FantLab ru

Сергей Борисович Кузнецов «Затворник. Почти реальная история»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.00
Голосов:
16
Моя оценка:
-

подробнее

Затворник. Почти реальная история

Роман, год

Аннотация:

Костя Егоров — наш современник, профессионал и просто отличный парень. Он такой же, как вы или я. Семья, любимое дело… А житейские неприятности — что ж, они случаются у каждого. Вот и Костя однажды остался без работы, а пока искал новую, вдруг начал писать роман, который ему приснился. Незаметно увлекшись, он вложил в свое творение часть души. Книга вышла живой. Пожалуй, даже более живой, чем можно себе представить. И вот уже она оказывает странное воздействие на своего автора и близких ему людей, вторгается в реальный мир, переворачивая его с ног на голову… Хотя… кто может поручиться, что то, что мы видим вокруг — действительно реально, а не выдумано каждым из нас?..

Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 280

Активный словарный запас: средний (2916 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 57 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 37%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Затворник. Почти реальная история
2011 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эта книжка достаточно долгое время пылилась у меня на полке, черед до неё дошёл сравнительно недавно – я собирался в отпуск, и позарез требовалось какое-то чтиво в самолёт. Но там всё с самого начала пошло кувырком, поэтому читать я начал только во Внуково, сидя в зале ожидания для пассажиров бизнес-класса. А закончил в том же Внуково, спустя 10 дней, возвращаясь на малую родину.

Это, не в коем случае, не пыль в глаза, ни какая-то дурная похвальба, просто Кузнецов, по крайней мере – в начале, достаточно много времени и места уделяет описаниям солидных коммерческих структур, их всевозможных служб и департаментов, а также – людей, стоящих во главе подобных организаций, так что всё необходимое для погружения в атмосферу делового мира у меня было, можно сказать, под рукой. Включая надменные рожи, дорогие костюмы и жутко, прямо таки запредельно дорогущий – особенно для меня, паренька из провинции! – бар. Не исключено, что именно поэтому начало «Затворника» меня так захватило.

Впрочем, поначалу было интересно, даже если абстрагироваться от окружающего мира. Тем более, что у Кузнецов обнаружился один очень редкий (и поэтому мной немало ценимый, особенно у авторов «городского фэнтези») талант — интересно описывать быт героев. Пренебрежением к этому грешат многие, ещё больше тех, кто пытается, но не может уйти дальше описания приготовления кофе и прочих депрессивно-элегичных абстракций, свойственных девочке-нимфетке, но совершенно неуместных для писателя, даже если этот писатель – та самая девочка. Автор «Затворника», по счастью, оказался не из таковых. У него, вообще, всё сработано достоверно – и обыденная жизнь героев, и их карьера, взлёты и падения. Не углубляясь в детали, Сергей Кузнецов создает весьма убедительную реальность, в которой живут его герои… и совершенно беспомощен, когда дело начинает развиваться, условно говоря, вне её.

Тем, кто подобно мне, не любит всю эту чехарду с перемещениями между мирами, спешу сообщить – ничего подобного в книге нет, но «городская фэнтези» не даром так называется, ведь иногда городу в ней приходится потесниться. И вот когда дело доходит, собственно говоря, до «фэнтези», «Затворник» теряет всё свою привлекательность, весь блеск и шик. История Кости Егорова, некогда блестящего хозяйственника, теперь ставшего писателем с весьма уединенным образом жизни, хоть и не лишена некоторой искры обаяния (это заслуга, в первую очередь, убедительно выписанных героев, особенно – Померанцева), но при этом – НАГЛУХО ВТОРИЧНА. Настолько, что даже Caps Lock не в силах отразить этого. Она вторична, третична… десятерична, чтоб ей неладно было! Одним словом, это такой нафталин, что просто удивительно как кто-то в наше время ещё использует подобные сюжеты.

Конечно, если взглянуть немного со стороны, холодным и непредвзятым взглядом рецензента, а не обманутого в лучших надеждах читателя, то история – ещё ничего, даром что банальна. Падение когда-то успешного профессионала до затворника, одержимого идеей создать свою книгу, собственный мир, Кузнецов рисует весьма и весьма ярко, не жалея ни красок, ни персонажей, он прогоняет своего главного героя сквозь самую настоящую вереницу жизненных неурядиц – карьерных неудач, смертей, предательств. Но ради чего? Костя Егоров – безусловно – настоящий мужик, не сдавшийся под гнётом обстоятельств и продолживший то дело, что считал важным, что называется «всем чертям назло». Но дело-то обернулось пшиком, пустой забавой. Путеводная звезда оказалось летящим с балкона окурком, вдобавок – угодившим герою в глаз. Вернее… всё было ты так, если бы на стороне героя не играл автор.

Кузнецов открыто поигрывает своему персонажу ещё в прологе – где рисует картину толпы, сметающей с книжных полок роман никому не известного автора. А там ещё пьеса, серия картин, переговоры по экранизации. И переиздания, переиздания, переиздания…

Спору нет – круто. Спору нет – вполне возможно. Не знаю, как, конечно, затворник может создать гениальное произведение, которым будут восхищаться 99,9% прочитавших, но будем считать, что может. В конце концов, приятней верить в гениальных отшельников, нежели в скрупулёзно просчитывающих всё и вся ремесленников и полагающихся не на талантливость произведения, а на мощь промоушна бизнесменов.

Но не стоило вставлять фрагменты из этого произведения века в книгу! По эффекту, это как если бы автор чихнул в опасной близости от карточного домика, который только что возвёл со всем терпением и тщанием. Почему?

Потому что, если говорить честно и беспристрастно, Костя Егоров написал ерунду. Серьезно. Он потерял (или почти потерял) все, что только можно было: работу, друзей, близких, жену и сына – для того, чтоб в итоге создать нечто, по уровню стоящее на одной ступеньке с субботними мелодрама канала «Россия 1». Положил жизнь на алтарь, чтобы сотворить «Доярку из Хацапетовки». И обелять это, рисуя коммерческий успех подобного «чтива», сладкой сказочки для тех, у кого ничего не получилось в жизни… как минимум — лукавство.

Забавно, что сходным образом рассуждает жена Егорова Оксана, перед тем, как покинуть мужа. Не скрою, на этом моменте я, уже порядком заскучавший, подобрался, ожидая услышать – если не из уст автора, то хотя бы от персонажа – в чем же, собственно, уникальность, Костиного творения? Увы, автор отделался общими фразами, а вот прямому ответу на этот вопрос прозвучать не дал. Что и говорить, досадно.

Вдвойне досадно, что этот гимн тюфяку в человеке написан неплохим языком, и вообще – на первый взгляд кажется весьма интересным и поначалу немало увлекает. Значительно пробуксовки возникают лишь в финальной трети, когда всё уже становится ясно (неспроста я боролся с ней большую часть времени из тех 10 дней и неспроста смог добить только в аэропорту, когда занять себя было уж совсем нечем). И таланта рассказчика у Сергея Кузнецова не отнять, и в стиле ему отказать невозможно, и герои у него выпуклые, зримые, более того – узнаваемые. Я бы даже на покрывшийся от возраста подозрительными пятнами сюжет закрыл глаза – вдруг это благородная патина? – но вот это вот оправдание заведомого неудачника… Нет, честно, отказываюсь понимать. Принимать, естественно, тоже.

Короче говоря, конфликт у меня с этой книгой. На идеологическом уровне.

Да и я мелодрамы не люблю.

***

http://fantlab.ru/blogarticle27388

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не так давно появилась новая литературная серия “Городу и Мифу”. На данный момент в неё вошли три книги: книга Андрея Ерпылева “Наследники Демиурга“, книга – сборник рассказов Шимуна Врочека “Танго железного сердца“, книга Сергея Кузнецова “Затворник” и книга Анны и Олега Семироль ”Полшага до неба“.

Данная серия была выпушена в издательстве Аст. Серия было основана в две тысяча одиннадцатом году и книга Сергея Кузнецова выпущена в две тысяча одиннадцатом году году. В моей книге указанный тираж составлял 3000 экземпляров.

Об авторе немного рассказано на задней обложке самой книги: Сергей Кузнецов – филолог по образованию и писатель фантаст по призванию, получивший призвание не только в России, но и за рубежом – роман “Мраморный рай“, вышедший в рамках серии “Вселенная метро 2033“, недавно переведен на немецкий язык.

Сюжет книги поведает нам об обычном человеке Косте Егорове, который начал писать роман, который ему приснился. А далее с ним происходит нечто интересное и не дающее вам заскучать ни на минуту. Могу лишь сказать, что в книге есть фрагменты книги Кости Егорова. О сюжете больше говорить не буду, так как сразу же пойдут “спойлеры”.

Роман Сергея Кузнецова Затворник. И название полностью отражает свою суть. Главный герой романа – затворник своего романа и иногда он “забывает закрыть за собой дверь и это чревато последствиями”, какими – не скажу, ибо также “спойлеров” не избежать.

В романе ровно триста пятьдесят печатных, вкусно пахнущих страниц. Я знаю, что Сергей Кузнецов — очень ярый поклонник Стивена Кинга и я замечаю в романе “Затворник“ некоторые черты творчества Короля Ужасов, например: абзацы, да абзацы, Кинг в своей книги “Как писать книги” писал, что текст измеряется не в строчках, а в абзацах – в “Затворнике“ большая их часть большие и есть ощущения, что читаешь не строчками а именно абзацами. Глав в романе семнадцать, да еще пролог и эпилог. И если уже прочитал половину главы, никак не забросишь – дочитаешь до конца обязательно.

Произведение читалось очень легко – язык прост. Ну, это еще как посмотреть: абзацы большие и состоят, по большей мере, из сложных и длинных распространенных предложений – лично для меня это хорошо, так как сам коплю знания и пробую писать.

Насчет героев стоит отметить, что они не шаблонны и живы. Прекрасно прописаны отношения и разговоры мужского с женским пола, главных героев. Все эти проблемы, разом навалившиеся на героя дают нас взглянуть, как автор красочно передает нам настроения героев. У каждого персонажа свой характер и видение, свои ответные реакции. Стилистически роман очень силен, я думаю, так как, все-таки Сергей филолог.

Мной был прочитан роман Сергея Кузнецова “Мраморный рай“ в серию “Вселенная метро 2033“ и в романе “Затворник“ чувствуется стиль Сергея: написать крупными и сложными предложениями, но понятно и доступно — мне, это очень нравится, и я считаю это его фишкой. Заметной фишкой.

Давно хотел отвлечься от мрачных и страшных романов, и “Затворник“ Сергея Кузнецова очень подошел. Очень хорошее, вымученное, выстраданное произведение, стоит внимания и заслуживает большего тиража.

Знакомство с произведениями Сергея Кузнецова прошло замечательно, буду рад увидеть его новые книги.

“Затворник“ читается быстро, даже очень быстро. Глуховский был прав: Оторваться невозможно. Книга получилась живой, как и книга главного героя.

Сергей разносторонний писатель: написал роман в мрачную, страшную серию про жизнь людей после ядерной войны и написал трагичный и жизненный и необычный роман, про обычного человека в необычной ситуации. Сергей умеет передать настроение и характер героев.

Пока, серией “Городу и Мифу“ я доволен, и буду рад, если Сергей напишет в нее свой (и) роман (ы) и некоторые я уже прикупил и, надеюсь, они не разочаруют.

Оценка:10/10

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да книга действительно затягивает. Начав читать ты с трудом отрываешся , а если оторвался то спешишь побыстрее вернуться к чтению. Жизнь и творчество главного героя описаны так умело и в то же время так просто. Ты начинаешь жить вместе с ним, думать вместе с ним, переживать вместе с ним.

Один из самых главных выводов сделаных мною прочитав эту книгу. Это вывод о том, что если к автору приходят в гости герои его книги, то он или гений или сошел с ума. Да может и в самом деле к Булгакову приходил Мастер, к Толстому Безухов, а к Толкиену Гэндальф. А почему бы и нет. Не зря же говорят что мысль материальна. А у гениев сила мысли такова, что и вообразить трудно( а они воображают!).

Не знаю минус это или плюс, но вы обратили внимание в каком сюжетном стиле написан роман. Это классический советский производственный роман. Структура его проста: главный герой учится. становится специалистом, приходит на завод(фабрику, контору), начинает успешную карьеру, придумывает реорганизацию( вносит рацпредложение, изобретает. выдвигает новую идею, в нашем случае пишет книгу), вокруг его не понимают и не поддерживают, все его жалеют, карьера в труху, жена уходит, но он выстоял выдержал. доказал и успех во всех направлениях. Обязательно присутствует сволочь начальник(-ца), обязательно два друга, обязательно один предатель. а другой настоящий. И конечно же все понимающая и очень любящая мама.

Наверное к этому надо относится нейтрально. Результат говорит сам за себя. Не все старое плохое и в умелых руках превращается в современнй и замечательный роман.

Автор заинтересовал. Обязательно прочитаю другие его книги и вам искренне рекомендую.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Писатель»

Рецензия на «Затворника» Сергея Кузнецова

Я собирался прочитать эту книгу ещё четыре года назад, а руки дошли только сейчас. Честно признаюсь, я даже отчасти рад, что моё знакомство с «Затворником» произошло именно сейчас, а не в бытность мою десятиклассником. Не прочувствовал бы. Конечно, в 2011 году возрастной ценз на книги ещё не ввели, но будь такая возможность, книге Сергея Кузнецова подошло бы ограничение «18+». И дело вовсе не в насилии, сексе, мате (первого нет в принципе, второе не смакуется, а третье не режет глаз и максимально упрятано под точки). Просто эта книга не для детского восприятия. Нужно подрасти, чтобы суметь пропустить её через себя.

Поначалу в книге нет ничего необычного. Ну разве что оглушительный успех дебютанта в мире российской литературы прошлого десятилетия. Впрочем, в такое веришь с лёгкостью. У «Затворника» не зря есть подзаголовок «Почти реальная история». Пожалуй, это самый короткий пересказ романа. Если говорить о жанре, ближе роман Кузнецова определённо к фэнтези. Но к фэнтези на уровне… Джорджа Р.Р. Мартина (что-то я в последнее время часто его упоминаю). Его знаменитый роман-эпопея «Песнь Льда и Огня» относится к фэнтези ещё более бесспорно, но всё-таки подавляющая доля текста посвящена не магии, выдуманным существам и расам, а вполне (иногда не совсем) понятным людям, их безмерно сложным взаимоотношениям и поступкам. И если для ПЛиО придумали вариант «(псевдо)историческое фэнтези», то жанр «Затворника» можно бы назвать «бытовым фэнтези», потому как во главу угла ставится быт, тяжёлая окружающая действительность.

На голову главного героя книги, Константина Егорова, столько всего сваливается, что каждый раз переживаешь за него, как за близкого родственника: выплывет ли? И вот это постоянное переживание за протагониста держало меня, читателя, в своего рода священном трансе. Первую половину книги я умял за день, а читаю я в последнее время не ТАК быстро. Оставшиеся две четверти оставил ещё на два дня, хотя чистого времени там набралось всего-то на два с половиной часа. И каждый раз, когда я буквально выныривал из созданного Сергеем мира, я ходил с глазами по пять копеек и немного потерянный. Признаюсь честно, такого со мной не было очень долгое время. Поскольку с творчеством Сергея Кузнецова я познакомился в рамках «Вселенной Метро 2033», и последнее, что я читал из его работ, был рассказ «Уйти от судьбы», написанный для первой антологии серии, с новой силой захотелось увидеть продолжение его «Мраморного рая», ожидаемого мной с упорством Хатико «Врага моего врага». Боюсь, конечно, что не дождусь, но тот же «Затворник» показал, что чудеса случаются!

Большинство героев получилось по-настоящему живыми, и это замечательно. Единственно только не разглядел толком Алексея Померанцева, от лица которого написана примерно половина романа. Он чуть схематичен, да и жена его, София, в общем-то, тоже. Тем не менее, и они наполнены какой-то жизнью (хочется сказать «завлекающей», но это звучит как-то пошло). Как будто подсматриваешь в замочную скважину за жизнью мастера на все руки Кости Егорова и его друзей и знакомых.

Весь роман, по сути, представляет собой не более чем пространное объяснение произошедшему в прологе. И до последнего момента непонятно, как вся цепочка столь тяжёлых событий привела к успешному выходу «Людей и моря». По-моему, это чудесно: видишь противоположный берег, приближаешься к нему, но не знаешь, где тебя поджидает коварное течение, что может унести от вожделенной цели. Кстати, читателю даётся возможность не только увидеть судьбу протагониста, но и оценить его Книгу. И вот я, наверное, из той одной десятой процента, кого «Люди и море» впечатлили слабо. Живой язык, живые персонажи, живые диалоги — а сюжет то ли из-за приёма «роман в романе» почти не просматривается, то ли попросту банален. Впрочем, зачастую именно такие безделушки и становятся бестселлерами.

Забавно, что действие творения Егорова происходит в Крыму, так ныне популярному в информационном пространстве. Конечно, кроме места действия, с современностью ничего общего. Книге-то уже четыре года, а в ней самой события разворачиваются с 2004 по 2006 годы. Хотя упомянутая премьера «Аватара» путает все карты… И эти два с половиной года жизни персонажей наполнены таким числом происшествий, что и не снилось. Правда, к сожалению, так вполне может быть. Навалится одно на другое, и снежный ком проблем уже не остановишь.

Загадочное и нереальное подстерегает читателя далеко не в первых главах, и к тому моменту, когда начинаешь верить, что это обычный бытовой роман, происходит нечто удивительное, что вносит элемент необычности в успевшее очаровать повествование. И делает ещё более насыщенным! Что любопытно, несколько месяцев тому назад я ознакомился с циклом романов, где обыгрывался схожий с финалом «Затворника» ход. Конечно, те романы вышли позже, но, кто знает, вдруг их автор вдохновлялся работой Сергея Кузнецова? И, стоит добавить, у Сергея эта идея обставлена значительно логичнее.

Поскольку немалая часть романа посвящена вполне земным проблемам, описанный мир не кажется добрым и идеальным. Но и злым и расшатанным тоже не кажется. Назвать пустым, обычным язык не поворачивается… Наверное, по духу «Затворник» можно назвать выверенным. Вот подходящее слово. Этот роман выверенный! Каждая сцена, каждый поступок, каждый абзац выстроен таким образом, что здание романа вышло по-настоящему надёжным, не способным развалиться ни на уровне фундамента, ни на высоте крыши. Слова бегут, и в голове выстраивается пронзительный сюжет, от которого отворачиваться, отвлекаться не хочется. И даже когда он подходит к логическому концу, ещё долго не оставляет ощущение, что частичка души осталась с романом, а его дух — со мной.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Данный роман — просто кладезь для критиков. Как для положительных, так и для отрицательных отзывов.

Эту книгу можно воспринять многослойно, а можно сказать, что вся эта многослойность лишь видимость, а книга — то, что прямо в тексте.

Что же мы имеем (постараюсь без спойлеров)? Мы имеем мужика-хозяйственника с золотыми руками, на которого в зрелом возрасте вдруг снизошёл писательский Талант. И мужик забрасывает всё и Создаёт свою Книгу, свой Мир.

Так что же этим хотел сказать наш автор, Сергей Кузнецов? Рассказать о том, как пишутся книги, о чувствах и мыслях авторов, о том, как это бывает? Или это просто история о чуваке, у которого крыша поехала, склинило на писательстве и всё что с ним происходило — банальная шизофрения? Или данный роман — Гимн Литературе и цель — показать, что Литература наряду с музыкой и изобразительным искусством может менять людей и через них окружающий мир? Или всё ещё глубже и есть ещё слой о Судьбе каждого, о Боге (Создателе), о том что, возможно, и наш мир кем-то создан? Я мог бы ещё версий наковырять, ещё пласты романа поднять. Важно (и лично мне интересно) тут другое — что из этого подразумевал в своей книге сам автор, сам Сергей Кузнецов?

Впрочем, в любом случае, такая многослойность — это плюс автору и его книге.

Ещё добавлю, что язык у автора хороший. И пусть пронзительной книга не вышла, но что не глупая — точно, и при этом читается очень легко, затягивает.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх