fantlab ru

Джонатан Литтелл «Триптих. Три этюда о Фрэнсисе Бэконе»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.00
Оценок:
4
Моя оценка:
-

подробнее

Триптих. Три этюда о Фрэнсисе Бэконе

Triptyque: Trois études sur Francis Bacon

Документальное произведение, год

Примечание:

Три эссе про картины Фрэнсиса Бекона.



Издания: ВСЕ (2)

Триптих. Три этюда о Фрэнсисе Бэконе
2013 г.

Издания на иностранных языках:

Triptyque: Trois études sur Francis Bacon
2011 г.
(французский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я максимально далек от искусствоведения. Правда, прожил семь упоительных лет вместе с профессиональной художницей, но экспертом в живописи это меня не сделало)) Похоже, я даже ни одного специального труда по этой теме не прочитал. Разве что биографии художников-модернистов.

И вот вчера прочитал это замечательное эссе об одном из любимых художников, прекрасно изданное Ад Маргинемом. А купил книгу девять лет назад — вот насколько далек!

Первое эссе Литтел посвятил месту Фрэнсиса Бэкона в истории искусства и его связям с мастерами прошлого. У Литтела хорошо развито чувство историчности, поэтому самые интересные места рассказывают о Веласкесе и истории создания его бессмертного шедевра «Менины».

Вотрое эссе о философии творчества Бэкона, его понятий о красоте и трагичности бытия, об абсурде и превозмогании его. Литтел умело драматизирует ,поэтому лучшая часть эссе — о самоубийстве любовника Бэкона Джорджа Драйера, и как эту трагедию художник воплотил в красках.

Третье эссе посвящено общей философской и религиозной концепции образа и истории о том ,как искусство прошло путь от Нерукотворного образа к светскому портрету, а потом и деконструкции его. И вот самая концовка мне не понравилась ,точнее, я с ней идейно не согласен. На протяжении всего «Триптиха» Литтел утверждал, что Бэкон художник-реалист ,что он так видел мир и адекватно отражал свое видение в полотнах. С этим нельзя не согласиться (у меня бывали периоды в жизни ,когда я воспринимал мир таким же уродским, это аберрация мышления, но имеет право на существование ,особенно , если выражено с таким мастерством, как у Бэкона). Но в самом финале о вдруг заявляет, что картина — это не изображенное на ней, не игра цвета ,не танец линий, а всего лишь краска на холсте — материальная вещь-для-себя ,и поэтому картины Бэкона реалистичные — это и впрямь всего лишь холст и краска.

Ну, нет! Плавали-знаем. Вот Владимир Георгиевич Сорокин тоже не описывает некрофилию, копрофагию, аутопсию, не разжигает русофобию и ненависть к истории и культуре нашей страны, а просто пишет буквы на бумаге. Любой лингвист вам скажет, что слово имеет как материально воплощение (колебания звуковой волны), так и идеальное (смысл). Чистая форма — это игрушка для аутистов от науки.

Также и художественное слово — линия, цвет, краска — которому посвящено столько вдохновенных страниц в эссе Литтела несет большую смысловую нагрузку. И картины Фрэнсиса Бэкона имеют большой философский и психологический заряд. Тем и интересны.

П.С. «Бывают странные сближения», как верно заметил Пушкин. А бывают осознаные. Я бы ,возможно ,еще не известно сколько лет не прочитал бы эту книгу Литтела, если бы на кануне не асилил бы роман Мишеля Уэльбека «Карта и территория». Эта книга рассказывает о художнике, и в ней персонаж-писатель пишет к выставке пространное эссе о его творчестве, прямо как Литтел о Бэконе. Мало того, в конце рассказывается об одном похищенном полотне Бэкона, позволившем раскрыть преступление с ним связанное. Эти книги вышли во Франции в один год, и за свой роман Уэльбек отхватил Гонкуровскую премию ,как ранее Литтелл за «Благоволительнец». Вот я и решил прочитать эти книги вместе, тут ведь и странных сближений хватает))

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх