Александр Островский «Бесприданница»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Первая публикация — в журнале «Отечественные записки» № 1/1879 г.
Премьера в Малом театре состоялась до публикации — 10 ноября 1878 г.
Входит в:
— антологию «Горе от ума. Пьесы», 1974 г.
— антологию «Гамлет, принц Датский. Король Лир. Гроза. Бесприданница. Три сестры. Вишнёвый сад», 1983 г.
— антологию «Русская драматургия XVIII-XIX веков», 2002 г.
— антологию «Машенька», 2016 г.
Экранизации:
— «Бесприданница» 1936, СССР, реж. Яков Протазанов
— «Жестокий романс» 1984, СССР, реж. Эльдар Рязанов
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
muravied, 17 декабря 2023 г.
После очередного просмотра Рязановского «Жестокого романса» решил прочитать первоисточник. И что удивительно, правило «А книга лучше» тут не работает, ибо фильм значительно расширил сюжет, персонажей, да и Паратов в фильме намного обаятельней чем в книге. Грубо говоря, события в пьесе начинаются уже с помолвки Карандышева и Ларисы, а это, как мы помним, начало второй серии фильма. А вся первая часть фильма основана на коротеньких «флэшбеках» героев. Например сцена стрельбы по стакану на голове и потом по часам (в пьесе по монете) в руках Ларисы, или сватовство кассира-мошенника у Островского всего лишь два абзаца по 10 строчек. А в фильме из этого сделали целую серию в полтора часа. Или шикарный эпизод, когда Паратов руками поднимает телегу и переносит через лужу, а потом Карандышев пытается повторить — в книге этого вообще нет. Плюс огромный эпизод на Ласточке в конце фильма, в книге же финальная перестрелка случается на берегу. Карандышев просто блуждал по городу с пистолетом и даже не пытался догнать «Ласточку» на лодке как в фильме. И тот самый разговор Паратова и Ларисы про «давай до-свиданья» происходит не на Ласточке, а в кафе на высоком берегу Волги.
Подведя итоги. Вот в школе я классические произведения не читал от слова совсем. Вот сейчас уже к 40 годам я дорос до этих книжек. Не уверен, что 15-летнему школьнику Андрею было бы так же интересно это читать, но, признаюсь, сейчас я прочитал взахлёб и всего за 3 дня.
Кечуа, 3 августа 2012 г.
Захватывающая, читающаяся на одном дыхании, пьеса Островского не оставила меня равнодушным. «Бесприданница» и по форме, и по сути написана в лучших Шекспировских традициях: есть завязка, в которой мы знакомимся с героями; далее следует развитие сюжета драмы, ну а в конце — кульминация, доводящая до апогея накал разыгравшихся страстей... Падает занавес... Спектакль окончен... Последнее действо трагедии подобно удару гонга, заглушающего пусть и тревожное, но всё ещё более или менее мирное звучание симфонического оркестра, композициями которого мы наслаждались вплоть до самого конца пьесы.
В «Бесприданнице» не затрагиваются ни высокие материи, ни вселенские проблемы. Островский также не сталкивает лбами представителей различных политических или религиозных воззрений. Он просто показывает обыкновенных людей, их характеры. Думаю, именно поэтому трагедия Александра Николаевича и по сей день не потеряла своей актуальности. Ведь времена меняются, а люди... А люди — нет.