Андрей Битов «Пушкинский дом»
- Жанры/поджанры: Постмодернизм | Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Роман-музей, «роман-протей», роман-метаморфоза. Роман-ребус.
Примечания к произведению пишет... его герой, «уже академик» Л. Н. Одоевцев, — превосходящий литературной квалификацией самого автора. А. Битов выступает здесь прилежным учеником великого Владимира Набокова.
С публикацией романа в США начались неуклюжие и абсурдные потуги цензуры запретить издание произведения на родине автора. Все эти подробности заставили А. Битова впоследствии разделить время на «ту» и «эту» жизнь. «Та» осталась в СССР...
«Наиболее значительное произведение Андрея Битова» представляет собой образец русского литературного авангарда последней четверти 20-го столетия.
Роман написан в 1971 году. Впервые опубликован в Нью-Йорке в 1978 г.
В произведение входит:
|
||||
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Входит в:
— цикл «Империя в четырёх измерениях» > условный цикл «Империя II Пушкинский дом»
— журнал «Новый мир № 10, 1987», 1987 г.
— журнал «Новый мир № 11, 1987», 1987 г.
— журнал «Новый мир № 12, 1987», 1987 г.
Награды и премии:
лауреат |
Премия за лучшую иностранную книгу / Prix du Meilleur livre étranger, 1989 // Роман или книга стихов (СССР; роман) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
sofer, 1 июня 2017 г.
Первая часть романа — одно из лучших изображений исторической эпохи (60-е) в контексте истории страны и истории человека. Вторая часть — одно из лучших исследований любви в художественной литературе. Третья часть — одно из лучших погружений в феноменологию пьянки и опьяненного сознания. Все вместе — один из лучших советских романов.
«Зрелую» прозу Битова интересно сравнить с ранней. Во многом различие этих периодов его творчества является и различием периодов развития советской литературы вообще. Если тема ранних произведений Битова — поиски человеком самого себя, то «Пушкинский дом» — роман о потере самого себя, что по сути делает его анти-романом об анти-герое (здесь даже сюжетность сведена к минимуму).
Конечно, «Пушкинский дом» можно рассматривать как литературную игру. Однако, не следует исключать и экзистенциальный слой произведения: главный герой судорожно пытается увидеть реальность, но лишь все больше и больше погружается в сон своего разума, который известно что рождает. Вместе с ним в этот сон погружается и вся российская и советская реальность. Пробужденное же сознание принадлежит лишь автору и находится по ту сторону текста и реальности. Где? На этот вопрос можно ответить, только прочитав роман.