fantlab ru

Владислав Крапивин «Взрыв Генерального штаба»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.21
Оценок:
255
Моя оценка:
-

подробнее

Взрыв Генерального штаба

Повесть, год; цикл «Безлюдные пространства»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

В городе Льчевске сходятся пути двух мальчишек-разведчиков — Лёна и Зорко...

Они сдружились прежде, чем узнали, что стоят с разных сторон... И что же им теперь делать? Предать своих, или предать друг друга?

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 77

Активный словарный запас: средний (2810 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 43 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 43%, что немного выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Странник, 1998 // Средняя форма

номинант
Интерпресскон, 1999 // Средняя форма (повесть)

номинант
Бронзовая Улитка, 1999 // Средняя форма

номинант
Сигма-Ф, 1999 // Средняя форма, повести


Взрыв генерального штаба
1998 г.
Собрание сочинений. Книга 11. Взрыв Генерального штаба
2000 г.
Сказки и были Безлюдных пространств
2004 г.
Дырчатая луна
2005 г.
Взрыв Генерального штаба
2009 г.
Взрыв Генерального штаба
2016 г.
Лужайки, где пляшут скворечники
2021 г.

Периодика:

Уральский следопыт № 7, июль 1997г.
1997 г.
Путеводная звезда. Школьное чтение, 01/2013
2013 г.

Аудиокниги:

Взрыв Генерального штаба
2014 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как глупо и преступно убивать друг друга

«Солдат, в кого бы он ни стрелял, будет оправдан и свят, если он делает это во имя Империи»

«Я думаю, какие же вы сволочи.»

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, не знаю. как вы, а я иду к тому, кому доверяю. И не то, чтобы Владислав Крапивин был совершенно моим автором: в собственном детстве не довелось близко с ним познакомиться, а когда росли мои дети и читала им вслух, тоже как-то не вспомнилось, что есть такой прекрасный писатель.

Вышло, что узнала в зрелости и поразилась, насколько хорошо читаются крапивинские книги искушенным читателем. В них нет умилительного заискивания, сюсюканья и нарочитого снижения планки, которыми детская литература обычно отталкивает взрослых. И Крапивин честен. Он говорит о вещах, которые имеют значение вне зависимости от политической повестки и текущего контекста.

Зло у Крапивина всегда зло, в какие бы сверкающие доспехи ни рядилось, каких бы красивых слов ни приводило в свое оправдание. Ему находится место в самых сияющих грезах самого прекрасного далека. «Взрыв генерального штаба», в общем, об этом. Место действия — свободный город Льчевск, люди которого просто хотят спокойно жить, работать и быть счастливыми, в то время, как свои виды на него имеют соседние, куда более сильные, державы.

Когда к чудаковатому астроному-смотрителю маяка и его внучке прибиваются двое мальчишек-беженцев, это никого не удивляет — державы без конца воюют где-то на окраинах. Прокормим как-нибудь, на тыквенную похлебку овощей с огорода хватит. Когда начинаешь догадываться, что один из них не беспризорник, а лазутчик — то, в общем, бывает, чего там: ребенка с меньшей долей вероятности заподозрят, да к тому же у него какие-то уникальные особенности восприятия, позволяющие выполнить возложенную миссию лучше, чем это сделал бы взрослый.

Когда понимаешь. что и со вторым все непросто, происходящее, против ожиданий, обретает оттенок не водевильности, а кафкианского абсурдизма. «Они же дети!» — думаешь. А следом: «Когда это останавливало зачинщиков войн?» Они бьются на твоих глазах, всякий в тисках своей моральной дилеммы, которая в итоге окажется для них куда более общей, чем ожидалось.

А по сути, в той же степени и твоей. Когда кажется, что не можешь совсем ничего изменить, делай хоть что-нибудь. И может быть получится?

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

К этому тексту у меня, честно говоря, отношение двойственное. Когда думаешь о межнациональных конфликтах на территории бывшего Советского Союза, то невольно приходишь к мысли, что во многих случаях, обе стороны в них почти наверняка управляются одним кукловодом, решившим нажиться на большом горе. Вот только в штабе этом, если он конечно есть, заправляют отнюдь не генералы: современные войны развязываются политиками — штатскими, которые знают, что им самим воевать не придётся.

