Алексей Соколов «Старик и космос»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь ) | Параллельный мир/вселенная
- Сюжетные ходы: Сновидения, формы изменения сознания
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
…Сон? Память? «Сон разума»? Зачем? Когда слишком больно для простых снов, когда слишком нелепо для бытия… Почему сам — никто, почему звать — никак, почему интересен только кому-то из снов? …Можно понять, можно даже проснуться — когда кто-нибудь родной возьмет за руку и скажет: «Пошли домой!» Если это, конечно, само окажется не сон разума.
Входит в:
— журнал «Полдень, XXI век'06», 2012 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mputnik, 1 января 2024 г.
Тема: «Многолетний пациент сумасшедшего дома демонстрирует врачам поразительно богатые деталями и супер-логичные галлюцинации. Врачи безуспешно пытаются разгадать тайну феномена. А в итоге оный пациент оказывается инопланетянином, которого спасательная система — спасая ему жизнь после поражения его боевого модуля — выбросила в параллельное измерение». Идея: «Сострадание — это вовсе не улица с двухсторонним движением, любой объект бескорыстной заботы может оказаться меркантильным злодеем, использующим чужой альтруизм сугубо в утилитарных целях. Все зависит от того, какие цели преследует оный объект, и насколько он разборчив в средствах». фантДопущение: «Высокотехнологическая цивилизация, ведущая боевые действия с равным противником вполне способна использовать земную цивилизацию в качестве расходного материала, не отягощая себя морально-этическими ограничениями».
Субъективный фактор (нравится / не нравится): желание перечитать — есть, и оно — реализовано. Редкий случай неожиданного развития сюжета. Неожиданность при строгом соблюдении жанровых ограничений — признак гарантированной изысканности материала. Даже ущербный в литературном отношении текст в этом случае может оказаться источником шикарнейших первичных впечатлений от чтива. Художественной ценности (то бишь значимых авторских находок в языке, стиле, настроении) — не усматриваю. Но в данном конкретном — это абсолютно не важно.
Убедительность – имеет место быть. В данном конкретном случае область фантастики — настолько малодоступна современной науке, что для вящей убедительности вполне достаточно всего двух компонентов: раскрепощенной фантазии и адекватного здравого смысла. Всё прочее — приложится автоматически. Как там у классиков: «…ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад…». Человековедческая ценность – во всей своей красе. Дело в том, что проблематика Контакта в рамках Светлого Храма Фантастики — среднестатистически — почему-то зациклена на «братьях по разуму», «контактерах Великого Кольца» и т.п. А ведь мы (человечество, в смысле) — в свете оного Контакта — вполне можем оказаться кандидатами в рабы, пищей, вообще — пустым местом (вроде муравейника для нетрезвых туристов). Проблематика Доброго Зла, злого Добра и равнодушной Справедливости — хорошее подспорье адекватного комплексного анализа. Новизна — минимально, но — есть. Прототип изменен настолько, что появляется если и не новое качество, то — вполне очевидно — повод для новых раздумий.
К корректности и адекватности — претензий нет. В таком коротком тексте, при наличии уже отмеченного выше здравого смысла — это надо хорошо постараться, чтобы тут набедокурить. К ритмичности и целостности — есть претензии. Рано завершается повествование. Как удар в темноте лбом о притолоку. Ожидалось — хотя бы какое-то — продолжение. Пусть — незначительное, и — тем не менее
Darth_Veter, 4 июня 2023 г.
Старичка этого нашли на свалке после того, как на ней разгорелся странный пожар. Да и сам старичок тоже оказался странным: не помнит, как его зовут, и видит весьма яркие и почти неотличимые от реальности сны. На таких патологиях персонал психлечебницы очень быстро строит себе карьеру... Традиционный для «пятой волны» российской фантастики сюжет «на одну затяжку». Прочитал рассказ — и тут же забыл, в чем состояла его главная суть. Ну, подумаешь — очередной «попаданец» из параллельной реальности! Мы таковых уже целую тыщу видели... А что в рассказе нового-то? Необычные сны, которые заставляют героя описаться и укакаться? Или та самая параллельная реальность, где идет нескончаемая война с нудлами (макаронами чтоль?!). Допускаю, что разрыв границы пространств мог возникнуть из-за какой-то гравитационной аномалии, но чтобы при этом кто-то потерял память... Тут одно из двух: либо ты не проваливаешься в чужое измерение вообще (как того требуют законы природы), либо же не теряешь свою память в таком переходе — третьего не дано! Понятно, отчего сюжет противоречит логике — нужна определенная интрига, чтобы поддерживать читательский интерес к данной истории. А логика... Шла бы одна другой дорогой! Я подобные сюжеты называю сюжетами «на одну затяжку» (имеется в виду, затяжку при курении сигарет): так же банально по сути и кратковременно по удовольствию.
----------
РЕЗЮМЕ: история очередного «попаданца», выпавшего из своего континуума прямо в сумасшедший дом. Своеобразная «Палата №6», только без политики.
muravied, 30 мая 2012 г.
Честно говоря, не особо понял рассказ. Образы описываются красочные (сны старика), но как-то связного сюжета я не получил. Многое приходится додумывать за автора. Я понял рассказ так:
Вроде такая петрушка. Возможно надо прочитать ещё раз, может лучше пойму.
lola-sokolova, 29 июня 2012 г.
Рассказ очень понравился.
Описания/образы/сюжет — именно так как я люблю!