Гюнтер Крупкат «Когда боги умерли»
Геолог Эрик Олден давно занимается поиском следов внеземных космических путешественников. Он считает, что некоторые народы тысячи лет назад имели контакт с инопланетянами и получили от них импульс к развитию. Только доказательств в виде артефактов, записей или других следов пока нет.
Экспедиция Олдена обнаруживает полости, оставленное техническое оборудование и несколько предметов на марсианской луне Фобос. Тысячи лет назад инопланетяне, должно быть, превратили Луну в своеобразную космическую станцию для генерации и гашения гравитационных полей.
Во время исследовательской экскурсии Олден находит коробку с тонкими проводами. Этот носитель информации содержит записи инопланетного космонавта. Отчет ведет на 6000 лет в прошлое. Космический корабль инопланетян — их называют мехуанами — прибыл в Солнечную систему, чтобы исследовать Землю и ее обитателей. Пришельцы встречают людей, живущих на территории современного Ливана. Они просят их о помощи в строительстве посадочной платформы для большого космического корабля. В ответ инопланетяне дают некоторым землянам возможность приобщиться к своим великим знаниям.
Но инопланетяне прилетели в этот регион Млечного Пути не только ради Земли. Их также интересует их старая родная планета Межу, которую они вынуждены были покинуть тысячи лет назад из-за надвигающейся опасности. Они надеются предотвратить ее судьбу. Но они прибывают слишком поздно. Меджу и ее довольно крупный спутник сталкиваются и погибают в результате сильного взрыва.
Метеоритная буря распространяется, достигает Земли, уносит множество жертв и опустошает огромные территории. Инопланетяне также несут потери. Некоторые люди наблюдают, как падает одна из небесных сфер и умирают боги. Мехувианцы покидают Солнечную систему и улетают домой. На этом отчет заканчивается.
Олден отправляется на террасу Баальбека. Копая, исследователи натыкаются на пустые комнаты. Только с наступлением ночи терраса Баальбека открывает последнюю тайну.
Входит в:
— цикл «Когда боги умерли»
Номинации на премии:
номинант |
Лучшая фантастическая книга и лучший писатель-фантаст ГДР / Umfrage nach den besten Science Fiction-Büchern der DDR , 1989 // Лучшая книга (7-е место) |
- /языки:
- русский (3), немецкий (3), эстонский (1)
- /тип:
- книги (4), самиздат (3)
- /перевод:
- А. Соколов (3)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
antonrumata, 1 августа 2023 г.
Я читал только немецкий перевод. Я хотел бы поделиться с Вами своими мыслями об этом романе, который занимает меня уже очень долгое время. Пожалуйста, извините за автоматический перевод. Мои школьные годы, когда я изучал русский язык на уроках, прошли несколько десятилетий назад.
Когда я впервые прочитал этот роман, мне было, наверное, девять или десять лет. Картинка на его обложке, выполненная Хайдрун Хегевальд, уже тогда стимулировала мое воображение. В то время я мечтал о том, как можно продолжить историю об Олдене и Межуанах, и даже попробовал написать свое собственное продолжение. Был создан скоросшиватель, и первые страницы заполнились моими детскими фантазиями. Я был очарован развитием идеи жизни на новой родной планете инопланетян.
Уже тогда я находил изображение инопланетян очень интересным и приятным. Они не выглядят агрессорами. Несмотря на приближающуюся катастрофу и связанные с ней поиски нового дома, мехувианцы никогда не думали о колонизации нашей планеты. Инопланетяне уважают каждую жизнь и верят, что когда-нибудь и на Земле появится разумный вид.
Сюжет особенно привлекателен благодаря двум временным уровням. События в будущем обрамляют рассказ о происшествиях из прошлого, случившихся много тысяч лет назад. Таким образом, роман можно рекомендовать не только любителям научной фантастики, но и любому читателю, интересующемуся историей.
К сожалению, для мехувианцев не существует такого понятия, как «Прайм-директива стар трек», иначе они, несомненно, были бы немного осторожнее, передавая свои знания Сотасу.
В общем, из моей «книги» так ничего и не вышло. Но даже сегодня мне нравится, когда Олден и его группа переносят меня в лунный город Эндимион, на марсианскую луну Фобос, к Лету и Сотасу в страну на южной реке или в храмовый комплекс Баальбек. Большую роль в этом играет образный и живописный язык автора, создающий в воображении читателя яркий мир будущего.
Этот обзор был ранее опубликован в моем блоге на сайте lifeinthe22ndcentury.de.
Groucho Marx, 1 августа 2023 г.
Строго говоря, «Когда боги умерли» Крупката не первый роман о палеоконтакте. До него были «Ксиперхузы» Ж.Рони-старшего и малоизвестный (однако хороший) румынский НФ-роман «Лодка над Атлантидой» Кернбаха. Плюс, намёки на контакт с инопланетянами в доисторическом прошлом есть в рассказе Артура Кларка «Страж», в романах «Гора Звезды» Валерия Брюсова и в «Аэлите» А.Н.Толстого. Но Крупкат первым подробно разработал ситуацию палеоконтакта, без скидки на приключенческий или романтический сюжет. По сути, он ввёл «твердую НФ» в «колониальную» тему. Строгость интеллектуальных посылок пошла книге на пользу — «Когда боги умерли» ничуть не устарел с момента своего появления и сейчас читается с тем же интересом, что и первой публикации в далёком 1963 году. Более поздние работы Эриха фон Дэникена о возможном палеоконтакте и занимательный, но легковесный роман А.Казанцева «Фаэты» превратились в курьёзы, однако книга Гюнтера Крупката «Когда боги умерли» по-прежнему свежа.