Яков Матусов, Андрей Свердлов «Тонкая нить»
- Жанры/поджанры: Детектив
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Спецслужбы
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Казалось бы, ничем не примечательное задержание московской спекулянтки выводит чекистов на след шпионской организации, состоящей из предателей Родины, перешедших на сторону Рейха в годы Отечественной Войны и нашедших новых хозяев, достойных продолжателей дела установления Нового Порядка — американских империалистов. Тонкая нить, попавшая в руки Лубянки, не оставляет шанса врагу — он ответит за свои преступления перед народом...
Входит в:
— цикл «[цикл о чекистах]»
— журнал «Искатель 1965'1», 1965 г.
— журнал «Искатель 1965'2», 1965 г.
— журнал «Искатель 1965'3», 1965 г.
— журнал «Искатель 1965'4», 1965 г.
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Privalova, 5 июня 2021 г.
Очень неплохой шпионский роман. Написан вполне на уровне, читается с интересом.
amak2508, 30 июня 2020 г.
Советский шпионский детектив середины 60-х. Очень легко читающийся, увлекательный (местами до такой степени, что от чтения трудно оторваться), складный и, что особенно приятно, вполне правдоподобный. Нет, эпизоды, в которые поверить трудновато, в романе тоже встречаются: например, та же завязка, в которой начало расследованию кладет обрывок бумаги со словами «выполнять задания» и «стать предателем». Как-то слабо верится, чтобы какой-то непонятный клочок текста смог так сильно озаботить сотрудников КГБ.
К счастью, таких моментов в тексте совсем немного — большую часть повествования занимает описание огромной кропотливой работы, выполняемой работниками службы безопасности в ходе проводимого расследования. Читать о раскручивании такой «тонкой нити», которая в конце концов позволяет выйти на предателей Родины, действительно интересно, хотя некоторое однообразие повествования ближе к концу книги и начинает немного надоедать. К недостаткам книги также можно отнести и отдельные моменты в диалогах, когда герои книги начинают вдруг говорить не друг для друга, а выдавать информацию именно для читателя. Да и вообще в ряде сцен видится некая ненужная театральность, когда то, что просто и очевидно, вызывает у персонажей длительные обсуждения.
Тем не менее в целом детектив выглядит вполне достойно и вполне пригоден для тихого отдыха с книгой в руках.
Walles, 2 марта 2020 г.
Давно не читал советских детективов, но для разнообразия почему бы и нет... Что могу сказать — в своем роде — примечательная книжка, действие льется тугой непрерывной струей, и, несмотря на объем, в романе нет ни одного абзаца отвлеченного от главного темы... Показательно выглядит эпизод из жизни работы в угрозыске капитана Луганова о том, как осенью он три часа пролежал в луже, избрав ее в качестве места наблюдения за одиноким домом на окраине (где прятался опасный преступник). Да, это вам не холеный и наглый Майк Хаммер, пьющий дорогие напитки и соблазняющий шикарных женщин...
Что касается основной линии — она наводнена промежуточными «связями», которые отрабатывают Миронов и Луганов — родственники, друзья, знакомые, соседи по квартире, по работе и т. д, т.е. все без разбора лица, бывшие в контакте с подозреваемыми, ибо зацепка для «изобличения» может быть где угодно...
Для копилки детективного жанра я бы отметил следующий интересный случай, о котором авторы почему то забыли к концу книги и итогового толкования для него не предоставили. Но эпизод на самом деле примечательный, по крайней мере в романах западных детективщиков я схожего фрагмента не припоминаю:
Главная фишка здесь состоит в следующем. Как вскоре выяснилось, данное письмо В. писал вовсе не Ольге Николаевне, а ее соседке по коммунальной квартире — Ольге Ивановне. Каким образом оно попало к другой Ольге история умалчивает — авторы, видимо, решили, что читатель пусть сам поломает голову над этим вопросом. Но вот для чего она его хранила ежели оно не ей адресовано? Есть вразумительная версия? У меня нет.
Но поскольку мы все-таки находимся на сайте фантастики, необходимо отметить хоть какие-то элементы оного чтива. Что ж, любители фантастики могут вздохнуть с облегчением. Если я не прав — тогда попробуйте найти и показать на карте города Крайск и Энск. А они тут есть...
Итого: концовка без сюрпризов, имена негодяев (правда, не подлинные) были ясны задолго до финальной главы. И еще жаль, что не раскрыто меню ресторана «Дарьял», которое смотрела Анна Казимировна.
skrpionnn06, 24 марта 2018 г.
Прекрасный образец советского шпионского детектива. Написан профессионалами своего дела. Намеки на «темное чекистское» прошлое авторов встречаются в сценах описания «неправильных» допросов в исполнении «плохого» следователя и через чур уж назойливых нравоучений, повторений о правильном поведении и о скрупулезной честности работников КГБ. У читателя создается впечатление, что авторы и есть действующие лица повести — тандем майоров Миронова и Луганова, почти идеальных рыцарей КГБ.
Капитан Луганов в прошлом из милиции, работник уголовного розыска. Майор Миронов (главный персонаж) в прошлом мальчик-партизан и офицер-пограничник. Их руководители показаны мудрыми наставниками, в молодости соратниками Ф.Э. Дзержинского. Луганов заметно старше своего «напарника», превосходит его в оперативно-тактической сметке, но немного проигрывает Миронову в аналитических способностях («клюет» на отвлекающую версию преступления подброшенную законспирированным врагом). Работая в паре офицеры прекрасно дополняют и усиливают друг друга. Две трети сюжета произведения происходит сложное расследование в стиле «ШЕРШЕ Ля ФАМ» и параллельного изобличения врага.
Что касается главного врага — даже вражину — замаскировавшегося под честного советского партийного деятеля и труженика-строителя Капитона Илларионовича Черняева, то он прокололся на пустяке, на жадности, решив продать через спекулянтку поношенные заграничные вещички убитой им жены-пособницы. Невольной пособницы запуганной злодеем-мужем. Кто он на самом деле читатель узнает только в самом конце повести, на предпоследней странице. «Что вы еще городите! Что за ерунда?! — восклицает в благородном негодовании лже-Черняев. Нет, почему же ерунда. Совсем не ерунда!» — дружелюбно и весело отвечает ему Луганов, задерживая пытающегося скрыться негодяя. И вот он уже на допросах, на глазах читателя, проходит все стадии разоблачения выворачивающего наизнанку все его грязное и мерзкое нутро. Не помогут ни самодовольное хамство с шутовством, ни запирательство, ни слезливые спектакли, ни отчаянная и хитрая попытка прикинуться сумасшедшим... с него будут последовательно и беспощадно сорваны все прикрывающие маски: ветерана-партизана, заслуженного руководителя-строителя, ревнивого мужа, раскаявшегося женоубийцы, душевнобольного «щеночка».
Под стать ему другая отрицательная фигура повести — «прекрасная шпионка» Войцеховская (кадровый сотрудник западной разведки Пщеглонская) показана настолько детально и реалистично, что своей душевной и почти физической нечистоплотностью, развращенностью, ложью — вызывает тошноту, гадливость и омерзение. Будто с вами мурлыкает, к вам ласкается и втирается в доверие зараженная глистами и лишаем вонючая помойная кошка.
Чем конкретно занимались шпионы, какие сведения выпытывали и получали в повести не сообщается (что-то общее, связанное со строительством секретных объектов). Акцент сделан на показе их моральной грязи, беспринципности. Показана их огромная опасность в растлении и уничтожении (физическом и духовном) честных советских граждан.
Оканчивается книга почти той же сценой, что и во вступлении — майор Миронов, в своем кабинете находясь в самом начале очередного многотрудного расследования, открывает казенную картонную папку «Дело №...». Очень впечатленный читатель готов буквально снять шапку перед незнающими покоя работниками Комитета госбезопасности защищающими его спокойный сон и мирный труд.