Владислав Крапивин «Давно закончилась осада...»
- Жанры/поджанры: Реализм | Историческая проза
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели | Обучение в школе/академии/ВУЗе
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Действие романа «Давно закончилась осада...», исторического, фантастического и автобиографического по определению Владислава Крапивина, происходит в 60-е годы XIX века в Севастополе. Эхо Крымской войны еще живо на берегу древнего Черного моря, и с переездом сюда для Коли начинается новая жизнь, полная приключений и опасностей. Но самое главное — Город станет для мальчика родиной настоящей дружбы, любви и первой победы над единственным врагом, с которым каждому суждено бороться насмерть и выстоять.
Публикация в периодике:
* журнал «Уральский следопыт» за 2001 год; №№ 04-05, стр. 39-118; № 06, стр. 35-56; № 07, стр. 35-50; № 08, стр. 31-54; рис. Е. Стерлиговой.
Входит в:
— журнал «Путеводная звезда. Школьное чтение, 7/2002», 2002 г.
— журнал «Путеводная звезда. Школьное чтение, 8/2002», 2002 г.
Номинации на премии:
номинант |
Бронзовая Улитка, 2002 // Крупная форма добавлен решением Оргкомитета | |
номинант |
Интерпресскон, 2002 // Крупная форма (роман) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
strannik102, 4 июня 2020 г.
Куда уходит детство?
Конечно можно считать, что детство, будучи однажды прожитым, заканчивается и уходит от нас навсегда. Но не у всех и не всегда. Потому что всё-таки есть такая категория людей, которые при всей своей внешней взрослости всё равно сохраняют своё детство в себе и не стесняются поворачиваться вовне этим своим детским местом, этой своей детской стороной. Сам я к такого рода людям, к сожалению, не принадлежу, однако таких людей встречал. И от общения с ними остаются непередаваемые впечатления.
Сложно, наверное, пытаться точно определять и указывать место, где обитают такого рода взрослые-дети, — например, я с такими замечательными личностями встречался во время работы в ВДЦ «Орлёнок» — однако это вовсе не означает, что они обитают только лишь в педагогике и их нет в других местах и ипостасях. Как мне кажется, одними из такого рода людей являются детские писатели. Имён можно вспомнить довольно много: Чуковский и Катаев, Гайдар и Носов, Успенский и Джанни Родари, Туве Янссон и Льюис Кэрролл… И конечно же наш современник и бессменный Командор Владислав Крапивин.
К творчеству этого неординарного и, я бы сказал, уникального и единичного человека и писателя я то и дело обращаюсь с самых давних времён — нет, не со своего босоногого детства, однако с довольно ранней ещё молодости, когда было мне чуть за четверть века — «Оруженосец Кашка» и «Колыбельная для брата» открыли для меня этого великолепного детско-подросткового автора, а потом наше знакомство продолжилось и длилось и продолжает длиться.
Эту книгу Крапивина можно назвать фантастической весьма условно. Потому что на самом деле всё происходит во вполне реальном и никак и ничем не изменённом мире. Просто мы вместе с героями этого романа оказываемся в Севастополе примерно середины 60-х годов XIX века. Около десятилетия прошло с окончания Крымской войны, город всё ещё оживает и восстанавливается, а вокруг и около разбросаны приметы и артефакты военного времени. И конечно же местные мальчишки буквально живут и в этих легендарных бастионах и на курганах воинской славы, и на берегах бухт и заливчиков — там, где исторически совсем недавно гремели бои.
Но это всё только лишь внешний антураж. Потому что книга, в общем-то, не только о том, чем и как жили ребята того времени. А наш роман попросту рассказывает нам о постепенном становлении личностей наших героев и персонажей, о преодолении ими страхов — надуманных и реальных, о мальчишеских подвигах — о маленьких и незаметных и о самых настоящих, о дружбе и зарождающейся любви — и то и другое всамделишное и на всю жизнь, о благородстве и верности, о простых и вместе с тем удивительных людях. И самое важное, что этот роман не просто рассказывает обо всём этом, но он ещё и как бы подсказывает юным и молодым читателям о том, что всё это сокрыто в каждом, буквально в каждом человеке, в том числе и в нём, в том, кто держит эту книгу в руках и перелистывает её страницы. Т.е. эта книга (как и многие другие книги Владислава Крапивина) является ещё и добрым другом читателя, а то и его учителем и наставником. Причём роль эта настолько тонко сформирована и сформулирована в книге, что никак не заметна и ни на йоту не навязчива.
А ещё эта книга безусловно наполнена радостью и удовольствием. Тем, чего порой так не хватает нам в нашей нынешней суетной и хлопотливой жизни. Так что, если есть возможность (а она всегда есть), остановите свой бег по жизни, возьмите эту книгу в руки и откройте её первую страницу. И поверьте, последняя страница будет закрыта вами с чувством сожаления, что книга закончена и что мы расстаёмся с нашими героями… Хотя… ведь есть ещё и другие книги любимого автора! А значит — до встречи на страницах крапивинских романов и повестей!
Iluvatar, 11 февраля 2013 г.
Прочитал, и даже не знаю что написать. В этом романе у основной сюжетной линии отсуствует кульминация. Читатель просто следит за жизнь главных героев. Ощущение, что автор хотел показать не столько «становление личности», сколько попробовать описать Город времён Первой осады и жизнь людей на его руинах. Возможно, жители Города, найдут в книге особую изюминку. К примеру, мы узнаём, что на месте современного казино и закатанного в бетон пляжа был когда-то каменистый берег. Это любопытно.
Но сам сюжет меня лично не увлёк. Ещё Высоцкий говорил, что сочинять песни интересно о людях, которые находятся в экстремальной ситуации. Я не отрицаю достоинств произведения, но я лично ожидал увидеть художественную книгу с динамичным сюжетом (все книги Крапивина в той или иной степени имеют динамику), а не краеведческий очерк.
И немного странно, что автор упорно твердит о чуть ли не победе русских во дни осады Севастополя. Оборона была проиграна, город перешёл под контроль союзников. Армия бежала на северный берег, который союзникам был не нужен. В общем-то, сдачу города не отрицают и краеведы. Хотя, возможно, главный герой всё-же не выражает личные убеждения автора, а просто в рамках сюжета до последнего отстаивает честь любимого города.