Борис Акунин «Беллона»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Военное | Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Спецслужбы
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
«Беллона» — это два романа в одной обложке, очень разные по стилю и смыслу. Объединяет первую и вторую часть дилогии фон Крымской войны, несколько сквозных героев и главный персонаж: безжалостная богиня войны Беллона.
Входит в:
— цикл «Проект «Авторы» > условный цикл «Проект «Анатолий Брусникин»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 1 августа 2023 г.
2 в 1
Фрегат «Беллона»
Начинается всё, как севастопольская томсойерщина. Мальчишка, воспитываемый суровой тёткой, предоставлен сам себе. Нахождение тайной пещеры, загадочный индеец.
Пацан одержим красотой женщины на фреске, обнаруженной в пещере. Увидя в лавке дагерротип девушки, похожей на фреску, парень крадёт фото и, уходя от погони, оказывается юнгой на фрегате «Беллона». Телохранителем капитана является тот самый индеец, из под носа которого мальчик увел портрет.
Дальше идёт маринистика. Тяжелый быт грубоватых матросов, построения, открытое море. Капитан по прозвищу «Тихоня».
Пожалуй, центральной сценой первой части романа является описание легендарного Синопского сражения «глазами очевидца». Каково быть на палубе фрегата, обстреливаемого турками. Страшно.
Не менее впечатляет и начало осады Севастополя.
Черная
Во второй части действие происходит почти год спустя, осада Севастополя в разгаре.
Брусникин-Акунин возвращается к наиболее удающемуся ему жанру — шпионскому триллеру. Этакий севастопольский гамбит.
Русский англичанин грезит революционными переменами. Человек большого масштаба. Когда друг по Итону вербует его в шпионы, Лекс решает, что это шанс свергнуть скотское российское самодержавное бытие и устроить в стране революцию. А для это надо, чтобы Севастополь пал.
Есть альтернативная история, когда всё пошло по-другому, а есть криптоистория, где нам рассказывается, что события, которые привели к известному нам исходу, были не такими, как мы их знаем.
Допустим, победа белых в Гражданской — это альтернативка, а то, что красные победили с помощью тайных магических ритуалов — криптоистория.
Оказывается, если бы не шпион Лекс, не было бы мясорубки у Черной и Малахов курган, захват которого привел к падению Севастополя, не пал бы.
Читать интересно, героям сопереживаешь, и даже любовные линии в обоих частях не раздражают. Акунинский стиль узнается на раз, и это, кстати, вызывает некоторое раздражение — если решил поиграть в литературную мистификацию, почему бы не приложить чуть больше усилий. Вот в романах «Анны Борисовой» Акунина меньше. Но в «её» романах и темы затронуты, не свойственные автору: дьяволиада, притчи о посмертии.
Обязательно добью все три романа «Брусникина».
«Беллону» же рекомендую всем любителям военной прозы, маринистики и России, которую мы потеряли.
Если Вам предстоит прочесть одну книгу об обороне-осаде Севастополя от союзных войск в середине девятнадцатого века, выбирайте «Беллону». И да, я в курсе «Севастопольских рассказов» Толстого, на чьих плечах, собственно и топчется «Беллона».
9(ОТЛИЧНО)
VovaZ, 7 сентября 2014 г.
Блестящий, сдвоенный роман Акунина я оценил бы по трём аспектам.
Во-первых, перед нами замечательный образец жанра новеллизации войны. Грязную реальность, безнадёжность и бессмысленность войны, почему-то в литературе принято датировать не позднее, чем начало 20-го века. Всё, что было позже, почему-то принято изображать неким невнятным гламуром, затушёвывая кровь и грязь. Акунин преодолевает этот ненужный гламур. У него война, эта война. Автор возвращает нас на сцену Крымской войны, уже упомянутой в романе фандоринской серии. Однако, романтизм, надежда, неуместный оптимизм — всё смыто. Перед нами только кровь, грязь и глупость. И всё это в блестящем историческом антураже мэтра.
Во-вторых, перед нами Акунин, декаденствующий мастер наших времён. Не ждите сказок с хорошим концом. Тут всё взаправду, и даже хуже. Не за саму надежду, а даже за тень её героям романа придётся всё время платить непомерную цену. Романы наполнены роматикой, но это романтика трагизма, не более.
И, наконец, в третьих. Литературные качества романов очень высоки. Однако, ничего иного от Акунина мы не ждали. Потому, я не буду здесь писать о банальных параметрах – сюжет, сценизм, образы, интрига. Я лишь хочу упомянуть о мастерской связи двух, вроде бы, разных романов. Связи через соприкосновения сюжетов и героев. Их связала пресловутая богиня войны, Беллона.
Shean, 31 января 2012 г.
Настолько разные части, настолько неожиданен и — нелогичен — переход между ними... Первая часть до замирания сердца напомнила странную общность Станюковича и Соболева — «морская душа», да, жесткая трава Севастополя; медленно раскачивающийся горизонт вокруг узкого пространства клотика; камни, мироточащие историей и красота, воссоздающая сама себя в мириадах поколений, капитан, юнга, индеец, боцман и враги. Ухх!!!
И вдруг хрясь-брясь — как — это еще не конец? На высокой господской лошадке, пощелкивая стеком, въезжает Валентин Пикуль, тьфу ты, актер Бероев, тьфу ты, это же Акунин. Нет, сама по себе вторая часть неплоха, несколько скомканы мотивации героев, но читать можно, можно бы было, если бы не первая часть. Это как после Седьмой Шостаковича переключить на Радио дача, так-то бы терпимо, но переход уж больно травматичен...
alexis1273, 21 декабря 2012 г.
Отличный роман. Администрация сайта могла бы разделить его на две части и дать возможность оценивать и коментировать каждую в отдельности, как это сделано во многих других сборниках. У Акунина нравится переход героев из одной книги в другую. Здесь главный герой «Фрегата» играет эпизодическую роль в «Герое иного времени», а в «Черной» мимоходом проскальзывает основной персонаж «героя». Классный прием, как весточка от старого знакомого. Обе книги по своему хороши. Акунину отлично удается тема дуэли разведок и здесь, и в «шпионе», и в «смерти на брудершафт». Правда был один разочаровывющий момент: полагал, что Акунин более аккуратно использует исторические данные. В Википедии прочитал что фрегат «Беллона» служил на Балтийском море и не был затоплен в бухте Севастополя. Будем считать, что такая вольность понадобилась автору для композиции.
Градус возмущения «государственной бездарностью» в «Черной» зашкаливает. Чувствуется, что автор находится под влиянием текущей политической ситуации:
«Два трудно совместимых чувства — жгучая ненависть и острая жалость — в протяжение всех этих дней не оставляли Лекса. Только усиливались.
Ненависть к тупому, жестокому, гнусно устроенному, рабьему государству. И жалость к безответной, нелепой и неожиданно родной, до мурашек родной стране.
Она напоминала ему огромного и добродушного недоумка, служившего в их московской усадьбе дворником. Уличные мальчишки дразнили его, швыряли камнями, а детина, который легко мог бы раздавить двумя пальцами любого из своих мучителей, лишь бессмысленно хлопал ресницами и жалко улыбался или плаксиво морщился.»
Но ведь все это правда и все так актуально, если не стало хуже. С трудом представляю себе поведение россиян, случись (не дай Бог!) такое в наше время.
darkina, 7 мая 2013 г.
Действительно жаль, что два романа нельзя оценить по-разному. Если за первый я бы, без сомнения, поставила 10, то за второй только 6, в результате и получилось среднее арифметическое — 8. Первый роман захватил полностью, он правдив, несмотря на кровь и грязь — светел, пронзителен, искренен. Жизнеописание Герасима Илюхина, уложившееся в два года, не может оставить равнодушным. Финал для меня был совершенно неожиданным, после этого еще несколько дней я ни о чем не могла думать, все мыслями возвращалась к этой почти обычной истории.
Второй роман написан словно в довесок, и в нем есть некая нарочитость. Что-то вроде: «Вот сейчас я расскажу вам, дорогие читатели, что значит истинный патриотизм, что собой представляет Россия, ее обитатели и наши начальники». Прочитали, приняли к сведению. Но не прониклись. Исторический роман должен был стать притчей, но не стал, потому что той самой искренности не хватило. Волнуешься за мусульманина Аслан-Гирея, а не за русско-английского немца Бланка, даже несмотря на то, что характер у него весьма убедительный, а с его мыслями о России местами соглашаешься.
В результате, конечно, впечатления противоречивые. Искренно надеюсь, что фильм, который снимут по этому роману, ограничится лишь первой частью
alex33, 8 ноября 2012 г.
Историко-приключенческий роман из двух отдельных историй, объединённых одной войной. Одна часть шпионская — английский диверсант орудует в тылу российской армии при осаде Севастополя. В другой части — севастопольский подросток становится юнгой фрегата «Беллона» и оказывается в гуще событий Крымской войны. Кстати, прочитал части не в авторском порядке — ничего не потерял, даже показалось, что так правильней.
Несмотря на трагичность темы крымской войны, книга читается легко. Сюжеты динамичные наивно-приключенческие с романтичными линиями. Герои героичные ) Хороший фирменно-акунинский стиль. Нужная тема, но даже тут чувствуются оппозиционные авторские нотки.
Не гениальный текст, но достаточно качественная непритязательная беллетристика.
Поклонникам Акунина — читать, любителям приключенческой литературы — читать, оппозиционерам — читать, державникам — под вопросом...
dvh2000, 19 февраля 2012 г.
Понравилось.
1. Интересно наблюдать необычное сочетание героев, сюжетных коллизий. Первой части романа, к примеру, особый колорит придает индеец и его роль в повествовании.
2. Размышления героев о судьбе России уже традиционны для произведений Акунина.
3. Показываются факторы личностного и духовного роста героев.
Но чего-то не хватает, чтобы произведение захватило полностью.
bao, 27 января 2012 г.
Понравилось. Рекомендую непритязательному читателю, которому наряду с качественно выписанной интригой требуется обоснование действий героев основанное на их характере. Хотя книга и стремится оставить некое пацифистское послевкусие, однако понимаешь, что война суть жизни и без неё и любовь не была бы такой яркой. Даже история второй части, где действует английский агент русского происхождения заставляет сочувствовать и переживать ему. И то, что ему удаётся его задумка (поспособствовать взятию Севастополя войсками коалиции) скорее вызывает удовлетворение — вот ведь старался человек сделать дело в меру своих сил и во исполнение своих принципов и за то воздаяние — любовь прекрасной женщины.
disharmonik, 24 июля 2012 г.
Я в обсалютном восхищении!!!
Да я предвзят.Я фанат Севастополя и Крымской войны,но друзья мои веся романтическая линия романа некоем образом не умоляет,а напротив,подчёркивает весь трагизм описываемых событий.
Великолепный роман.
Мастер как всегда РУЛИТ!!!