fantlab ru

Георгий Гуревич «Пленники астероида»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.19
Оценок:
173
Моя оценка:
-

подробнее

Пленники астероида

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 33
Аннотация:

Идеология борьбы социализма с капитализмом перенесена в космос. Из экипажа погибшего на астероиде корабля осталось в живых трое: женщина из СССР и дядя с племянником из мира капитализма. Много лет боролись они за жизнь, периодически споря о своих идеологических разногласиях...

© viv
С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Пленники астероида
1962 г.
В мире фантастики и приключений
1964 г.
Пленники астероида
1965 г.
Мы — из Солнечной системы
2003 г.

Самиздат и фэнзины:

Рождение шестого океана
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Asteroīda gūstekņi
1966 г.
(латышский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Космическая научная фантастика конца 50-х — начала 60-х в техническом плане только начинала выходить из кризиса идей. Этот кризис определил еще в конце 30-х годов XX века Александр Романович Беляев. И, всё же, что делать, если у вас есть цифры, но нет проверенных примеров? Или есть идеи, но не известно, будут ли они согласоваться с цифрами? Нужно, чтобы кто-то заинтересовался, чтобы кто-то начал проверять. Ведь, как и писал сам Георгий Иосифович Гуревич, люди XX века не могли дожить до того момента, когда можно будет увидеть результаты своих трудов.

К рассказу «Узники астероида» очень много технических вопросов. Может быть, по этому его автор и остается безымянным. Но, если люди интересуются историей, то собирают все возможные материалы. Для большинства литературный герой является лицом эпохи. И человек XXV столетия находит очень много неизвестных подробностей в фантастическом, пусть даже, биографическом рассказе. Статьи и отчеты читать никому не интересно и в XXV веке.

Первые полеты в космос для всех открыли эпоху нового технологического прорыва. Советские писатели поняли, что научная фантастика должна поднимать новые, более широкие темы. Мы, конечно же, не можем избавиться от бесконечного нытья бесчисленных гениев по поводу притеснений их непревзойденного свободомыслия. Но, если постараться, можете ли Вы представить, на сколько сложна подобная задача для твердой научной фантастики? Главным для хорошего писателя должен оставаться читатель. И Георгий Гуревич переворачивает ситуацию не на 180, а на 360 градусов. Читателем становиться человек XXV века, а узнаваемый нами по стилю рассказ — историческим документом. То, что в нем неправильно нужно найти и объяснить человеку Будущего. Себе объяснить. Чтобы продолжать идти вперед. А способны ли Вы на подобное, если видите то же самое? Человеку Будущего не интересны приемы идеологической борьбы — для него она, просто, была. Он не замечает технических ляпов. С подобной техникой он не знаком. Он, даже, не задается вопросом: был ли автор этого рассказа хотя бы раз в космосе. Рассказ же о приключениях в космосе. Человек Будущего не специалист — так же, как и Вы — и не понимает, что большая часть рассказа — вымысел. Но — так же, как и Вам — ему интересно читать фантастику. Потому, что научная фантастика заинтересовывает и помогает идти к новым открытиям. Вопрос о золоте на астероиде остается не решенным сотни лет. Есть три теории. Но безымянный автор фантастического рассказа предлагает четвертую и самую убедительную. Золотые листы с выдавленными на них клеточками. Может это перфокарты или, может, звуковые пластины? Помнят ли еще люди Будущего о перфокартах и звуковых пластинах?

Георгий Иосифович Гуревич ставит в своих произведениях о Будущем очень сложные философские вопросы. Я, лично, еще не встречал писателя, для которого прорыв в фантастике, как в жанре, настолько важен. Но похоже, любовь к фантастике — это нечто другое. И легендой Георгий Иосифович не стал. Или перестал быть. Точно так же, как безымянный автор «Узников астероида». И так же, как обычный «космический мусорщик», в будущем всего лишь зажигающий новое солнце. Просто, надо — значит надо. И когда-нибудь, кто-нибудь заметит.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошее столкновение англасаксонской (т.н. Западной) и русско-советской цивилизаций, на фоне астероидов, метеоритов и сокровищниц планеты Фаэтон.Безусловно социальная фантастика, в которой наши показаны достигшими неких вершин социального поведения, а «они» — примерно на том же уровне что и сейчас.

Надя — убедительна. Другое дело, что человек с традиционалистским мировоззрением может вызывать активное неприятие — но это дело вкуса.

«Псевдоитальянец» Ренис — понятен — этих Ренисов наелись за двадцать лет. Нет правда новомодных веяний — он не гомомексуалист-инвалид, проливающий тонны слез, над отдавленной лапкой котенка. Это жесткий прагматик, специалист.

И собственно все претензии к плакатности — различие в цивилизационном подходе читателя.

Для меня к примеру совершенно ясно, что было бы, если бы плакатно-агитационная (в понимании либителей зап.ценностей) Надя приняла западные ценности (сужу по их же масс-культуре) — дикий секс, устранение ненужного (потребляющего кислород) племянника Рениса. Или наоборот устранение стареющего дяди. И полное радужных надежд, ожидание корабля спасения, в груде богатств.

Да, сказка о «Сияющем Западе» хороша, но абсолютно не имеет связи с реальностью — «они» — это и есть Ренисы. Не нравятся — ну, на Гуревича неча пенять...

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Социальная фантастика, причём,на мой взгляд, довольно низкого пошиба.

Сравнил с А. Беляевым или Казанцевым — небо и земля. Даже у Стругацких множество социальных и, откровенно говоря, сильно политизированных моментов, но такой, прямо-таки, «топорной» идеологической агитации за коммунизм, нет ни у кого из них.

Конечно, автор писал в 60е годы, ну, ведь, и другие советские фантасты тоже трудились при тотальной цензуре, а их произведения не наполнены такой откровенной популистской чушью!

Ну, а если рассматривать повесть с научно-технической стороны, то, без смеха читать это нельзя! Назвать ее детской? Кир Булычев тоже писать для юношеской аудитории, но разве можно сравнить этих авторов?

В общем, книга мне совсем не понравилась...

Наверное, есть такие произведения, которые актуальны только в своё короткое время, потом, они блекнут, меркнут и растворяются.

Оценка: 2
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одно из самых убогих и примитивных произведений фантастики, которые читал. Помню, первый раз прочел еще в детстве — чуть не стошнило от казарменной вони, которыми так и разили страницы. Автор — «фантаст» в худшем значении. Л.Толстой писал, что выдумывать можно все, но не психологию. Г.Гуревич психологию своих картонных героев выдумывает от начала до конца. Трое спасшихся на астероиде астронавтов: она — спортсменка, комсомолка, героиня и т.д. (разумеется — наша), он — гнилой буржуазный интеллигент, астроном, итальянец (не наш — понятно) и его племянник. И чем же занимаются чудом спасшиеся люди на необитаемом астероиде, люди, к тому же не старые и разнополые. Казалось бы, случившееся должно подтолкнуть их друг к другу. Черта с два! Они ведут идеологические споры! При этом тов. Надежда воспроизводит худшие тексты книжонок из серии «В помощь агитатору и пропагандисту» с их ужасной тупостью и казарменной идеологией. Да худшей карикатуры на коммунизм не придумал бы самый изощренный антисоветчик. На фоне Надежды итальянец смотрится просто симпатично. Он — хотя бы живой человек с человеческими чувствами, а не запрограммированный агитпропом биоробот. Думаю, что такие книжонки, как эта немало поспособствовали созданию отрицательного образа советской системы и конечной гибели СССР (надеюсь — временной). При том, что автор этого искрене не хотел. Но что поделаешь — произведение живет отдельной от автора жизнью.Даже произведение глупое и бездарное.

Оценка: 1
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

:rev: Это маленькая повесть, как символ той ушедшей этохи — фантастики 60-х годов прошлого века. Наивность помноженная на наивность и глубочайшая вера в победу коммунизма. Смейтесь кому смешно, но, наверно, можно в классикации и утопию отметить...

Мир и герои живые. Борьба идеологий на осколках разбитого космического корабля и Надежда. Надежда не только имя главной героини, но и смысл всей книги, которяя является частью и далеко не худшей частью эпопеи «Мы из Солнечной системы», вершины творчества Гуревича.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

В чём-то повесть наивна, в чём-то научно несостоятельна. Астероид не просто оказывается кусочком поверхности взорвавшегося Фаэтона, это именно тот кусочек, где у фаэтонцев хранился золотой запас. И золото лежало не в слитках, и не самородках, а в виде золотой фольги, которую было очень удобно разрезать обычными ножницами и сделать антенну. И на камбузе планетолёта случайно оказался нужный том энциклопедии, где описано, как эту антенну делать. Короче, текст переполнен роялями в кустах. Научность всегда была слабой стороной Георгия Гуревича. А вот тётя Нада получилась как живая. А уж затронуть тему секса в далёком 62 году -- для этого нужно было обладать большой смелостью. «Не обещаю безумной любви, но верность гарантирую», -- конечно проклятый буржуин получил от советской женщины отлуп, но ведь слова были произнесены! За это -- дополнительный балл автору.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Робинзоны космоса по-советски. Затянутое наивное и нелогичное произведение, в котором отдельными маленькими островками пробиваются чисто человеческие чувства. Чувств людей замкнутых на астероиде и ждущих смерти. Какой простор для фантазии автора и раскрытия человеческих сторон характера. А нам рассказывают про социализм, капитализм, золото... словно сторонний наблюдатель все описывает, этакий робот без чувств и эмоций... Не верю, — как говорил режиссер...

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мой любимый рассказ

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Написано вполне неплохо. Идеология только мешает, что верно, то верно. Впрочем, основной принцип, который исповедовала героиня рассказа, остался неизменным: «Надо, значит надо».

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх