fantlab ru

Мартин Макдонах «Человек-Подушка»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.56
Оценок:
39
Моя оценка:
-

подробнее

Человек-Подушка

The Pillowman

Пьеса, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 5
Аннотация:

Талантливый писатель оказывается в полицейских застенках. Он пишет рассказы, в большинстве из которых главные герои — дети, которые страдают, мучаются и умирают. А в это время Город потрясли два ужасных убийства детей... Есть ли между писателем и убитыми какая-то связь? И имеет ли право на жизнь талантливое, но кошмарное искусство?

Экранизации:

«The Pillowman» 2011, США, реж. Logan Breitbart



Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)

Человек-подушка и другие пьесы
2008 г.

Издания на иностранных языках:

The Pillowman
2003 г.
(английский)
The Pillowman
2004 г.
(английский)
The Pillowman
2006 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как-то получилось, что это было первое знакомство с Макдонахом (от театра я далёк, и фильмы по его сценариям не попадались под руку).

Гротескная трагикомедия, оставившая острое и шокирующее впечатление. Если говорить о стиле – в каких-то местах ассоциировалось с Тарантино (диалоги) и Пелевиным, в целом же – собственный неповторимый язык.

Стоит предупредить, что впечатлительным людям, не переваривающим «ультранасилие», будет тяжело знакомиться с пьесой, где присутствуют

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
рассказы о пытках и убийствах детей.

Вкрапления ненормативной лексики на этом фоне можно назвать мелочью. И тем не менее произведение балансирует на грани, сумев остаться человечным. Немного скрашивают также элементы саркастичности и фарса.

«В тридевятом царстве, в полицейском государстве» писателя приводят в комнату для допросов. Кажется сначала, что имеем дело с антиутопией, обыгрывающей мотив „любого человека, ничего ему не объясняя, можно посадить в тюрьму лет на десять, и где-то в глубине души он будет знать, за что.“(c)

Но это лишь первая полуобманка. И даже часть сюжетов вложенных «сказок» являются перевёртышами...

// приходит на ум ещё булгаковское «рукописи не горят», правда, в весьма своеобразной трактовке :)

Так о чём пьеса? Интересно, что в отзывах на этот вопрос отвечают абсолютно по-разному. А это из-за органичного пересечения множества важных тем. И каждый для себя как центральный мотив может выделить какую-то из них (чаще всего – ответственность автора за свои творения).

Лично для меня главными стали, пожалуй, две:

1) влияние пережитого на дальнейшую судьбу и действия человека

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(выясняется, что все главные действующие лица приобрели в детстве психологические травмы, причинённые жестокими родителями)

2) само мносвязное переплетение художественного измерения с реальным.

Напоминает «Солярис» Лема психологический аспект – жуть, когда самые кошмарные фантазии воплощаются в реальность. Впрочем, часть сказок Катуряна в свою очередь порождены реальным ужасом, перенесённым в детстве...

Как любителю поиска художественных совпадений и параллелей, было интересно отметить ещё, что в «центральном» вставном рассказе, давшем название пьесе, используется мотив, схожий с использованным в вышедшем чуть позже культовом аниме «Мадока»:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
кавайное «божество», изменяющее причинно-следственные связи для того, чтобы дети/подростки умирали счастливыми, не испытывая страданий.

И та и другая вещь увенчиваются достаточно негативной сильной концовкой. И вместе с тем трагически-светлой, оставляющей место для надежды.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

О чем эта пьеса? Ответить одним предложением не получиться, да и любой ответ, наверное, не совпадет с ответом самого автора.

О том, на что человек способен, чтобы сохранить собственное творчество... О самом творчестве: имеет ли оно право на жизнь, если пробуждает в одних людях свет, в других — тьму? Несет ли творец ответственность за то, что кто-то воспользовался его творением в жутких целях.

О монстрах внутри каждого из нас. О тенях трудного детства и о печальной зрелости. О том, что рукописи горят, а люди умирают. И о том, что даже в самой кромешной тьме может блеснуть лучик надежды и добра.

Пьеса, которая по ходу прочтения трижды выворачивает тебя на изнанку, а логику происходящего переворачивает с ног на голову. Потому что изначально я четко понимаю

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Катурян — ангел в белых одеждах, а детективы — главные антогонисты. А в середине ты находишь оправдание и Ариэлю и Тупольски, взваливая на Катуряна весь груз ответственности за все. А потом опять оправдываешь. А потом...

Пьеса не на один раз. Пьеса, над которой нужно работать.

А рассказы Катуряна действительно хороши. И что же было написано над третьей клеткой — это вопрос на всю оставшуюся жизнь)

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если вам сказали, что это «новый Стоппард» — не верьте. Это что-то совсем другое. Макдонаха невозможно читать запоем, потому что пока ты читаешь пьесу, пьеса читает тебя, и больше одной за раз не получается. «Человек-подушка» — это пьеса о писателе. Вечная борьба реальности и творчества, которая проистекает, как это часто бывает, из детства. Только это такое детство, куда совсем не хочется возвращаться...

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх