Кэтрин Стокетт «Прислуга»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Феминистское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Американский Юг, на дворе 1960-е годы. Скитер только-только закончила университет и возвращается домой, в сонный городок Джексон, где никогда ничего не происходит. Она мечтает стать писательницей, вырваться в большой мир. Но приличной девушке с Юга не пристало тешиться столь глупыми иллюзиями, приличной девушке следует выйти замуж и хлопотать по дому. Мудрая Эйбилин на тридцать лет старше Скитер, она прислуживает в домах белых всю свою жизнь, вынянчила семнадцать детей и давно уже ничего не ждет от жизни, ибо сердце ее разбито после смерти единственного сына. Минни — самая лучшая стряпуха во всем Джексоне, а еще она самая дерзкая служанка в городе. И острый язык не раз уже сослужил ей плохую службу. На одном месте Минни никогда подолгу не задерживается. Но с Минни лучше не связываться даже самым высокомерным белым дамочкам. Двух черных служанок и белую неопытную девушку объединяет одно — обостренное чувство справедливости и желание хоть как-то изменить порядок вещей. Смогут ли эти трое противостоять целому миру? Сумеют ли они выжить в этой борьбе?
Награды и премии:
лауреат |
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2009 // Художественная литература (1 150 голосов) |
Номинации на премии:
номинант |
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2018 // Лучшее из лучшего (48 076 голосов) |
Экранизации:
— «Прислуга» / «The Help» 2011, США, Индия, ОАЭ, реж: Тейт Тейлор
- /языки:
- русский (4), украинский (1), венгерский (2)
- /тип:
- книги (7)
- /перевод:
- М. Александрова (4), К. Палмай (2), Н. Хаецкая (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Zlata.24, 12 марта 2022 г.
Большой объем вначале пугал, а затем стал просто незаметен.
Книга в книге... История социального неравенства и просто обидной несправедливости. Ведь в романе речь не столько о богатых и бедных, сколько о белых и цветных. И даже цвет кожи не играет главную роль — дочь черной Константайн родилась белокожей и отношение к ней менялось за считанные секунды...
А белая Скиттер так же за очень короткое время лишилась подруг только потому, что иначе относилась к прислуге, помнила свою любовь к цветной няне и не могла поддержать идиотские идеи бывшей подруги. Хилли загорелась дистанциировать цветную прислугу, придумывая для них отдельные туалеты, обвиняя в нечистоплотности, при этом спокойно поедая приготовленную ими еду в намытой ими посуде. Унижение и несправедливость, обвинения и гонения — много в этом романе обиды и бессилия. Бессилия что-либо исправить.
Автор смогла донести ту жуткую атмосферу страха — боязни за лишнее слово, осуждения за поддержку цветных. В романе боятся все — и цветные, и белые. Но робкое доверие и желание что-то изменить привели к написанию книги — так просто было (в мыслях) и так сложно оказалось (по факту) уговорить прислугу... заговорить. Ведь они привыкли молчать. И повиноваться. И беречь то немногое, что имеют.
Конечно, многое казалось дикостью просто потому, что это чужие традиции и нравы. Мы не росли с прислугой, да и цветных рядом не было. Тем не менее прекрасно получилось примерить «чужую шкурку», роман о многом заставляет задуматься.
Maximontano, 4 сентября 2022 г.
Все гениальное — просто. Именно с такими мыслями я заканчивал читать шедевр Кэтрин Стоккет. Книга настолько проста в своем понимании и настолько глубока по смыслу и по мысли писательницы, просто удивительно, а ведь это ее первый роман, прямо как у Кронина, первый и сразу шедевр. Да еще и на такаую непростую в наше время тему. Всем к прочтению и не один раз.
kagury, 21 октября 2020 г.
Это довольно неторопливая книга, и по своему, даже уютная. Солнечные террасы, безмятежная жизнь американской провинции, негритянки в белоснежных передниках... В общем, почти «Унесенные ветром» по атмосфере, но век спустя. То есть все тоже самое, только появились кондиционеры и автомобили.
Сюжет незамысловат — молодая белая женщина решает написать книгу от лица негритянок, которые служат в домах белых американцев. Но, во-первых, общаться с неграми на дружеской ноге — это не прилично. Во-вторых, негритянкам тоже не очень-то хочется, да и страшновато разговаривать с потенциальной хозяйкой. И в целом, никому непонятно, чего ждать от будущей книги. То ли всех уволят, то ли убьют, то ли обществу откроют глаза на то, что оно предпочитает не замечать. В любом случае все ожидают, что книга станет бомбой, хотя и не признаются в этом даже сами себе.
Надо будет, кстати, почитать отзывы на амазоне, любопытно, про что читают эту книгу американцы. Для меня ее прелесть была вовсе не в маленькой домашней революции (не люблю революций), а в описании быта. Все эти чулки в жару, отдельные туалеты для прислуги (вроде естественно же), воспитание белых малышей, шоколадные торты, жареные курицы и прочие милые мелочи.
Озвучка отличная.
bananawolf, 29 апреля 2020 г.
Мужским персонажам тут уделено не так много внимания, потому что в те времена большая часть женщин в обеспеченных семьях не работала и занималась домом, детьми либо какой-то общественной деятельностью. А, как подсказывает нам название книги, речь пойдет именно о тех, с кем такие женщины контактировали большую часть дня.
О многих глупых и мерзких фактах того времени, я раньше не знала. Дискриминация, презрение — все это знакомо, и в наше время можно с таким столкнуться. Например, удивил тот факт, что даже учебники, по которым учились дети черных, не могли быть переданы в школу для белых. Как будто белые были настолько брезгливы, что не могли и коснуться той же вещи, что их прислуга. Однако убирать за ними, воспитывать их детей, они позволяли. Чудно и неприятно.
Однако книга, несмотря на свою тяжелую тему, оказалась довольно приятной. Судьба у героинь нелегкая, но они находят в жизни и положительные моменты.
У книги есть прекрасная экранизация с великолепными актерами. Убрали несколько юморных моментов, но в целом практически идентичны.
ganesha82, 6 ноября 2019 г.
Отличная книга, в которой проблема расовой сегрегации служит лишь фоном межличностных отношений (преимущественно — женских) внутри небольшого городка, где все знают все обо всех, где разводить сплетни – городской вид женского спорта, где женское общество нетерпимо к инаковости, цинично, неблагодарно и по уши погрязло в болоте своих традиционных семейных ценностей, показанных через призму восприятия несколько наивной девушки, которая не совсем соответствует критериям четко подогнанной шестеренки в сложном механизме существования традиционного американского поселка, мечтает покинуть это унылое болото и стать великой журналисткой. Как следствие – начинает тыкать палкой в осиное гнездо, берясь за не очень популярную в то время тему отношений хозяев и прислуги. Можно уточнить – «черной прислуги», но в контексте романа это не столь важно, так как для любого жителя не столь удаленных стран, как Америка, чьих детей воспитывал чужой человек, у кого есть кухарки, водители или даже простые частные учителя, проводящие все время или несколько часов в день в их доме, те же проблемы отношений со своей белой прислугой будут близки и понятны.
Немного наивно смотрятся потуги автора выдать нормальные отношения с прислугой неким подобием дискриминации по цвету кожи, когда, например, оправдывает чернокожую служанку, которую упекли за решетку за воровство у своих хозяев (она, мол, не заслуживает тюрьмы, так как воровала, чтобы отправить своих детей учиться и, таким образом, обеспечить им нормальную человеческую жизнь. Серьезно? При чем тут цвет кожи? У нас бы дело окончилось идентичным образом и суд наверняка не рассматривал бы оправдание воровства белой служанкой ее невозможностью обеспечить хорошую жизнь своим детям в качестве смягчающего обстоятельства. И кто бы не воспользовался возможностью построить отдельный туалет исключительно для прислуги? Собственно говоря, в наших домах, оборудованных двумя санузлами, туалет и душевая кабинка на первом этаже априори является единственным санузлом, которым имеет право пользоваться няня или иной чужой человек, временно проживающий в доме. В то же время родители слишком мало внимания уделяют своим чадам, доверяя няне воспитывать его на свое усмотрение, лишь бы не мешало, поэтому няня для детей стает второй мамой, порою – единственной. И расставание с такой второй мамой – для ребенка всегда процесс болезненный. Или же вежливая просьба к служанке принять дочь с черного хода, а не с парадного, поскольку именно в этот день у хозяйки проходил званый ужин для своих, которая была дочкой бессовестно проигнорирована, так как это чистой воды дискриминация – не пускать ее, всеми уважаемую черную девчушку, через парадный вход – и она-таки через этот парадный вход проникает в дом, пьет и ест с гостями, а потом нагло сознается, что ее не приглашали, но она черная, поэтому имеет право. И вот как после этого невинного случая эта белая стерва-хозяйка осмелилась выгнать из дому эту потрясающую черную девушку и уволить мать этого чуда – ума не приложу?
Цвет кожи прислуги в романе был обусловлен лишь тем, что в Америке не столь уж часто прислугой работают белые. Обычно это черные или мексиканцы, которых все так же «цивилизованное и продвинутое» американское общество считает людьми второго сорта. Само же это белое общество считает ниже своего достоинства работать прислугой, но, в то же время, выступает за всяческое притеснение и угнетение эмигрантов, которые, видите ли, отнимают у бедных белых рабочие места.
Но все эти наивности показаны глазами наивной девушки, поэтому смотрятся очень гармонично – это один из тех немногих женских романов, которые будут интересны любому полу, поскольку написаны очень живо, легко и образно, ни на что не претендуя и являясь отменным развлекательным чтивом, к которому хочется возвращаться. А сколько колоритных женских характеров собрано в одном месте – прям в глазах рябит! От злобных гарпий, уничтожающих все и всех на своем пути, до добродушных сельских хомячков, боящихся высунуть свой носик за двери своего убежища в страшный и непознанный мир! Чего стоит одна Селия со своим глубоким декольте и одурманенной от алкоголя головой среди чопорных дам «белого» света)) В самом деле, без всей этой притянутой за уши клишированной расовой мути было бы просто идеально, а так – минус один балл – как-нибудь обязательно перечитаю.
creativM, 5 июня 2016 г.
Книга добротная и..... И больше мне о ней сказать нечего. Читается легко, проходит фоном.
Повествует о несправедливости в отношениях между белыми и цветными. Тема не нова и раскрыта в мировой литературе достаточно полно. Здесь акцент ставится на «отдельные туалеты» для обслуги. И все остальное тоже отдельное — чашка, ложка, вилка, место для еды и прочее. Но если посмотреть поглубже, то точно такие же разграничения частенько присутствуют у богатых и бедных, а, значит, причина не в цвете кожи, а в социальном неравенстве.
lastVictim, 23 февраля 2017 г.
Трогательный роман который цепляет за душу. Читала несколько дней, смаковала по кусочкам. Эйбилин, Минни и Скитер.
Очень жаль Скитер, ее расторгнутая помолвка и здоровье матери действительно смогли меня огорчить. Такой хороший человек как она не должен так страдать. Но я рада что она наконец уехала из этого улья под названием Джексон.
Минни.. с виду такая сильная, но то что претерпела она, не претерпел никто. В книге. В реале таких пруд пруди — пять детей, муж алкаш устраивающий периодические побои и работа за копейки.
Эйбилин мне понравилась больше всех. Одна, которая всю жизнь посвятила белым детям и в итоге ей не сказали даже «Спасибо». Очень жаль Мей Мобли, милая девчушка, которую родная мать не любит. Кому она теперь нужна?
Элизабет слабохарактерная тряпка. Противно на нее смотреть.
