fantlab ru

Евгений Гуляковский «Легенда о серебряном человеке»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.11
Оценок:
73
Моя оценка:
-

подробнее

Легенда о серебряном человеке

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 16
Аннотация:

История про Мансура, серебряных дел мастера, который жил во времена македонской империи. Из-за жадности правителя города Мансур должен был приготовить ему чудодейственный «напиток власти», который согласно легенде делает человека практически неуязвимым.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— антологию «Мир приключений, 1973 [2]», 1973 г.

— антологию «Легенда о серебряном человеке», 1989 г.

— сборник «Последний мираж», 2002 г.

— антологию «Фантастика и приключения. Том 2», 2002 г.

— сборник «Планета для контакта», 2004 г.



Издания: ВСЕ (9)
/языки:
русский (9)
/тип:
книги (9)

Мир приключений
1973 г.
Легенда о серебряном человеке
1989 г.
Легенда о серебряном человеке
1989 г.
Последний мираж
2002 г.
Фантастика и приключения. Том 2
2002 г.
Планета для контакта
2004 г.
Планета для контакта
2006 г.
Планета для контакта
2009 г.
Фантастика и приключения. В 2 томах. Том 2
2009 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

В корне не согласна с предыдущим комментатором. Как раз выбор формы «рассказа в рассказе» очень удачен. Это не легенда, а рассказ повзрослевшего мужчины о том, как в детстве он слушал легенды от старика Дамира. Я в детстве тоже слушала рассказы от своей бабушки, или от двоюродной бабушки, множество притч и легенд, как библейских, так и просто местных поверий. Читаешь рассказ и чувствуешь ностальгию. Посыл не только в смысле самой легенды, но и в воспоминаниях о своём таком тёплом детстве, о самом этом ощущении загадки, сказки.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мансура прозвали Серебряным человеком потому что он выпил из чаши и буквально стал Серебряным человеком, оставляя серебряные следы. Что уж тут непонятного.

По поводу всего остального — ощущение, что просто рассказ был прочитан не внимательно или не до конца.

В целом, смысл в том, что «один в поле не воин». Каким бы сильным ты ни был, каким бы ни был бессмертным, это не принесет тебе ни счастья, ни спокойствия. Ты не сможешь защитить своих близких и друзей, потому что просто сила — далеко не всё. Вероятно именно это предыдущий комментатор не понял, чаша наделяет только силой и неуязвимостью, она не даёт мудрости и ума, она не дает способности управлять и командовать, она не дает никаких других способностей. Поэтому Мансур и не управляет городом сам, он просто не приспособлен для этого. Он не воин, поэтому не способен организовать оборону. Об этом и речь, просто сила не является решением. Есть ещё одна русская поговорка «сила есть — ума не надо», которая всегда используется в ироничном контексте и означает прямо обратное. Можно не быть сильным, надо быть умным. И люди помнят о Мансуре не как о герое, защитившем народ и страну, а как о человеке с трагичной судьбой (как помнят, например, о какой-нибудь утопившейся невесте), как о человеке не сумевшем даже ценой огромной жертвы, побороть несправедливость. Его помнят за то, что он пытался и был честным человеком, не воспользовавшимся своим даром для личных нужд.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Произведение из среднеазиатского цикла писателя, написанное еще на заре его карьеры. Написано в форме «рассказа в рассказе», что на мой взгляд не совсем удачно (особенно если учесть, что ключевой персонаж излагает его «кусками», на протяжении нескольких дней). Фабула этой самой легенды выражена тоже как-то коряво и неумело, из-за чего иногда даже сложно понять, что же там происходит. Поэтическое словоблудие явно идет тут автору не «в плюс». Считаю, что ему не удалось доказать свой же собственный тезис о «слабости сильнейшего», заменив его банальной неуклюжестью и криворукостью. Если б это была действительно восточная легенда, сказители выразили б ее суть гораздо тоньше и искуснее. А так вышел какой-то адаптированный для европейцев вариант, в котором практически растворилась характерная восточная мудрость. Так и осталось нераскрытым, почему Мансура прозвали Серебряным Человеком — только ли из-за того, что он был серебряных дел мастером? Тут есть несколько иных вариантов, но автор их совсем не обсуждает. Сомневаюсь, что дети, фигурирующие в рассказе-повести, что-нибудь вынесли для себя из всей этой истории. Их вопросы рассказчику говорят как раз именно об этом: они путают физическое могущество с фактическим. По их мнению, Илья Муромец был способен в одиночку победить всю Византийскую империю. Русские сказки слишком прямолинейны и не скрывают в себе никаких философских парадоксов или ложных откровений. В них всё ясно с самого начала. Поэтому «Старик Хоттабыч» куда ближе к восточному оригиналу, нежели повесть Гуляковского.

---------------

РЕЗЮМЕ: поучительная притча о бессилии всесильных и роли личности в истории. Не очень удачное подражание восточному стилю.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая легенда. Особенно понравилась концовка. Ведь мы всегда ждем, что сила всегда побеждает, что правое дело с силой это вообще коммунизм. Ан нет, никакая сила, даже с благой целью не приносит счастья. Для советской фантастики совсем необычный вывод. Написано неплохо, читается с интересом.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохая сказка-легенда. Я до сих пор вспоминаю, как в детстве тоже сидел вокруг костра и кто-нибудь начинал рассказывать страшные истории, здесь автору повезло с рассказчиком и вместо очередного ужастика он услышал прекрасную легенду, притчу о серебряном человеке.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх