Владимир Гопман «Золотая пыль. Фантастическое в английском романе: последняя треть XIХ-ХХ вв.»
Сборник статей, написанных в разное время и по разным поводам, в том числе здесь есть предисловия к отдельным авторским книгам. Каждая статья посвящена отдельному автору(за исключением первой обзорной статьи), при этом В. Гопман стремится вписать автора в соответствующий историко-культурный и литературный контекст. Хронологический охват достаточно большой, со второй половины 19 века по конец 20 в.
Награды и премии:
лауреат |
Портал, 2012 // Критика, литературоведение, эссе (книги, циклы статей) | |
лауреат |
Мраморный фавн, 2011 // Критика, литературоведение | |
лауреат |
РосКон, 2013 // Фантастиковедение. 3 место («Бронзовый РОСКОН») | |
лауреат |
Беляевская премия, 2013 // Специальная премия Жюри |
Номинации на премии:
номинант |
Интерпресскон, 2012 // Критика / публицистика | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 2012 // Публицистика |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
bvi, 15 августа 2015 г.
В наш век торжества клипового мышления и пиксельного видения погрузиться в неспешное, скрупулезное исследование, написанное живым русским языком, – редкостное и даже неожиданное наслаждение. С одной стороны, работа выдержана в строгом академическом стиле, только к введению приведено 250 источников, на которые ссылается автор, а с другой, написано это очень интересно, не сухо, а образно и душевно. Причина этого проста, автор давно и бескорыстно влюблён в предмет исследования, в английскую фантастику, хорошо знаком не только с историей и критической литературой, но и со многими английскими фантастами, поэтому рассказывает о их книгах детально и вдумчиво, со множеством любопытных подробностей.
После тщательного разбора и уточнения литературы, посвященной теме в России и за рубежом (пример въедливого уточнения: «Особо хотелось бы отметить работу А.М.Приходько: в качестве материала для анализа автор выбрал ту часть творчества нескольких авторов, которая относится к фэнтези, против чего, разумеется, возразить нельзя, только вот из одиннадцати английских (по мнению автора) прозаиков – пятеро американцы...»), Владимир Львович переходит к творчеству отдельных авторов, как широко известных (Брэм Стокер, Герберт Джордж Уэллс, Джон Роналд Руэл Толкин, Джеймс Херберт, Брайан Олдисс, Джеймс Баллард), так и тех, о ком широкая публика знает мало или даже совсем не знает, но чьи книги сыграли важную роль в развитии мировой фантастики (например, Уильям Хоуп Ходжсон, Энтони Хоуп, Майкл Фрейн).
И несмотря на то, что я всю свою сознательную жизнь чуть ли не профессионально интересуюсь фантастикой, в каждой главке «Золотой пыли» нахожу новые сведения, оригинальные суждения, удивительные детали. Это дорогого стоит.
snark29, 21 августа 2017 г.
Не назвал бы «Золотую пыль» полноценной монографией, это скорее собрание очерков, созданных, по-видимому, в разное время, а затем сведенных воедино и снабженных научно-справочным аппаратом. Главы, каждая из которых посвящена одному из представителей британской фантастической литературы (анализируются на самом деле не только романы) различны по стилю и структуре: некоторые представляют собой анализ творчества какого-либо писателя, другие являются скорее биографическими, а глава, посвященная творчеству рядового, в общем-то автора Дж. Герберта, большей частью посвящена крысам как популярному персонажу мировой и британской литературы. В целом книга оставляет приятное впечатление, она весьма увлекательна и познавательна, написана хорошим языком. Единственный значимый минус — большое количество пространных и очень подробных спойлеров.
Avex, 8 сентября 2016 г.
Впечатление неоднозначное — книга нужная, интересная, но и очень неровная. Не монография, а сборник материалов — некоторые части представляют собой эссе, некоторые писались как предисловия. Очень недостаёт некоторых ключевых фигур британской фантастики (к примеру, нет одного из отцов-основателей фэнтези, Дж. Макдональда, а куда ж истории «новой волны» без М. Муркока?), и если бы вместо Дж. Херберта оказался К. Прист, это можно было только приветствовать.
Прочитанная параллельно книга Кагарлицкого произвела более сильное впечатление, но поставил им одинаковые высокие оценки: если «Литература и театр Англии ХVIII-ХХ вв.» берёт стилем и качеством, то «Золотая пыль» — своей информационной насыщенностью и бОльшим разнообразием. Уровень написанного в «Золотой пыли» хотя и несопоставим с лёгкостью и изяществом Ю.И., всё же повыше, чем обычные гаковские заметки в «Если».
Из наиболее существенных минусов — автор часто уклоняется от темы, увлекается пересказом содержания. Из плюсов, помимо общей интересности — наличие ссылок и оригинальных цитат, неплохое качество издания.
Александр Кенсин, 8 апреля 2012 г.
Замечательный монографический труд, повествующий о Фантастике и её авторах в английском романе последней трети XIХ-ХХ вв. Владимир Гопман расскажет о развитии этого направления, познакомит с авторами, расскажет о личных встречах, переписке, терниях на пути выхода книг в советское время и откуда и как возникли сюжеты будущих романов.
Книга написана нескучным языком, с любовью и уважением к Фантастике и авторам и не оставит равнодушными.
Отличная попытка, увенчавшаяся успехом.