Дмитрий Мережковский «Рыцарь за прялкой»
Входит в:
— цикл «Итальянские новеллы»
— антологию «Тень Филлиды», 2004 г.
страница всех изданий (4 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Seidhe, 8 октября 2025 г.
Совершенно не был знаком с творчеством Дмитрия Мережковского. Имя, разумеется, слышал, но как-то вне сферы моих интересов весь это Серебряный век с его поэтами, мистиками и прочими богоискателями. Книгу «Рыцарь за прялкой» от издательства «Аркадия» приобрёл исключительно из-за волшебных, чарующе-прекрасных иллюстраций многоуважаемой Ольги Исаевой, детали которых я готов рассматривать бесконечно. Начав читать, с удивлением обнаружил, что и текст вполне на уровне, как говорится. Сам по себе я не большой знаток итальянских новелл, стилизацию под которые старался создать автор (я всё-таки предпочитаю более ранние образцы европейской литературы), но заглавная новелла была прочитана с неослабевающим интересом. Можно попенять, конечно, что с психологической точки зрения портреты персонажей не кажутся особо убедительными — слишком уж главные герои положительные, — но тут уж необходимо делать скидку на жанровую принадлежность, скажем так, да и вообще — иногда и такие произведения читать нужно, не всё же dark fantasy пробавляться.
Итак, время действия — XV век, времена правления знаменитого Матьяша Хуньяди, он же Маттиас Корвин европейской традиции, место действия — Богемия. В центре повествования — небогатый рыцарь Ульрих, живущий уединённой жизнью и не стремящийся к военной славе или личному обогащению. В жизни Ульриха есть две страсти — книги и породистые лошади. А ещё он любил охотится на волков и медведей, «которых в те времена водилось во множестве в лесах Богемии», и удить рыбу, потому что любил тишину глубоких вод, которые казались ему похожими на его собственное сердце». Однажды после охоты Ульрих заблудился в начавшейся вьюге и оказался в окрестностях замка своего соседа, с которыми долгие годы враждовали его предки. Выбирая между перспективой замёрзнуть или искать убежище в доме врага, Ульрих выбрал второе. Хозяин замка по имени Арнольф принял гостя со всем радушием, ибо оба были «молоды, великодушны и не имели причины желать друг другу зла». А после знакомства с сестрой хозяина, прекрасной Дианорой, Ульрих и вовсе стал частым гостем в замке соседа. Потом сыграли свадьбу, молодые обрели семейное счастье, но тут-то и понял Ульрих, насколько он беден, и сколько имеет долгов. Одним словом, подался он ко двору короля Маттиасу, где сумел обрести достойное место, отличившись в военных походах, и поправить своё материальное положение. После возвращения из военных походов Ульрих на какое-то время остался при дворе по просьбе супруги короля, Беатриче Арагонской, и однажды, в летний вечер, «как это часто бывает в обществе, где есть много прекрасных дам и кавалеров, зашла речь о любви». И нашёлся тот, кто начал доказывать, «красноречивыми примерами из древних и новых писателей, из Библии и мифологии, что женщина — самое порочное и опасное существо под луною». Когда же королева привела в пример добродетельную супругу Ульриха, прекрасную Дианору, два рыцаря, поляк Владислав и венгерец Альберт, побились об заклад на всё своё имущество, что в течении двух месяцев один из них сумеет склонить её к неверности...
Хороший рассказ. С правильным моральным посылом, который, что немаловажно, не теряется в цветистости и красивостях описаний. Прочитал, повторюсь, с удовольствием. Пусть будет 9 баллов, так как после прочтения «Рыцаря за прялкой» вопрос «Читать ли книгу дальше?» не стоял от слова совсем.