Мартин Макдонах «Человек-Подушка»
- Общие характеристики: Психологическое | Чёрный юмор
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа | Не определено ) | Неопределённое место действия
- Время действия: Неопределённое время действия
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами | Вложенный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Талантливый писатель оказывается в полицейских застенках. Он пишет рассказы, в большинстве из которых главные герои — дети, которые страдают, мучаются и умирают. А в это время Город потрясли два ужасных убийства детей... Есть ли между писателем и убитыми какая-то связь? И имеет ли право на жизнь талантливое, но кошмарное искусство?
Экранизации:
— «The Pillowman» 2011, США, реж. Logan Breitbart
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
technocrator, 13 июля 2019 г.
Как-то получилось, что это было первое знакомство с Макдонахом (от театра я далёк, и фильмы по его сценариям не попадались под руку).
Гротескная трагикомедия, оставившая острое и шокирующее впечатление. Если говорить о стиле – в каких-то местах ассоциировалось с Тарантино (диалоги) и Пелевиным, в целом же – собственный неповторимый язык.
Стоит предупредить, что впечатлительным людям, не переваривающим «ультранасилие», будет тяжело знакомиться с пьесой, где присутствуют
Вкрапления ненормативной лексики на этом фоне можно назвать мелочью. И тем не менее произведение балансирует на грани, сумев остаться человечным. Немного скрашивают также элементы саркастичности и фарса.
«В тридевятом царстве, в полицейском государстве» писателя приводят в комнату для допросов. Кажется сначала, что имеем дело с антиутопией, обыгрывающей мотив „любого человека, ничего ему не объясняя, можно посадить в тюрьму лет на десять, и где-то в глубине души он будет знать, за что.“(c)
Но это лишь первая полуобманка. И даже часть сюжетов вложенных «сказок» являются перевёртышами...
// приходит на ум ещё булгаковское «рукописи не горят», правда, в весьма своеобразной трактовке :)
Так о чём пьеса? Интересно, что в отзывах на этот вопрос отвечают абсолютно по-разному. А это из-за органичного пересечения множества важных тем. И каждый для себя как центральный мотив может выделить какую-то из них (чаще всего – ответственность автора за свои творения).
Лично для меня главными стали, пожалуй, две:
1) влияние пережитого на дальнейшую судьбу и действия человека
2) само мносвязное переплетение художественного измерения с реальным.
Напоминает «Солярис» Лема психологический аспект – жуть, когда самые кошмарные фантазии воплощаются в реальность. Впрочем, часть сказок Катуряна в свою очередь порождены реальным ужасом, перенесённым в детстве...
Как любителю поиска художественных совпадений и параллелей, было интересно отметить ещё, что в «центральном» вставном рассказе, давшем название пьесе, используется мотив, схожий с использованным в вышедшем чуть позже культовом аниме «Мадока»:
И та и другая вещь увенчиваются достаточно негативной сильной концовкой. И вместе с тем трагически-светлой, оставляющей место для надежды.
Sergo2, 12 апреля 2016 г.
О чем эта пьеса? Ответить одним предложением не получиться, да и любой ответ, наверное, не совпадет с ответом самого автора.
О том, на что человек способен, чтобы сохранить собственное творчество... О самом творчестве: имеет ли оно право на жизнь, если пробуждает в одних людях свет, в других — тьму? Несет ли творец ответственность за то, что кто-то воспользовался его творением в жутких целях.
О монстрах внутри каждого из нас. О тенях трудного детства и о печальной зрелости. О том, что рукописи горят, а люди умирают. И о том, что даже в самой кромешной тьме может блеснуть лучик надежды и добра.
Пьеса, которая по ходу прочтения трижды выворачивает тебя на изнанку, а логику происходящего переворачивает с ног на голову. Потому что изначально я четко понимаю
Пьеса не на один раз. Пьеса, над которой нужно работать.
А рассказы Катуряна действительно хороши. И что же было написано над третьей клеткой — это вопрос на всю оставшуюся жизнь)
Russell D. Jones, 23 мая 2012 г.
Если вам сказали, что это «новый Стоппард» — не верьте. Это что-то совсем другое. Макдонаха невозможно читать запоем, потому что пока ты читаешь пьесу, пьеса читает тебя, и больше одной за раз не получается. «Человек-подушка» — это пьеса о писателе. Вечная борьба реальности и творчества, которая проистекает, как это часто бывает, из детства. Только это такое детство, куда совсем не хочется возвращаться...