Хилли — да чтоб ей провалиться! Стерва конченая. Ей нужно десять таких пирогов сделать и скормить ей силой. Через задницу засунуть если в рот не пролезет.
Книга читается легко и думаю что забуду ее нескоро. Хотя открывая ее я ожидала увидеть нечто иное, все же я рада тому, что увидела в итоге.
Elessar, 7 апреля 2013 г.
Хорошая книга, но больше вопреки, а не благодаря стараниям автора. Стокетт сделала всё от неё зависящее, чтобы поставить потенциального критика на позицию бездушного бессердечного животного. Негры страдают, женщины угнетены, детям не уделяется достаточно внимания, политики продажны, стервы коварны. Скажете слово против — и получите ярлык расиста, или чайлдфри, или ещё что-нибудь в том же духе. Многих, кстати, это как раз и провоцирует поставить поменьше и поругать посильнее. Я вот тоже терпеть не могу, когда меня вот так явно и неприкрыто провоцируют на жалость. Для полного комплекта Стокетт не хватает разве что персонажа-гомосексуалиста да пережившего Холокост еврея. Это не значит, что обо всех этих ужасах нужно забыть и никогда не писать. Но для этого нужно не просто мастерство — гений. Иначе не автор будет расрывать тему, а тема укрывать автора — от вполне обоснованной критики. Скажу честно, по-моему, Кэтрин явно не тянет такую тему. Но в романе есть ещё кое-что, тихое, не кричащее о себе во весь голос, не сразу бросающееся в глаза. Неизмеримо трогательное, но не потому, что некие абстрактные или даже совершенно конкретные негры страдают и далее по списку. Были моменты, когда мне приходилось оторваться от книги и перевести дух. Рыдать я не рыдал, но что-то внутри меня роману задеть удавалось. Когда Эйбилин вспоминает о сыне, когда Скитер прощается с умирающей матерью. Тема смерти, утраты любимого человека тем и хороша в романе, что не выпячена, не выставлена напоказ, не загоняет читателя в клетку сострадания. Очень красиво драматичность, и подлинная, и мнимая, оттеняется шутливыми, юмористическими моментами. Например, когда Селия избивает кочергой эксгибициониста, или когда на вечеринке на неё таращатся все собравшиеся мужчины. Где-то там, кажется, подразумевался подтекст про жестокий мир мужчин, где женщина не более чем красивая кукла. Это, конечно, очень остросоциально, но я предпочёл просто тихонько посмеяться шуткам. Селия вообще очень интересный персонаж, равно как и Стюарт. Мне было интересно, возьмётся ли за ум первая и прекратит ли второй вести себя как тряпка. Но в линии Селии так и не случилось окончательного финала, а Стюарт, поджав хвост, умотал на свои буровые вышки. Опять же, тут можно усмотреть очень много вопросов из разряда гендерной социологии, но читать просто об отношениях парня и девушки мне было приятнее. Шикарно, опять же, смотрится противопоставление точек зрения. Вот персонаж глазами девушки из общества, а вот он же глазами домашней прислуги. Это можно привязать к теме двуличия и расовой нетерпимости, а можно рассматривать просто как интересный трюк из разряда психологии — как социальное положение влияет на восприятие одних и тех же вещей и отношение к одним и тем же вещам. Ещё мне понравилась идея с дочерью Константайн, хотя бы тем, что она невольно деконструирует всю схему про расизм, сводя её к простой разнице происхождений. Получается, что расизм в общем-то изощрённый вид ксенофобии, и, например, красотка Селия, одна из тех самых белых леди, находится примерно на тех же позициях, что и Эйбилин с Минни. Чужак всегда чужак, вне зависимости от того, чем он отличается — цветом кожи, происхождением, манерами, осознанной девиантностью применительно к принятым среди «своих» нормам поведения. И степень насилия, которое будет учинено над чужаком, зависит только от того, что он может противопоставить в ответ. Если вы жена состоятельного и уважаемого в обществе человека, вас могут травить и подвергать насмешкам на вечеринках. А если вы чернокожая женщина-прислуга — можете сесть в тюрьму ни за что, и никто вам не поможет. Проблема с неграми лишь в том, что они изначально были слишком уж беззащитны и слишком уж выделялись, критерий их «инаковости» даже и формулировать было не нужно. Чем более очевиден «чужак», тем больше людей поступятся соображениями морали и примкнут к «своим». Не негры черны, а души у некоторых. Мир не делится на чёрное и белое, и люди тоже. Вот только исторически сложилось как-то так, что цивилизацию бросает из крайности в крайность: либо «животные и недочеловеки», либо «толерантность и мультикультурализм». И, пока господствует одна из максим, любой здравомыслящий человек, который осмелится возразить, автоматически будет считаться чудовищем. В описанные в книге годы сенатор Уитворт, осмелься лишь он сказать во всеуслышание, что думает, моментально угодил бы в стан социалистов, леваков и черт знает, кого ещё. Стал бы чужаком с позорной табличкой на шее. Сейчас — не лучше, и любое мнение из разряда, «а может, вышлем распоясавшихся инородцев назад?» проходит по ведомсту расизма, а то и нацизма. А золотая середина, где мерой всего были люди, а не нации, окончательно потерялась. Стокетт очень хорошо видела важность этого вот подхода на уровне отдельных личностей, но эта глубокая идея как-то затерялась на фоне другой, клишированной проблематики. Но от того она никуда не делась, поэтому-то я и поставлю книге 8 баллов из 10 — за это и ещё за ряд упомянутых выше находок.
miss lemomo, 2 июня 2014 г.
Хорошая книга, заставляет задуматься.
Очень легко читается, не смотря на то, что затронута серьезная тема. Я, конечно, знала о дискриминации цветных, но, читая книгу, я увидела ту мерзость, которая ранее мне была не ведома. Читателей, словно, приглашают заглянуть в богатые дома, посмотреть на жизнь господ и их слуг. Войти через главный вход и увидеть идеальный порядок, улыбающиеся лица и богатство, затем заглянуть через чёрный ход, и узнать все тайны этих, кажущихся идеальными, хозяев.
Роман очень добрый и теплый, несмотря на жестокость и несправедливость описываемого времени.
Книга по-хорошему старомодная, с трудом верится, что написана она в наши дни. Персонажи очень живые, яркие. Им хочется сопереживать. И хочется знать, как же сложилась судьба после того, как прочитана последняя страница. Это один из романов, про которые можно сказать, что читается он на одном дыхании.
Youichi, 13 декабря 2013 г.
В какой-то момент я перестал понимать, зачем персонажи вообще пишут книгу. Ну напишут, ну узнают люди, как другие обращаются со своей прислугой. И что? Они должны будут удивиться? Сами ведь точно так же обходятся со своей, за редким исключением. Может, они просто не понимают, что служанкам это неприятно? Да, конечно, ведь сложно сразу понять, нравится или не нравится человеку, когда его по определению считают ходячей заразой и всячески это демонстрируют.
Ещё мне пришла в голову мысль, что Скитер в самом деле пишет её для собственной выгоды. Известность, опыт и т.д. Иначе почему она не включила историю своей матери? Потому что это неправильно? Всем другим почему-то не показалось зазорным рассказать неприятное о себе. Но я вообще не слишком понимаю прежние нравы. Да и сама она тоже ксенофобка (например, отношения между представителями разных рас для неё просто немыслимы), разве что чуть менее, чем остальные, но это просто отпечаток её времени и окружения. И вообще, за столько лет ей не судьба была заметить, как её подруги обращались со своей прислугой, раз её это так волнует?
Но после прочтения эпилога я понял, что дело в изображении не несправедливости, а в странной двойственности тех, кто относится к своей прислуге доброжелательно, но всё же не считает её равной себе. Как с домашними животными.