FantLab ru

Дмитрий Мережковский «Пётр и Алексей (Антихрист)»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.53
Оценок:
40
Моя оценка:
-

подробнее

Пётр и Алексей (Антихрист)

Другие названия: Антихрист (Петр и Алексей)

Роман, год; цикл «Христос и Антихрист»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Дмитрий Мережковский (1865—1941) — русский писатель, поэт, один из основателей русского символизма, литературный критик, переводчик, историк, религиозный философ, общественный деятель, основоположник нового для русской литературы жанра историософского романа. Роман «Петр и Алексей» посвящен трагическому противоречию старого и нового, европейского и старорусского начал.

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (8)
/языки:
русский (8)
/тип:
книги (8)

Избранное
1989 г.
Пётр и Алексей
1990 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 2
1990 г.
Пётр и Алексей (Антихрист)
1992 г.
Петр и Алексей
1994 г.
Христос и Антихрист. Полное издание в одном томе
2008 г.
Пётр и Алексей
2012 г.
Петр и Алексей
2018 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С этой вещью знакомы многие из тех, кто её никогда не читал. Известный довоенный фильм «Пётр Первый» был снят отчасти по роману Мережковского. Все эпизоды фильма, связанные с царевичем Алексеем, взяты оттуда. Только акценты переставлены. Конечно, имя Мережковского в титрах не упоминается. Его вообще тогда старались не вспоминать.

Пётр в романе выглядит настоящим чудовищем. Отчасти из-за историософских взглядов Мережковского, отчасти из-за политических, от его ненависти к монархии Романовых. Некоторые цитаты в вольном переводе автора звучат, как прямые призывы к восстанию. Автор ощущает перекос и, как добросовестный человек, пытается его как-то исправить. В основном, с помощью цитат и перечислений. Получилось не очень удачно. Пётр остался кособоким. Надо просто делать поправку на то, что эпоха здесь видна только с одной стороны.

Алексей изображён по контрасту. Пётр — палач, Алексей — жертва, как, собственно, и было. Алексей Мережковского — человек слабый, добрый, мягкий, всепонимающий, неглупый, во всяком случае, способный мыслить. Но вот слабость Алексея доходит до того, что его как-то перестаёшь жалеть. (Хотя жалко почти всех персонажей, включая Петра). Алексея предают, да, но и он вовсю предаёт. А всепонимание оборачивается тем, что он не способен понять простейшие вещи, которые понимает каждый из подданных.

Третий герой — Тихон, потомок захудалого княжеского рода. Тихон ищет истину, как искал её всю жизнь сам Мережковский. Ищет на военной и гражданской службе, в церкви, у отшельников, у раскольников, у сектантов, пытается спрятаться среди народа, уйти в чистую науку. И нигде не находит правды. Как и автор в своих поисках истины конструировал всё новые концепции. И каждая концепция получалась всё менее адекватной.

Читается роман тяжело. Из-за обилия цитат, из-за церковнославянизмов, из-за раздражающей однобокости персонажей. Чернота в изображении эпохи зашкаливает. Философские рассуждения интересны, но слишком навязчивы. Но вещь очень сильная. Наверное, самая сильная у Мережковского. Настолько сильная, что даже неприятно читать.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Написанный в 1905 году роман является завершением трилогии «Христос и Антихрист». Предшествовавшие ему части — «Смерть богов. Юлиан Отступник» (1895) и «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» (1901). Полное же название третьего романа — «Антихрист. Пётр и Алексей». Трилогия полностью было мною прочитана в конце 90-х прошлого века; к заключительной части вновь обратился как бы «в рамках ретроспективки о Петре Первом».

Если совсем вкратце, все три романа посвящены противоборству (и взаимосвязи) христианства и язычества. Действие последней книги триптиха происходит в поздние времена петровского правления. Позади Полтавская битва, Петра уже практически называют императором (но он ещё не провозглашён им официально). Кто в романе стоит на стороне Антихриста, а кто — на стороне Христа, догадаться не трудно. И всё же ни Пётр, ни Алексей не предстают в изображении Мережковского личностями не только одномерными, но даже однозначными.

Пётр жесток, порой до зверства; страдает массой других пороков. Вместе с тем далеко не всё, что он делает, носит только негативный, разрушительный характер.

Алексей же — умён (в чем-то, по ощущению других персонажей, умнее, глубже отца), но слаб, мягок, не является лидером.

В трагедии, разыгравшейся между ним и его отцом, он несомненная жертва — во всяком случае, с точки зрения современного человека.

Помимо этих двух лиц, чьи имена составляют заголовок, третьим главным героем романа можно назвать «беглого московского школяра» Тихона Запольского. Его глазами читатель видит брожение народных умов, происходившее в петровские времена. Последний отпрыск некогда знатного, но давно уже опального и захудалого рода князей Запольских, как пишет о нём автор. Мать умерла при родах; отец, стрелецкий голова, был казнён после неудачного бунта против нового царя. Тихон, мечтательный мальчик, склонный к поэзии и философии, как и многие представители знати в то время, попадает в «навигацкую школу», там знакомится с западно-европейской премудростью, но затем неожиданно становится спутником старца Корнилия, одного из проповедников самосожжения.

Далее судьба сводит его не только с раскольниками, но и с маргиналами, сектантами разного рода. Но ни у кого из них не находит правды Тихон в своих поисках церкви истинной.

Роман создаёт чрезвычайно сложный, в высшей степени неутешительный образ эпохи. И то, что эпилог, в котором как раз описаны хождения Тихона по мукам, называется «Христос грядущий», и то, что в итоге Тихон всё-таки приходит к выводу «Антихриста победит Христос!» (это завершающая фраза романа), на мой взгляд, только усиливает общее трагическое настроение книги...

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх