FantLab ru

Джаспер Ффорде «Беги, Четверг, беги, или Жёсткий переплёт»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.21
Голосов:
686
Моя оценка:
-

подробнее

Беги, Четверг, беги, или Жёсткий переплёт

Lost in a Good Book

Роман, год; цикл «Четверг Нонетот»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

В мире, где благоденствуют мамонты и дронты, а вместо самолетов в небе плывут дирижабли, тоже есть чем заняться. Но вот коварный злодей, посягнувший на национальное достояние, повержен, длившаяся больше ста лет Крымская война окончена, зарвавшиеся дельцы поставлены на место-и все это силами скромного литтектива Четверг Нонетот. Пресса захлебывается от восторга, любимая работа дарит приятные открытия. Казалось бы, самое время насладиться заслуженным покоем и обретенным наконец-то семейным счастьем. Но не тут-то было.

Входит в:

— условный цикл «Книгомирье»  >  цикл «Четверг Нонетот»


Награды и премии:


лауреат
Премия Дилис / Dilys Award, 2004

Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2003 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 6-е место

номинант
Премия Геффена / Geffen Award, 2007 // Переводная книга НФ (Великобритания)

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2007 // Книги — Лучшая необычная книга


Издания: ВСЕ (3)

Беги, Четверг, беги, или Жесткий переплет
2007 г.
Беги, Четверг, беги, или Жесткий переплет
2010 г.

Издания на иностранных языках:

Lost in a Good Book
2002 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Обычно циклы имеют неприятное обыкновение терять в качестве от книги к книге, «Четверг Нонетот» еще одно исключение в этом правиле. «Дело Джен» меня сильно обрадовал, второй роман оказался не хуже.

Мы вновь возвращаемся в мир, описанный в первом романе, Крымская война заканчивается, Аид побежден, корпорация Голиаф получила неслабую оплеуху, и даже не от Давида), Четверг нашла семейное счастье. В общем, все хорошо и замечательно. Но любому хорошему и замечательному обычно в книгах приходит конец. Так и плавное течение сюжета, довольно быстро сменяет уже привычная по первой книге котовасия. С Четверг начинают происходить какие то странные события, то безобиднейший неарденталец вдруг решает попробовать угнать автобус, где находятся 13 женщин с одинаковым имен и главная героиня, то с неба на расстеленную для пикника скатерть падает не манна, а автомобиль довольно приличных размеров, а еще продолжают хронически гибнуть сотрудники ТИПА-3, которые раньше охотились за Аидом Ахероном. Да и компания Голиаф не отстает, поиски способа попадать в книги приводят к необходимости шантажировать Четверг, и в итоге из ткани повествования исчезает Лондэма. А еще Четверг должна присутствовать на процессе в связи с изменением концовки «Джен Эйр». Так что, готовься читатель .

«Беги, четверг, беги» сюжетно вышел лучше, чем «Дело Джен», действие развивается не столь сумбурно, как в первой книге. По сравнению с первой книгой прибавилось и хороших авторских задумок, которые Ффорде хватает сил довести до логического завершения. Среди них потрясающая воображения битва библиофилов и археологические раскопки в предистории диккенсовского романа. Единственная претензия, которую можно предъявить – это довольно затянутое вступление, автор чересчур старательно расставляет персонажей в необходимую позицию, но зато, как только он отпускает героев на волю, те начинают жить полноценной жизнью. И выглядит это крайне симпатично. По-прежнему, чрезвычайно важное значение для повествования имеет элемент литературной игры. Смысловые и сюжетные ляпы, авторский текст, сноски, бедные описания, кочевка героев из книги в книгу, всему находит Ффорде применение и свою неповторимую нишу. Радует динамика мира, ареол книжного охвата перешел за пределы англоязычной литературы, так одна из лучших глав происходит в «Процессе» Кафки, усложнилась и структура мира, те намеки на возможность книжных путешествий получили полную и логичную реализацию.

Если первый роман был практически самостоятельным произведением, то второй – это уже начало цикла, Форде аккуратно заряжает и развешивает ружья, которые совершенно явно должны сработать в следующих книгах. Весь в радостном предвкушение ответов на некоторые вопросы, как размножаются неардентальцы, кто вылупится из яйца дронтихи, чем занимается дядюшка Майкрофт и т.д.. Цикл не кончается и это хорошо ;-).

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличная задумка с падением энтропии, как мне кажется, это самая оригинальная «злодейская» супер-сила. Кроме того стеб над ток-шоу которые «конечно же в прямом эфире» и «конечно же без купюр» с «ненавязчивым» продакт-плейсментом. Не менее веселый стеб над современным искусством, например шутка про неандертальцев и Поллока. Чудесно найденное Карденио Шекспира. А еще приключения внутри книг, хронопутешествия и одна логичная теория возникновения жизни на земле.

Приключения Четверг вообще становятся всё чудесатее и чудесатее, а враги все могущественнее и могущественнее. Но мне кажется, Ффорде выйдет из этой ситуации, наращения ударной мощи врагов, с присущим ему юмором.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если вы не мечтали оказаться в библиотеке, где есть ВСЕ книги на всех языках, значит, вы не библиоман. Если при виде бесконечных стеллажей с книгами у вас не начинают дрожать руки от жадности (интеллектуальной, конечно!), значит, Ффорде не станет вашим любимым автором. Образ гигантской библиотеки — самая большая удача этого тома. И библиотекарь тоже симпатичный. Таких книжных фондов в литературе немного — у Борхеса «Вавилонская библиотека», у Стругацких библиотека НИИЧАВО, у Мьевиля в «Нон Лон Доне». Ну, еще 2-3, может быть. Возможно, вторая книга цикла не такая целостная и законченная, как первая, но есть и в ней находки, есть и в ней тайна.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Итак, после культовой пилотной серии нового телепроекта «Четверг Нонетот» маэстро Ффорде выпустил первый сезон, собственно, сериала...

Действительно, новый роман легче воспринимать как последовательность серий:

- ЧН на передаче Выпендрайзера (филлер)

- ЧН на оперативной работе литтектива по делу об обнаружении неизвестной книги Шекспира

- ЧН теряет возлюбленного

- ЧН на «Процессе» Кафки (филлер)

- ЧН охотится с Колом за злыми духами (филлер)

- ЧН учится управлять энтропией [в Осаке]

- ...

я не случайно сделал пометки в скобках: «филлер» — это термин из анимэ-сериалов, где все серии делятся на те, которые раскрывают повествование, и те, которые предназначены для «заполнения», повышения общего объема. В филлерах обычно показывают бытовые эпизоды, или флешбеки в прошлое героев, но они, как правило, в основную схему повествования не добавляют ничего.

Что же составляет сверхуровень нового постмодерн-приключенческого юмористического сериала про рядовые будни нерядового офицера-литтектива ТИПА-сети?

1. «папочка» героини сообщает, что примерно через неделю наступит конец света и на земле не будет ничего, кроме некоторой розовой массы непонятного содержания

2. «голиаф» подстраивают хронопетлю таким образом, что муж ГГ гибнет еще ребенком, хотя в своем настоящем она умудряется сохранить воспоминания о нем, и его ребенка в себе

3. вокруг ГГ начинают закручиваться в узлы случайности, любая из которых может ее убить, и только помощь папочки или нечеловеческие усилия позволяют ей раз за разом выпутываться из этих передряг

4. кроме ТИПА-сети в реальности есть еще беллетриция в выдуманном мире, которая занимается охраной правопорядка и отловом книгопреступников, куда главную героиню берут стажером, таким образом, повествование гораздо чаще смещается из реальности героини в сторону выдуманных миров.

5. всплывшая в начале романа неизвестная книга Шекспира должна, наконец, найти свое место в мире — реальном или выдуманном

задел неплох и следуя литературной игре автора мы с удивлением перескакиваем с одного эпизода в другой, открываем для себя неожиданности и несуразности, что вполне в стиле Ффорде (если судить по первой части). Персонажи стали более живыми, скорее всего, за счет изрядной доли бытовых эпизодов. Появилась некоторая гуманитарная составляющая романа, что тоже является несомненным плюсом. Однако, сериал он на то и сериал, чтобы его издавать отдельными историями — рассказами, а не склеивать под одним заголовком. Из-за всей этой чехарды с эпизодами повествование оказывается «рваным»: в первых сериях «сезона» героиня оказывается по уши в случайностях, грозящих ей смертью, потом почти до самого конца — это забывается, как будто и нет никакой угрозы. Зато во второй части — все внимание ГГ поглощено работой в беллетриции. В конце автор снова «вспоминает» о случайностях и дает логическую развязку.

После первого романа («Дело Джен...») я, внутренним чутьем, ожидал от Ффорде какого-нибудь поворота, который решит вопрос с крымской войной, например, очередная хрономодификация, которая и введет нашу реальную реальность в реальность мира ГГ. Увы, маэстро не нашел ничего лучше, чем сослаться на параллельные миры (в эпизоде, когда обновленный папочка предлагает девушке там отдохнуть). Жаль. Зато Ффорде со своими хронопетлями пошел дальше — а именно на зарождение всей жизни на Земле, за что ему отдельный респект. Хотя все это выглядит не так уж достоверно.

И сестрица Аида на месте, хотя полунамеком заявленное в начале книги наличие еще «двух самых опасных престпников №1 и №2» (Аид был третьим, как мы помним), и настраивало на ожидание чего-то еще. Но девица получилась очень даже ничего.

Печально следующее: опять много намеков повисают — зачем нужна Красная королева? Зачем нужны Деррмо и братец его Деррмо-Какер. Кто такой Ган, что он за персонаж, который пытался стать политиком в реальности. И самое обидное.... когда ГГ оказалась в застенках «Голиафа», Ффорде полсловечком упомянул об экспериментах с некоей розовой сладкой массой. Мы — читатели, — знали о том, что такая масса напрямую связана с грядущим концом света. И после этого упоминания — невольно ожидали, что конец света станет делом рук Голиафа... ан нет, все свалили на родственников.

В общем, получился неровный, хотя и довольно приятный коктейль и что еще хочется отметить: если бы Ффорде писал сценарий к телесериалу, — право, я бы с удовольствием его посмотрел.

Вердикт: читать только в двух случаях

а) если вы читали первую часть и не прочь потратить немного времени на литературную игру маэстро Ффорде, которая легка, искрометна и полна неожиданностей;

б) вам нечем заняться и вы любите сериалы — тогда среди многих других очень привлекательно смотрится второй роман Джаспера Ффорде.

ЗЫ. к несомненным плюсам можно добавить начавшую звучать определенную драматичность: когда героиня начинает вспоминать стертые воспоминания, когда отец ее жертвует собой, унося в прошлое уничтожившего мир наноробота

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Обычно отчаянно хочется, но, одновременно, и очень страшно брать в руки продолжение яркой, запомнившейся и неординарной книги. Будет ли на уровне? Не разочарует ли?

«Беги, Четверг…» мне показалась и похожей, и не совсем похожей на «Дело Джен…», но не разочаровала, это уж точно. По-прежнему, Ффорде очаровывает плотностью цитат и аллюзий на квадратный сантиметр текста (я, к стыду своему, подозреваю, что не настолько хорошо знаю классическую английскую литературу, чтобы опознать и оценить их все, но те, что опознаются, вполне заставляют аплодировать автору).

Кажется, что чуть изменилась героиня — то ли «подросла» несколько, то ли в её «положении» всё дело, но, в конце-то концов, спасать мир любой барышне будет намного проще, когда речь идет не только о мире в целом, но и о собственном любимом муже;)). Ну да, никто и не сомневался, что мир будет спасен, но вот всё остальное, не иначе, ждет нас в продолжениях..;)) Кажется, что, по сравнению с первой книгой, чуть снижен темп и степень «экшена», но в этом тоже можно найти свою прелесть, т.к. множество уютных бытовых подробностей – i.e. о жизни дронтов, книгопутешествиях (как же именно они устроены?)), особенностях работы гравиметро и т.д. – создают ту атмосферу повествования, в которую хочется верить и в которой хочется даже немножко пожить. Радует, что никуда не делся тот легкий оттенок абсурда, которым автор раскрашивает свой мир. Радует, что легкость и ненавязчивость текста совершенно ни к чему не обязывают читателя: хочешь искать цитаты, смысл и глубину – оk, ищи и находи. Не хочешь – отлично, тоже получишь удовольствие от «литтектива» о потенциальной гибели и спасении мира, о неожиданно найденной новой пьесе Шекспира и роли этой находки в политической жизни страны. Меня, правда, именно что сатирические моменты не слишком сильно впечатлили, т.к. стёб по поводу корпораций, госструктур, телешоу, пиар-компаний и иже с ними показался не таким уж и смешным. Но… Ффорде все равно – это очень отдельный и очень особенный автор, читать которого, как минимум, очень любопытно…

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Четверг Нонетот наносит ответный удар!

Тьфу ты!

По Четверг Нонетот наносят ответный удар!

Или — скрытая угроза?!

Короче, вторая книга про прекрасную и удивительную Четверг — может быть уже в ваших руках.

Здесь все так же круто, как в первой части. Разве что прелесть первого знакомства с альтерантивной Британией и всем этим сумасшествием вокруг книг-литературы-клонированных неандертальцев и воюющего с Хроностражей отца Нонетот — превратилась в горячее желание: «еще-еще-еще«!

История продолжается и закидывает Четверг в новые книги и более лихие передряги, чем прежде.

Тем более, что ее семейное счастье с Лондон Парк-Лейном длилось так недолго.

Какой-то сумбур лезет и восторженные мыльные пузыри.

Короче, понравилась первая часть — бегом за второй!

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Созрел для отзыва... дочитал совсем немного, после некоторого переваривания книги и сравнения ее с первой частью пришел таки к выводу, что 10 как первой части поставить не могу. Читал дольше, чем думал, т.к. пришлось все время обращать внимание на сноски. И все же несмотря на то, что я не являюсь фанатом английской классики, а Диккенс вызывает только рефлекторную зевоту, т.к. в юности «Оливер Твист» заменял мне снотворное в течении почти двух лет, которые я одолевал Ффорде вполне читабельный автор. Слишком крутую заварушку, напичканную интригами на несколько произведений предлагает сей роман. В итоге Четверг Нонетот межстрочно говорит, «мир на грани катастрофы, но это такие мелочи, когда устранен Лонден, за тобой охотится неизвестный убийца (она еще не вычислила Аорниду), ты на прицеле у Голиафа, который хочет вернуть Дэрмо и еще ТИПА-1 тоже чегой-то надо». Итак превращение всего живого в розовое желе уходит на задний план, и Четверг начинает разруливать потихоньку проблемы... Но решить все не под силу даже ЧН.

Снова радуют словообразования: агенты Трупп и Броддит.. долго им с такими именами и в паре точно не прожить..-)

агенты Слышшельс, Говвоур, Слушши — конечно слышат как Четверг разговаривает с пустотой

Ффарш и Кроуви — погибли при укладке линолеума

Дэрмо и Дэррмо Какер — красавчики, вам определена отнюдь не белая и пушистая роль...

ну и куда деваться от громил по имени Хренс и Редькинс!

Представляю как тяжело работать переводчику, но наверняка и интересно.

Ффорде вскольз успел упомянуть про наш мир, как параллельный, и учитывая что Четверг от него отказалась, думаю больше упоминай не будет.

А ситуация разворачивается таким образом, что Четверг уходит в книжный мир ждать пока родится ребенок и подменяет там книжную героиню. Дело похоже идет к тому, что Четверг уйдет из литтективов в беллетрицею. А это уже даст Ффорде развернуться на полную катушку в книгомирье.

Не удивлюсь, если вскоре выйдут книги других авторов происходящие в книгомирье, основную терминология, систему и основу Ффоррде уже создал.

Жаль папу конечно... но не тот он человек чтобы пропасть вот так, даже если послужить созданию жизни на Земле. Кстати в классификации надо добавить мессию...

Рекомендация читать только после первой книги, в ином случае вы просто не поймете о чем речь вообще идет.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После многочисленных отзывов класса «продолжение ничуть не хуже» -- я таки слегка разочарована.

Написано блестяще, сохранились стиль, литературная игра и т.д.. В этом вторая книга не уступает первой. Что же до содержания, то увы: пошел замах на сериал. Причем еще раз увы: автор не развивает героиню, а плодит сущности вокруг нее (а сущностей и в первой книге более чем хватает). В результате имеем, например, злодеев, мстящих за побежденных в первой части родственников. И путешествия в книги, ставшие из чуда рутиной. И скачки во времени -- туда же (спасение героини методом прыжка во времени -- чудесно, но сколько можно?). И проблемы с цельностью мира только усугубляются. Еще одно мелкое увы: в первой книге книжные герои характером более-менее соответствовали себе; во второй -- в целом с точностью до наоборот. Оно прикольно, но стиль потерян, как и подчеркнутое в первой книге отличие книжного героя от реального человека.

Это я еще к логике сюжета не цепляюсь: любой автор, связавшийся с путешествиями во времени, должен либо обходить огромное количество возможных дыроляпов, либо -- как Ффорде -- ничего не объяснять, а создавать благородную абсурдинку с как бы серьезным лицом.

Итого, в результате спасенный мир, неоконченный центральный сюжет (злодеи не побеждены, герой не спасен), и «ждите следующего тома». И ведь подождем и почитаем. В надежде, что еще некоторое время оно не спухнет окончательно.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В первой книге были забавные моменты и отсылки к шедеврам мировой литературы — здесь они еще смешнее и умнее.

В первой книге был закрученный сюжет — тут он еще глубже и загадочнее. Разумеется, нашлось время для милейшего папочки Четверг с его временными парадоксами.

Ахерон Аид был страшным злодеем, но по сравнению с отрицательным персонажем этой книги он — как плотник супротив столяра.

В общем, это как первая книга, только еще лучше.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С этой книгой вышел весьма чистый эксперимент, она попала мне в руки раньше первой части цикла. Потому в мир Джаспера Ффорде я, можно сказать, был вброшен за шкирку. Автор не отвлекается на нудные разъяснения правил и описания сотворённого мира, читателю придётся их изучить и выяснить самому, по мере повествования. Мир вышел весьма яркий и обьёмный. Тут и социальная сатира, полная острых насмешек над современным обывательским обществом, и каламбуров. Тут и увлекательное фэнтази, и триллер, и романтическая проза.

Сложный и увлекательный сюжет сшит добротно, без ошибок. Интрига весьма высокого стиля. Сценизм тоже очень высок, увлекателен и забавен.

Образы героев живы и безукоризненны. Понравилось авторское «дописывание» персонажей классических произведений, задействованных по сюжету.

Сцены полны викторианского шарма. Изложение несколько чрезмерно женственное, на мой вкус. Ну так, и главный герой — женского полу, и повествование от 1-го лица, так что простительно.

Так же особое восхищение переводчику, сумевшему донести до нас большинство англоязычных каламбуров.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если не пир, то очень неплохой обед для духа, не чуждого английской классической литературе. Начал со второй книги, так как в «пратчеттовской» серии начали именно с нее, а старое издание первой удалось найти не сразу. Посему слегка тупил — была куча отсылок к первой книге и я чувствовал себя как новый сотрудник на корпоративе, где все перебрасываются шутками, связанными с неизвестными мне событиями и людьми. Но весело-безалаберный стиль книги, мир и герои сразу пришлись по душе.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Так получилось, что к этому циклу я добрался поздно, и единственное, что я успел ухватить, это именно эту, вторую, часть цикла.

Безусловно, события, происходящие во второй книге перекликаются с первой, поэтому иногда приходилось лишь догадываться о том, что же именно было в первой части. Но, к чести автора, проблем с этим не возникало — факты были понятны (что сделала в предыдущей книге главная героиня и почему ее не любит Аид). Да и в совершенно чудной и необычный мир я вклинился довольно легко, и это говорит о мастерстве Ффорде.

Любит Ффорде детективов, сыщиков, злодеев и Кэрролла. Все, за что мне понравился роман о Шалтае-Болтае, понравилось в книге про Четверг Нонетот. Английский юмор, харизматичные герои, сказочность повествование, неожиданности и аллюзии.

Книга была прочитана практически в один присест, и оставила после себя приятное послевкусие.

Единственное, что:

- Четверг Нонетот постоянно везет, как добрых сказках. Казалось бы вот-вот с ней случится фатальное непоправимое, но как всегда волшебство и магия (а также благоприятная воля случая) спасает ее жизнь, висящую на волоске. Действительно, в сказках и не такое случается=);

- хотелось бы прочитать книгу в оригинале, потому что все-таки не все переводы каламбуров имен были хорошо и понятно переведены. Т.е. когда я понимаю, как это звучит на английском, тогда становится понятен смысл, а вот на русском — это как разгадать загадку на загадку.

Очень жаль, что Ффорде «не пошел» у нас. Мне нравятся его книги. И Четверг Нонетот не исключение.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Приступать к чтению данного цикла без соответствующего литературного багажа не имеет смысла. Но, видимо и сам автор не верит в тотальную начитанность аудитории, посему обыгрывает неоднократно экранизированные произведения. Вторая книга читалась много лучше «Эры ...», тебя уже посвятили в правила Игры, остается наслаждаться литературным калейдоскопом. Отдельная благодарность за перевод.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну что ж, после прочтения могу сделатть вывод — вторая книга мне понравилась даже больше, чем первая.

Любите ли вы возвращаться домой, или может в другое любимое место? У меня было именно так. Я была очень рада вернуться в мир Четверг. Если в первой книге мне понадобилось время, чтобы освоиться, привыкнуть в этой необычной реальности, то в это раз погружение прошло моментально.

Хотя нельзя не заметить некоторого ощущения вступления. Читая, все время было мысль — ну вот сейчас закончится завязка, и начнется основное действие. А основное действие так и не началось. Может потому, что на сцену так и не вышел главный злодей?

К моему сожалению, мало времени в книге было отдано Безотказэну, надеюсь он еще «вернется». И папа Четверг, надеюсь, никуда не денется, и мы наконец узнаем

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
как же его все-таки зовут.

Моя шкала оценок: 10 — шедевры уровня «Властелин колец», «Песня огня и льда», «Ведьмак», 9 — очень-очень хорошие произведения, попавшие в разряд любимых, который будут перечитываться не раз, 8 — хорошие произведения, которые однозначно надо читать. Дальше по ниспадающей.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, я отношусь к тем читателям, которым продолжение понравилось больше, чем начало. Возможно, втягиваешься в стиль и вживаешься в мир. Возможно, «замыливается» глаз и перестают так уж его резать и раздражать дурацкие «говорящие» имена. При этом сохраняется некий комплекс неполноценности — ибо очень и очень много ассоциаций/аллюзий/прочего, присутствие которых чувствуешь селезенкой, но понять не можешь. А еще — мне показалось, что больше стало удачных сюжетных моментов, заставляющих улыбнуться.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх