Станислав Лем «Предисловие»
Автор хочет освободить предисловия и возвести их в ранг суверенного разряда словесности, это довольно самодостаточные произведения, не быть же им вечно в тени основного текста. Писатель приводит целый ряд доводов и даже отвечает на вопрос, зачем всё это нужно!
Входит в:
— цикл «Библиотека XXI века» > сборник «Мнимая величина», 1973 г.
- /языки:
- русский (9), украинский (1)
- /тип:
- книги (9), самиздат (1)
- /перевод:
- К. Душенко (4)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Carex, 30 августа 2022 г.
Я не понял, зачем и для чего это написано. Текст ради текста. Как будто автор переполнился ядом иронии и сарказма и выбросил его на бумагу, что избавиться от интоксикации.
wolobuev, 16 июня 2021 г.
Не возьму в толк, почему Лем выбрал здесь такой архаичный торжественно-перегруженный стиль. То ли это отсылка к эпохе барокко (и тогда понятны постоянные параллели со Священным Писанием), то ли стилизация под Гомбровича, о котором упоминается в тексте. Видимо, первое, ибо Лем в конце приглашает читателя узреть врата Творения — и тут осталось лишь включить на всю громкость ораторию Гайдна «Сотворение мира» (да, я знаю, что Гайдн — не барочный композитор, но опирался он именно на барокко, а эта оратория уж очень знаменита).
Правда, мне совсем непонятно, к чему тут призывы к первобытной простоте. Это ещё может как-то резонировать с оригинальным методом «освобождения предисловий» от оков основного текста, но архаично-усложнённый стиль, каким Лем об этом пишет, находится с данным призывом в явном противоречии.
Остаётся списать всё на очень тонкую иронию. Видимо, Лем тут кого-то троллит, но кого и зачем, я не знаю.
bvi, 28 сентября 2018 г.
Коротенькое предисловие к «Мнимой величине» Лем обставил множеством дополнительных, попутных рассуждений о путях современного искусства. Делая серьёзный вид, говоря о «висцеральной музыке», например, и нарочито шутливым тоном намечая реальный переход к трагическим предсказаниям.
И редкий случай, когда Лем прямо делает реферанс «многоопытному Читателю-Прогрессисту», заранее выдавая ему индульгенцию: «а тупицам, которые вздумали бы предать нас обоих анафеме, скажешь, что они отъединились от эпохи духовно и скатились на свалку старья, выплюнутого стремительной Действительностью».
Pupsjara, 4 августа 2007 г.
Бредовая идея о свободе предисловий медленно перешла к сотворению мира, затем к исккуству и плавно вернулась к диалогу с читателем с призывом: « Освободить предисловия от их оков с основным текстом«!