Автор возмущается тем, что он называет профессией «Человек с автоматом», но тут проблемка: что бы защитится от чужого автоматчика, нужен автоматчик свой. В идеале хорошо бы и самому научится стрелять, что бы не быть беспомощным перед агрессором. Пословица не зря говорит: «Не хочешь кормить свою армию — придётся кормить чужую».

У истории свои законы и, увы, её дороги вымощены могилами пацифистов. После развала СССР мы этого хлебнули в полной мере.

К тому же описанная автором схема работает далеко не всегда. Давайте мысленно усложним ситуацию. Одна из сторон может быть чистым агрессором, а действия второй носят чисто ответный характер. Допустим, действие происходит во время Великой Отечественной и один из мальчишек наш партизан, а другой из Гитлер-югенд. Тогда то к чему призывает старый учёный, «Кто-то должен первым бросить винтовку» невозможна в принципе. Хотя пример, возможно, действительно не корректен, относительно текста книги, просто делюсь своими мыслями по прочтении.

А вот в чём автор, как всегда, на высоте, так это детская психика: Веришь, что герои вполне могли повести себя именно так.

Не могу согласится со Shtrmом, что в тексте выбор между злом прагматичным и злом детским. Считаю, что если убивая мерзавцев можно спасти хотя бы одного честного человека, то именно так и следует поступать. Это не жестокость, просто самозащита социума. То, что у штабс-капитана любящая невеста абсолютно ничего в данной ситуации не меняет. Вон у Чикатилло даже семья была, а у Гитлера Ева Браун, ну и что?!

Но прочесть книгу стоит, хотя бы потому, что она заставляет задуматься о действительных причинах воин.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как славно быть ничем не виноватым, совсем простым солдатом, солдатом! (Б. Окуджава)

В этой повести Крапивин уже от чисто мальчишеско-подростковой романтической фантастики переходит в раздел фантастики социально-политической. И хотя действие повести по-прежнему происходит на Земле, однако в силу ряда обстоятельств автор переносит события книги в условный город Льчевск, а в качестве стран и государств тоже вводит названия довольно условные, придуманные — Империя, Республика, Йоссы… Думаю, что аналогии придуманным названиям каждый читатель найдёт в нашем реальном мире (или придумает) сам.

Направленность книги явно антивоенная. И для усиления этой антивоенности автор придумывает едва ли не совершенную схему (раскрывать которую означало бы делать спойлер такой жирности, что пропала бы значительная доля вкусности этой повести). Хотя стандартная вводная и так хороша и увлекательная — подросток Лён, слушатель одной из военных школ Империи, и простой мальчишка Зорко, встреченный Лёном в Льчевске при весьма оригинальных обстоятельствах. И зародившаяся дружба, и потом страшные открытия и не менее жуткие ситуации выбора…

Книга чудо как хороша в исполнении Игоря Князева. Да и вообще, Игорь Князев как никто другой подходит для начитывания крапивинских романов и повестей, превращая их в аудиоспектакли высокого качества.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я видел генералов,

они пьют и едят нашу смерть.

Так вышло, что моё знакомство с творчеством Крапивина состоялось на двадцать пятом году жизни, и, как это часто случается с детскими писателями, читаемыми в чуть более зрелом возрасте, я не то чтобы недооценил его, но не был готов к произведённому эффекту. И дело даже не в том, что повесть хорошо написана и не сюсюкает, разговаривая с юным читателем на равных — это свойство любой хорошей книги.

«Взрыв генерального штаба», написанный двадцать лет назад, не просто актуален, но актуален до скрежета зубовного: имперские амбиции, благородные снаружи и гнилые внутри; милитаризация, маскирующаяся под патриотизм; учёный, подвергающийся гонениям (не со стороны государства, а со стороны соотечественников!) за недостаточное рвение в вылизывании вышестоящих задниц — и генералы, не считающие пешек, размененных в братоубийственной войне. А по обе стороны от фронта — простые люди, старики и дети, мудрые и глупые, слабые и сильные, храбрые и трусливые — но лишённые самого дурного из качеств, подлости. И настоящая война должна вестись не между народами, а между честью и бесчестием, честностью и ложью.

Вообще слегка недоумеваю, почему Крапивина до сих пор не признали экстремистской литературой — это ведь настоящий манифест «пятой колонны», учебник юного пацифиста, руководство по искусству того, как быть человеком, когда общество говорит тебе: «вот враг, он должен быть убит» — и видеть в этом «враге» такого же человека.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть о противостоянии империи и повстанцев, Лёна и Зорки, понравилась мне много больше предыдущей в цикле. Наверное оттого, что место действия не имеет отношения к нашей реальности, и лишь пересекается с ней аналогичным поведением военных и политиков. При желании можно легко найти параллели имперцам и их противникам и даже генеральному штабу, и гораздо сложнее представить, что в нашем мире могут жить такие как Лён, Зорка или Динка, такие честные, преданные, искренние и живые.

И опять автор ставит моральный выбор между злом взрослым, расчетливым, прагматичным и злом детским, вынужденным, мстительным, сильно непривычным по сравнению с прошлыми произведениями. Ведь и у бандита, застрелившего отца Шурки Полушкина тоже был отец, а у штабс-капитана генерального штаба любящая жена, но детская жажда мести и справедливости не дает повода героям передумать и остановиться.

В очередной раз погрузившись в беззаботную книжную иллюзию, где царит лето, море, дружба и беззаботность, так не хочется принимать то, что такая идиллия может быть разрушена одним махом, то, что придется искать и бороться, в очередной раз показывать, что в мире, принадлежащем взрослым дети не просто послушные пешки. Ну и пусть герои Владислава Крапивина слишком правильны и прямолинейны, но ведь именно за это мы их и любим? Именно таких героев мы ждем от автора в каждой книге и сильно расстраиваемся, когда находим в них недостатки.

Оценка: 9
– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Такую вещь нужно переварить. Дочитала только что.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Все-таки, Лён и Зоррито в конце погибают? Ведь, на маяке Льдинка говорила, что Ермилка порой может становится видимым для людей.

Оценка: нет
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня повесть входит в серию заключительных шедевров одного из любимых писателей. Мир здесь уже не из старых добрых реалистичных сказок, но ещё не бредово-сказочный, каким он станет в поздних произведениях. Здесь ещё есть место для трудного выбора и неумолимой действительности, где война — не в параллельной вселенной, а здесь и сейчас, а умиротворённый, но кратковременный отдых героев на маяке — не спасает их от тягот — оба вернутся в строй, чтобы занять единственно верную сторону в ставшем чуждом обоим, но пока не потерявшем актуальности конфликте.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть получилась донельзя антивоенной. Впрочем, Крапивин меру не преступил, как всегда. Идея, что на Земле вот уже который век осуществляется этакое «внутреннее прогрессорство», далеко не нова — достаточно вспомнить вальсирующие по миру слухи о масонских заговорах, etc. Однако Владислав Петрович сумел избежать и клиничности «патриётов», и банальности якобы отстранённого исследователя навроде Нилуса. Генералы, затеяшие очередную войнушку а-ля «борьба нанайских мальчиков», преследуют, судя по всему, цели сугубо утилитарные. «...что за генерал, если он не воевал ни разу?» Простая фраза, вложенная автором в уста ребёнка, обнажает дотла все поползновения генералитета, будь то реалии американоидного Ирака или чеченского позора 1995 года. Вот сумейте так же сказать, что хотите, как это сделал Крапивин, и я вам стоя поапплодирую!

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мальчишки такие рассудительные, такие взрослые, такие... типично крапивинские.

Меня всегда удивляло то, что даже 5-6 летние дети у него практически всегда спокойные, умные (если не умудренные).

В жизни такие дети редко попадаются. У Владислава Петровича они просто идеальны. Я не говорю, что это плохо. Наоборот, хочется иногда погрузится в такой пусть и не совершенный мир, зато с настоящей дружбой и верностью.

Оценка: нет
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вся антивоенная канва повести блестяще показана Крапивиным через призму переживаний двух мальчиков-посланников. Перед Лёном стоит тяжелый выбор — жизнь реального товарища или благополучие абстрактной Империи. Очень зацепила одна из последних сцен повести, где Зорко и Лён в газовой камере решаются на подрыв Генерального штаба. Сильно...Крапивин не перестает удивлять. Браво!

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх