Борис Акунин «Перед концом света»
- Жанры/поджанры: Детектив (Классический детектив )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Эраст Петрович под чужой фамилией едет в российскую глубинку, на Север, в старообрядческие места. Он интересуется проведением первой всероссийской переписи населения в этих глухих местах. Но у старообрядцев особая жизнь, и их отношение к мероприятиям, проводимым государством, не всегда поддаётся простым обьяснениям.
Время действия — 1897 год. Эрасту Фандорину — 41 год.
Входит в:
— цикл «Приключения Эраста Фандорина» > сборник «Нефритовые чётки», 2006 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
lammik, 12 сентября 2020 г.
1897 год. В Российской империи намечается первая всеобщая перепись населения. Интерес к событию огромен, многие выдающиеся люди решили не оставаться в стороне. Среди них и Эраст Петрович Фандорин, который, предприняв необходимые меры конспирации (теперь он Э.П. Кузнецов), возвращается в Россию и едет на русский Север, в Вологодскую губернию, в уездный город Стерженец. Местные староверы не горят желанием переписываться, и вот вместе с главным уездным статистиком Алоизием Степановичем Кохановским Фандорин отправляется в путь...
В «Нефритовые чётки» затесалась жемчужина. И это повесть «Перед концом света». Пронзительная красота северной природы, старинный уклад общинной жизни, жизнелюбивые люди, живущие честным трудом и тут же череда необъяснимых самоубийств, уводящих на тот свет целые семьи с детьми. Самоубийство пугает, пожалуй, даже сильнее убийства. Ибо мотивы убийцы понять можно с рациональных позиций, а уход из жизни здоровых, ещё вчера счастливых и строящих планы людей — нет. Есть в повести и немного семиотики (поклон Умберто Эко) и споры о будущем страны и мерцающие на небе от сотворения мира колючие северные звёзды. А вот чего нет, так это быстрого умом Эраста Фандорина из предыдущих книг цикла. В этом плане повесть кажется мосточком к «Театру» и «Чёрному городу», ибо уже во второй деревне становится ясно, что на самом деле происходит вокруг, и только умудрённый жизнью Фандорин не спешит сделать верные выводы из своих наблюдений.
AshenLight, 15 февраля 2022 г.
Оказывается, русский народ до того дикий, что от слова “перепись” готов накладывать на себя руки. Может, тому есть исторические свидетельства. Не буду спорить. Народ не виноват в том, что он тёмный. Меня всегда коробило от презрения интеллигенции к “мужику”. Сколько, из-за неразумности и нежелания понять ближнего, судеб искалечено не подлежит учёту. Любителей найти виноватых, наказать, терзать и мучить хватало во все времена. А тут ещё и добрая сказительница, у которой на всё аргумент есть веский и убедительный. Опять Фандорин долго “тянул резину” и чуть не поплатился жизнью за своё геройство: доказал, что не только в воде не тонет, но и из-под земли живым возвращается. Настоящий супер-герой.
Повесть оставила неприятное впечатление. Покойники, чернуха, деревенщина… Послушать, да с ускорением раза в полтора, можно. На раз сойдёт, но лучше совсем обойтись.
asakuro, 20 декабря 2017 г.
Лучший рассказ (повесть) в сборнике. Фандорин едет в Сибирь для помощи в организации переписи староверов. Но те, почему то, целыми семьями начинают совершать самоубийства.
Главный (и, наверное, единственный) плюс — интересно прописанный быт староверов, описание деревень, персонажей.
А вот минусов гораздо больше. С Фандориным путешествует около десяти человек с именами, которые встречаются только в произведениях Акунина (почему то самые распространенные имена 19 века Александр, Владимир или Николай, Акунин почти не использует). Но большинству из них посвящены лишь несколько абзацев, поэтому выглядят они даже не второстепенными героями, а совершенно ненужными. Собственно, ближе к концу они все бесследно исчезают из сюжета повести и мы ничего не узнаем об их дальнейшей судьбе. И только 3-4 человека описаны более-менее подробно и найти среди них «злодея» не представляет никакого труда. Ничего мы и не узнаем и о завершении других сюжетных линий, например, о любовной истории Масы. Главная завязка всей книги — перепись староверов — также осталась без логического окончания. И стоило ей в начале посвящать столько страниц?
Фандорин, в очередной раз, прописан суперменом: и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет. И решит любую головоломку. И очарует любую женщину. А еще может пробежать десяток километров ночью по снегу (Акунин, видимо, считает, что староверы в Сибири выходили ночью и расчищали дороги).
Общее впечатление — сюжет готовился для очередного романа с множеством персонажей и обширной географией, но его сжали до повести. Интересной повести.
AlexNewmann, 11 ноября 2017 г.
Фандорин №18
А вот это произведение почему-то не понравилось. Да, есть хорошие моменты, например, с шифровкой и общей задумкой, но все же не пошло как-то
sergej210477, 10 августа 2015 г.
Хорошая детективная повесть.
Приключения Фандорина на севере России, в раскольничьих скитах и деревнях. Обычно, Акунин редко балует читателей отвлеченными описаниями окружающего мира. Но, тут — зимний северный лес. Путешествие на санях по замёрзшей реке. Колоритные деревни староверов. Красиво, экзотично, атмосферно.
Детективная интрига замешана на религиозных мотивах — все таинственно, мрачно, порой — жутко. Я, до конца произведения так и не смог догадаться, кто главный злодей, а это, в подобного рода сюжетах — ценно.
Yazewa, 4 декабря 2013 г.
Хороши типажи, очень хороши. Основное удовольствие именно в них, тут детективная составляющая менее эффектная. Очень ярко описано то, как религия позволяет манипулировать людьми, манипулировать «изнутри», изменяя сознание. Инстинкт самосохранения, спасения детей и близких — все рушится. Страшные это вещи. И что такое религия «правильная» или «неправильная»?
Не согласна, что это стилизация под Эко. Тематически — да, где-то автор взял «Имя розы» за ориентир, но вся работа чрезвычайно самобытна.
VovaZ, 2 апреля 2016 г.
Типичный фандоринский детектив, с двойным дном, когда наиболее вероятный преступник оказывается невиновным, но «хитро скрытого» кандидата тоже подозревать не торопитесь.
Интрига увлекательна, и, опять же по-акунинский, гораздо более увлекательны типажи персонажей, и яркий исторический антураж краёв староверов, конца 19го века.
Пожалуй впервые встречаю у автора определённые линии антиклириальности.
redsnake, 30 апреля 2011 г.
Сборник повестей о Фандорине был прекрасной книгой, открытой не ради погружения в размышления и чересчур ярких впечатлений не ожидалось. Так чтение неспешно и шло, пока под очередным заголовком не появилась сцена, которая наверное мало кого оставила бы равнодушным, и тут стало понятно, что никаких удовольствий кроме восхищения авторским даром работать со словом и текстом я далее не получу. Общее представление о сюжете сложилось до того, как началось основное действие, так что к последующим крайне запоминающимся событиям я была морально готова, как мне казалось. Разумеется, зря. Подробности этой истории, насколько бы она ни была вымышленной(а так не кажется, к сожалению), забыть не получается до сих пор.
Личность Фандорина уже давно по внутренней хронологии цикла перестала быть принадлежащей безраздельно к той или иной культуре, он мобилен территориально и гибок психологически, и его столкновение(как части близкого ему по духу проекта и личностное) с персонажами, совсем по-другому воспринимающими мир, являющимися последователями довольно древней и неизменной религиозной традиции имело слишком далеко для детективного произведения идущие последствия. Как только я попыталась представить себе внешность и примерный жизненный путь этого человека и его окружение исходя из сюжета в красках и во времени, ситуация моментально вышла за границы стандартного противостояния «сыщик»-«преступник», обычного для серии и жанра. Никогда еще за весь цикл поступки главных героев не представлялись так однозначно обусловленными идеями, от которых представляется невероятным отречься. Непререкаемым авторитетом для абсолютного большинства людей в той местности, где разворачиваются события, оказываются религия и ее служители; старинные каноны определяют мотивы поступков и являются важным сюжетообразующим элементом, и для понимания происходящего необходимо погрузиться в эту традицию. Сделать это предлагается, конечно же, как положено в такого рода литературе — почти до самой развязки натыкаясь на разбросанные по всему сюжету куски обычаев в повседневных делах и неожиданных встречах, обрывки разговоров и текстов, важные и яркие детали быта.
Еще в начале книги возникает впечатление, что конфликт между тем огромным миром, к которому принадлежит главный герой и практически изолированной от основного частью мира , в котором он оказался в ходе своей миссии, куда как тяжелее чем любые противоборства, случавшиеся в его профессиональной деятельности. Это даже не противостояние двух личностных правд, это травмирующее всех его участников соприкосновение времен, существующих одномоментно в одной стране. Основные участники событий невероятно разные, их стремления и планы зачастую взаимоисключающи и вероятность благоприятного разрешения ситуации при столкновении ничтожно мала. Безнадежный дух настоящей массовой трагедии над повестью определенно витает.
Именно эта история оказала на меня самое сильное воздействие в сборнике. В числе прочего потому, что здесь рамки стилизации под детективный жанр очевидно оказались узковаты для темы и это — приглашение подумать. Такое серьезное обращение к теме религии в развлекательном на первый взгляд произведении как-то не особенно ожидаешь, и в силу некоторых ограничений, определяемых общим стилем, над такими текстами образуется некое облако смыслов, которые вряд ли возможно воплотить в слова именно на этих страницах.
Если бы у меня получилось не воспринимать слой повести, говорящий о том, что герои здесь гораздо больше чем личности, то это произведение так и осталось бы просто очень увлекательным и колоритным детективом. Поскольку это не удалось, могу только констатировать факт — в процессе чтения степень реалистичности взгляда на жизнь повысилась неожиданным, пусть и малоприятным образом, горячо поблагодарить автора за это и поставить за эффект и безупречно рассказанную историю твердую «девятку».
GerD, 5 ноября 2008 г.
На мой взгляд один из лучших рассказов сборника. Самый глубокий из всех «нефритовых чёток», он демонстрирует изменения в характере Фандорина, возвращающие его от «вольной птицы» (когда он уезжает из России и колесит свету) в преданного слугу своей Родины. Герой видит, что в ней происходит, осознаёт губительные процессы и понимает, что надо возвращаться и делать всё, что в его, Фандорина, силах. Пронизанная религиозными символами и замешанная на детективном сюжете повесть перекликается с «Именем розы» Умберто Эко (собственно, все произвденеия про Фандорина — в той или иной степени стилизации), но эта стилизация не «в лоб», а очень изящная, самобытная. Не помню точно, когда произошла трагедия с религиозными фанатиками в Сибири — позже или раньше выхода сборника? Но одно точно: повесть получилась ещё и актуальной, неожиданно злободневной. Стоит отметить, что идея религиозного фанатизма проходит через всю историю — одновременно и не отвлекая от сюжета (который, конечно, немного предсказуем — но изящен и по-своему красив), но и заставляя читателя обратить внимание на то, что делает с нами вера, губительная в своей слепоте. Словно подводя итог «Нефритовых чёток» повесть «Перед концом света» пробуждает в разуме читателя ясную мысль: думайте головой, как Фандорин, и будет вам счастье.
Morley, 23 апреля 2013 г.
К сожалению незнаком с оригиналом, и вообще с творчеством Эко. Так что не знаю что именно автор там хотел донести.
Таким образом говорю только о Акунинском римейке.
Для меня лично — эта история о противоборстве рацио и иррацио, разумного и неразумного, прогресса и традиции.
Нельзя сказать, что какая то из сторон — сторона добра, а какая то — зла. Но часто их поступки все же можно классифицировать.
Опять таки. Религия. Акунин красиво показал, что религия, если ее воспринимать философски — может быть моральным стержнем, опорой, некой внутренней силой. Но это очень редко получается.
Для многих — религия это опасная игрушка, которая закрывает от мира и не дает себя раскрыть. Не дает увидеть ни «бегемота» в Африке, ни «коалы» в Австралии. К сожалению, этот вид религии — вещь деструктивная и опасная.
Мигель_Стэмпф, 10 апреля 2010 г.
Замечательная повесть. Снова Акунини не разочаровал. Не могу спорить с остальными отзывающимися, может в ней и есть досадные неточности, но всё равно повесть хороша. Потому что
Снова автор радует русским колоритом, тем родным Фандорину, присущим тому веку и полюбившимся большинству читателей, старым бытом. Это раз.
Радует оригинальность детективной фабулы (ведь сколько детективных романов про убийц, маниаков и прочих душегубов, которые отбирают жизнь у жертвы, и не так уж много о таких преступных личностях, которые толкают на самоубийства) и её сочетанием с историческими событиями (перепись в России). Это два.
И конечно же колоритностью персонажей, среди которых достаточно необычных личностей. И почти каждый из них может быть преступником (меня автор в этом убедил :biggrin:). Отлично. Захватывает. Это три.
Потому и понравилось. Очень неплохо
vsvld, 24 июня 2010 г.
От Умберто Эко в повести почти ничего нет, кроме филологической загадки, зато бросается в глаза очень красивое построение мизансцен (сама география северного края неожиданно оказывается лабиринтом) и потрясающая сцена в подземелье. Единственный недостаток — финал как-то слишком уж напоминает всем известную повесть братьев Стругацких...
Dafiny, 23 марта 2009 г.
Всё верно. Да, в России могут жить такие религиозные фанатики. Люди, готовые скорее лечь в мину и принять «тяжкую» смерть (понятие «легкая» здесь весьма условно), чем позволить правительству вмешаться в их жизнь. Впрочем они не смерть принимают, а «Душу спасают».
Да, в России ссыльный может быть не изгоем, а уважаемым человеком «пострадавшим от царя».
И да, «Московские туристы» прибывшие в глубинку собственной страны, могут быть такими же чужими и неуместными, как кожаные портфели в забытых богом старообрядческих селениях.
Чужой Фандорин. Родная страна. Спасенные души.
Это очень русская повесть, быть может даже слишком...
Pulsus, 6 февраля 2011 г.
Сильная,яркая,живая повесть ! Самая лучшая в сборнике. Впечатлений от чтения хватило надолго.
Mo3k, 30 июля 2010 г.
Мне очень понравилось:) Довольно холоден к религии, но именно эта связь статистики и староверов меня взбудоражила. Для меня почему-то очень необычно. За убийцей не следил, а просто читал. Считаю очень показательная повесть про религиозный фанатизм:)