С. С. Ван Дайн «Злой гений Нью-Йорка»
Стивен Ван Дайн — всемирно известный американский писатель, один из основоположников классического детектива. «Злой гений Нью-Йорка» — лучшее из его произведений.
В центре города какой-то маньяк играючи совершает изощренные убийства, оставляя на месте преступления послания с детскими стишками. Он умен, расчетлив, безжалостен и... неуловим. Газеты, пестреющие чудовищными заголовками, нагнетают страх. Горожане в панике. И лишь сыщик Фило Вэнс, вооружившись логикой и хладнокровием, кажется, знает, как остановить злого гения...
Входит в:
— цикл «Фило Вэнс»
— журнал «Scientific Detective Monthly, November 1929», 1929 г.
— журнал «Scientific Detective Monthly, February 1930», 1930 г.
— журнал «Scientific Detective Monthly, January 1930», 1930 г.
— журнал «Scientific Detective Monthly, March 1930», 1930 г.
— антологию «Злой гений Нью-Йорка», 1991 г.
Экранизации:
— «The Bishop Murder Case» 1929, США, реж. Дэвид Бёртон, Ник Гринд
- /языки:
- русский (11), английский (4)
- /тип:
- книги (10), периодика (4), аудиокниги (1)
- /перевод:
- М. Павлова (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Walles, 3 апреля 2019 г.
Who killed Cock Robin?
I, said the Sparrow,
With my bow and arrow,
I killed Cock Robin
Этот стишок из «Сказок матушки Гусыни» обыгран в первом преступлении, случившемся в настоящем романе о Филе Вансе под названием «Дело об Убийстве и Епископе», начав тем самым череду нелепостей и случайностей. Вроде бы, подобный ход можно рассматривать как стремление придать какие-то магические, нетривиальные нотки сухому полицейскому расследованию. Но, увы, в данном случае такой трюк не сработал, все оказалось достаточно заурядно и в итоге убийцей оказался именно тот персонаж, на кого я и подумал с самого начала. Мотив который можно было для него придумать также оказался единственно возможным, учитывая специфику действующих лиц.
К сожалению, ван Дайн вновь злоупотребляет числом последовательных убийств — их здесь до неприличия много, и, конечно же, подобное обстоятельство никак не красит Ванса и его стареющего друга Маркхэма, добравшихся до сути лишь когда число участников происшествий сузилось до минимума.
Единственная молодая дама по имени Белл Диллард напрочь лишена какого-либо кокетства и ожидания, что она как-то разнообразит сюжет совершенно не оправдываются...
Но есть плюс в романе — появление в качестве третьестепенного действующего лица гениального шахматиста Рубинштейна, ненадолго забежавшего в
нью-йоркский шахматный клуб. Рубинштейн в конце 20-х-годов и правда был одним из сильнейших шахматистов мира, и даже составлял определенную конкуренцию Алехину и Капабланке. Здесь он побеждает в эндшпиле одного из участников событий по имени Пурди. Решающий ход маэстро делает слоном (англ.- bishop), что создаёт дополнительную аллюзию, перекликающуюся с названием произведения. Подобные шахматные эпизоды в детективах могу припомнить только у Рекса Стаута в книге «Гамбит».
Итог — средненько, но не будем забывать, что это было давно и Стивен ван Дайн был одним из первых.
asakuro, 12 мая 2017 г.
Количество гениев на страницу текста здесь превышает все разумные пределы — злой гений Нью-Йорка, великий сыщик, выдающийся профессор, победитель математических конкурсов, чемпион спортивных соревнований, великая певица, несколько шахматных и математических гениев. Также стоит отметить, что Ван-Дайн очень плохо прописывает эмоции. Известия о смерти все персонажи воспринимают так, словно похищена ложка или пропал котенок. Расследование также не представляет большого интереса — по кругу опрашиваются одни и те же персонажи. Все это (вместе с очевидным подражанием Конан Дойлю), безусловно, признак средней бульварной литературы. Тем не менее, стоит отметить интересную завязку сюжета — серию убийств по мотивам детских стихотворений. Спустя десять лет этот прием взяла на вооружение Агата Кристи в романе «Десять негритят», а затем несколько раз еще использовала.