FantLab ru

Владимир Гопман «Золотая пыль. Фантастическое в английском романе: последняя треть XIХ-ХХ вв.»

Золотая пыль. Фантастическое в английском романе: последняя треть XIХ-ХХ вв.

Монография, год

 Рейтинг
Средняя оценка:8.65
Голосов:17
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Сборник статей, написанных в разное время и по разным поводам, в том числе здесь есть предисловия к отдельным авторским книгам. Каждая статья посвящена отдельному автору(за исключением первой обзорной статьи), при этом В. Гопман стремится вписать автора в соответствующий историко-культурный и литературный контекст. Хронологический охват достаточно большой, со второй половины 19 века по конец 20 в.

Награды и премии:


лауреат
Портал, 2012 // Критика, литературоведение, эссе (книги, циклы статей)

лауреат
Мраморный фавн, 2011 // Критика, литературоведение

лауреат
РосКон, 2013 // Фантастиковедение. 3 место («Бронзовый РОСКОН»)

лауреат
Беляевская премия, 2013 // Специальная премия Жюри

Номинации на премии:


номинант
Интерпресскон, 2012 // Критика / публицистика

номинант
Бронзовая Улитка, 2012 // Публицистика


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Золотая пыль. Фантастическое в английском романе: последняя треть XIХ-ХХ вв.
2012 г.



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 апреля 2012 г.

Замечательный монографический труд, повествующий о Фантастике и её авторах в английском романе последней трети XIХ-ХХ вв. Владимир Гопман расскажет о развитии этого направления, познакомит с авторами, расскажет о личных встречах, переписке, терниях на пути выхода книг в советское время и откуда и как возникли сюжеты будущих романов.

Книга написана нескучным языком, с любовью и уважением к Фантастике и авторам и не оставит равнодушными.

Отличная попытка, увенчавшаяся успехом.

Оценка: нет
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 августа 2015 г.

В наш век торжества клипового мышления и пиксельного видения погрузиться в неспешное, скрупулезное исследование, написанное живым русским языком, – редкостное и даже неожиданное наслаждение. С одной стороны, работа выдержана в строгом академическом стиле, только к введению приведено 250 источников, на которые ссылается автор, а с другой, написано это очень интересно, не сухо, а образно и душевно. Причина этого проста, автор давно и бескорыстно влюблён в предмет исследования, в английскую фантастику, хорошо знаком не только с историей и критической литературой, но и со многими английскими фантастами, поэтому рассказывает о их книгах детально и вдумчиво, со множеством любопытных подробностей.

После тщательного разбора и уточнения литературы, посвященной теме в России и за рубежом (пример въедливого уточнения: «Особо хотелось бы отметить работу А.М.Приходько: в качестве материала для анализа автор выбрал ту часть творчества нескольких авторов, которая относится к фэнтези, против чего, разумеется, возразить нельзя, только вот из одиннадцати английских (по мнению автора) прозаиков – пятеро американцы...»), Владимир Львович переходит к творчеству отдельных авторов, как широко известных (Брэм Стокер, Герберт Джордж Уэллс, Джон Роналд Руэл Толкин, Джеймс Херберт, Брайан Олдисс, Джеймс Баллард), так и тех, о ком широкая публика знает мало или даже совсем не знает, но чьи книги сыграли важную роль в развитии мировой фантастики (например, Уильям Хоуп Ходжсон, Энтони Хоуп, Майкл Фрейн).

И несмотря на то, что я всю свою сознательную жизнь чуть ли не профессионально интересуюсь фантастикой, в каждой главке «Золотой пыли» нахожу новые сведения, оригинальные суждения, удивительные детали. Это дорогого стоит.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 августа 2017 г.

Не назвал бы «Золотую пыль» полноценной монографией, это скорее собрание очерков, созданных, по-видимому, в разное время, а затем сведенных воедино и снабженных научно-справочным аппаратом. Главы, каждая из которых посвящена одному из представителей британской фантастической литературы (анализируются на самом деле не только романы) различны по стилю и структуре: некоторые представляют собой анализ творчества какого-либо писателя, другие являются скорее биографическими, а глава, посвященная творчеству рядового, в общем-то автора Дж. Герберта, большей частью посвящена крысам как популярному персонажу мировой и британской литературы. В целом книга оставляет приятное впечатление, она весьма увлекательна и познавательна, написана хорошим языком. Единственный значимый минус — большое количество пространных и очень подробных спойлеров.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 сентября 2016 г.

Впечатление неоднозначное — книга нужная, интересная, но и очень неровная. Не монография, а сборник материалов — некоторые части представляют собой эссе, некоторые писались как предисловия. Очень недостаёт некоторых ключевых фигур британской фантастики (к примеру, нет одного из отцов-основателей фэнтези, Дж. Макдональда, а куда ж истории «новой волны» без М. Муркока?), и если бы вместо Дж. Херберта оказался К. Прист, это можно было только приветствовать.

Прочитанная параллельно книга Кагарлицкого произвела более сильное впечатление, но поставил им одинаковые высокие оценки: если «Литература и театр Англии ХVIII-ХХ вв.» берёт стилем и качеством, то «Золотая пыль» — своей информационной насыщенностью и бОльшим разнообразием. Уровень написанного в «Золотой пыли» хотя и несопоставим с лёгкостью и изяществом Ю.И., всё же повыше, чем обычные гаковские заметки в «Если».

Из наиболее существенных минусов — автор часто уклоняется от темы, увлекается пересказом содержания. Из плюсов, помимо общей интересности — наличие ссылок и оригинальных цитат, неплохое качество издания.

Оценка: 8


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу