку. И стали они жить-поживать и добра наживать».
(Виктор Драгунский. «Не пиф, не паф!»)
Представьте себе, что вы читаете своему ребёнку сказку про Красную Шапочку в интерпретации мамы Дениски. Она приведена в цитате к моему отзыву на рассказ Виктора Драгунского «Не пиф, не паф!» (1972 г.) из сборника «Денискины рассказы». Представили? А теперь подумайте, захочет ли ваш ребёнок, чтобы вы ещё когда-нибудь почитали ему эту сказку? Думаю, ответ очевиден: нет, конечно.
Виктор Драгунский, на мой взгляд, привлекает внимание читателей, главным образом взрослую читательскую аудиторию, к тому факту, что все сказки для детей, начиная с раннего возраста, содержат сцены насилия. Ну, вот хотя бы – «Волк и семеро козлят», в основе которой – сказка братьев Гримм. Читать малышам эту сказку начинают примерно с двухлетнего возраста. Она учит детей тому, что мир не прост: в нём встречаются не только добрые и отзывчивые персонажи, но и злые, и подлые, и обманщики и т.д.
Зло обычно сопровождается насилием. В детских сказках никогда не заостряется внимание детей на сценах, связанных с насилием. В них не бывает резни, «мочилова» с лужами и реками крови. Эти сцены лишь упоминаются, причём весьма схематично. Например, – «Ам! И съела» – про лису и Колобка. Колобок даже и персонаж-то бескровный. Или, – «Разрезали Волку живот, а там живые …» Составители детских сказок делают так, чтобы ребёнок крови не видел. Зато акцентируют внимание на мировоззренческих вопросах: о жизни, о мире.
Это если мы говорим о сказках для детей. А именно к ним привлекает внимание читателей Виктор Юзефович. Я, например, задумалась о том, что все детские сказки, на которых воспитывалось не одно поколение людей, «кровавые» только будучи взрослой. И то – случайно, когда возникла необходимость проанализировать одну из сказок вышеупомянутых братьев Гримм.
Вряд ли Дениска САМ мог бы представить ужасные и жестокие, кровавые и натуралистичные сцены насилия. Их описаний в сказках нет и быть не может. Ребёнок об этом не задумывается. Это фантазия взрослого автора – Виктора Драгунского. Взрослые – не такие уж и глупые люди. Они делают всё, чтобы осмысление и понимание мира во всех его проявлениях, в том числе и негативных, не сразу обрушилось на малыша, как только он начинает что-то понимать, а постепенно.
Другой вопрос – это вопрос о сострадании к ближнему, умению пожалеть, утешить, прийти на помощь. Этому тоже учат детские сказки. У одних детей «жалостливость» проявляется очень сильно. Они могут расплакаться над сломанным цветком или веткой. Другие – безжалостно обрывают крылышки бабочкам и жукам … Почему? Ответ – не односложный. И это тема уже другого отзыва о другом произведении.
Рассказ Драгунского «Не пиф, не паф!» – занятный. Но он не для детей, по-моему. Он – для взрослых. Стоит ли детям не своевременно обратить вдруг внимание на то, что в любой детской сказке обязательно присутствуют кровь и насилие? Я думаю, что всему своё время. Когда они вырастут, то поймут это. Только взрослый может понять, почему сцены насилия в сказках весьма условны.
За то, что автор поднял вопрос о сценах насилия в сказках и заставил взрослых задуматься, я поставлю высокую оценку. При этом остаюсь при своём мнении – рассказ для взрослых.
glupec, 4 марта 2018 г.
Рассказ хороший. Милый и добрый, как все у Драгунского. Но... Совершеннейшая неправда!
Дети не любят хеппи-энды. Очень распространенное заблуждение, кншн, -- только, увы, реальность жесточе.
Дети спокойно переваривают самые жуткие моменты в любой сказке, т.к. знают, что это «не на самом деле, а по игре» и что «так надо». Вспомните самую-самую, рассамую детскую классику: что случилось с царем Додоном и его сыновьями, как паук мучил Цокотуху, как Баба Яга свою дочку вместо Ивана сажала в печь... Против этого всего, убийство бедного зайчика -- вообще невинный младенческий лепет.
Ну и потом, там еще продолжение есть:
«Повезли его в больницу,
Положили в рукавицу.
Отогрелся зайчик мой,
Оказался он живой».
Не с чего было Дениске переживать ;))
То другое дело, что дети -- таки да -- не любят, когда сказка быстро кончается. М.б., ПОЭТОМУ они протестуют против гибели героев. Но говорить, что маленький мальчик испугался (например) Волка, съедающего Красную Шапочку -- да помилуйте. У самого же Драгунского есть другой (более правильный для детской психологии) рассказ, где Денис делает из этой истории неожиданный вывод: «Пищу надо было правильно пережевывать» ;)) Дети прекрасно знают -- говорящих Волков не существует, а девочка в жизни оказалась бы сметливой и не повелась на злой обман.
А вот взрослые -- да. Взрослые зачастую офигевают, перечитавши, например, сказки Перро. Или «Тараканище». Или какую-н. «Василису», где мачеха сгорела живьем. Они не задумываются, что ребенок-то воспринимает торжество добра просто как УНИЧТОЖЕНИЕ ВРАГОВ. И что принцип «кто смел, тот съел» для малыша более справедлив, чем для родителей -- другого подхода дети не понимают! (Нота-бене: вспомните мульт с говорящим названием «Энгри Бердс», вспомните обиженную Красную Королеву в недавнем голливудском «Зазеркалье» -- как по-вашему, снимали бы такие фильмы, если бы мягкость характера, всепрощение и непротивление злу насилием так уж безотказно работали бы в обществе?.. Просто мы с вами привыкли -- права человека нельзя нарушать. Почему? Нипочему; так надо, иначе тюрьма. Отсюда и...) А Дениска -- он вообще что-н. знает про нормы морали? Боюсь, что нет...
И все-таки -- 10 баллов. Рассказ в свое время был чем-то вроде мема. Не для «целевой аудитории»; для старших детей, кншн (или -- для мам с бабушками). Но факт, что был.