Аркадий Стругацкий «Четвёртое Царство (На грани возможного)»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Возраст читателя: Любой
Действие повести происходит на Дальнем Востоке через несколько лет после окончания Второй мировой войны. В район советской пограничной заставы выходит человек с поражениями кожи, похожими на ожоги, пулей в бедре и владеющий лишь английским языком. Из округа на заставу направляется комиссия для исследования инцидента.
Машинописный беловик повести из одноименной архивной папки.
Создание повести упоминается в письме АНС от 14.04.55. Беловик датирован «лето 1955 г.» В «Комментариях к пройденному» БНС дана ошибочная датировка — 1952 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 52
Активный словарный запас: средний (2853 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 55 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 53%, что гораздо выше среднего (37%)
Самиздат и фэнзины:
Электронные издания:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 21 октября 2022 г.
Пропаганда — распространение взглядов. Любая художественная работа так или иначе распространяет проводимые автором мысли, и я категорически не понимаю людей, которые ставят это в минус какой-либо работе, особенно, если оно не мешает повествованию. Обычно, так происходит, если идеологические предпочтения читателя не совпадают с содержанием книги. Впрочем, даже в отрыве от всего этого «Чёртвёртое царство» — вполне бодрая приключенческая работа. В наличии бравые и отважные советские пограничники, подлые и коварные японские-американские агенты, плетующие коварные планы о новом оружии массового поражения, и самое настоящее опасное приключение с заброшенных и загадочных туннелях. Круто же, если не ожидать от обычной повести каких-то особенно выдающихся литературных достоинств.
artem-sailer, 4 мая 2021 г.
Повесть, конечно, далеко не шедевр. Это раннее произведение Аркадия Стругацкого, написанное им ещё до известного всем творческого союза двух братьев. Читается сегодня даже с некоторой улыбкой, мол, творение молодости. Безусловно, произведение морально, идеологически, научно и литературно несовершенно и, наверное, устарело. Сегодня так уже давно не пишут, а НФ-идеей о неком неизученном микроорганизме ныне никого не удивишь. Тем более, при чтении иной раз возникает ощущение, что НФ-идея призвана в повесть даже не совсем понятно для чего — ведь доминирующей здесь является приключенческая составляющая.
Однако я всё же услышал привлекающий меня мотив — исторический. И даже, наверно, правильнее будет сказать — элемент автобиографический. Ведь общеизвестно, что Аркадий Стругацкий долгое время служил в армии переводчиком с японского и английского, и служил он на Дальнем Востоке. Собственно, как один из героев данной повести. А значит, автор описывал в тексте и некоторые элементы собственной повседневности. Да и сразу видно, что написано, как говорится, со знанием дела.
И вот этот вот момент — ощущение достоверности происходящего — меня как раз и захватил. Да и атмосфера далёких каменистых сопок острова Курильской гряды — однозначно привлекает. Не знаю, как кому, а мне этого вполне достаточно, чтобы сказать: хотя бы даже ради этого стоит прочитать эту повесть.
partyzan20, 28 августа 2021 г.
НФ в этой повести исключительно ширма. Повесть намного глубже и очень смелая, особенно, в то время.
Никакой пропаганды здесь нету — это тоже ширма. Все совсем наоборот...!
Читать было очень интересно
wertuoz, 8 октября 2018 г.
Фантастика ближнего предела Аркадия Стругацкого, которая была написана на заре создания совместного творческого тандема братьев Стругацких. Тут вы не найдете глубокого морализаторства и социальной проблематики, которые стали неотъемлемой фишкой и знаком отличия для всех тех, кто любит авторов за их веру в светлое идейное будущее. Это после-военная зарисовка на тему западного шпионажа, фашистской жестокости, а так же советской справедливости, заложенной в поколении молодежи прошлого.
Показана яркая противоположность одного и другого: главные герои — это доблестные советские солдаты, которые довольно милосердны по отношению к своим противникам, образованы, подкованы и справедливы, а главные антогонисты — это американский шпион, у которого нет ни единого принципа, меряющий жизнь только в денежном эквиваленте, к тому же еще мямля и трус, а так же японский главнокомандующий (в прошлом фашист) — жестокий, хитрый и высокомерный тип, который пытается присвоить технологию того самого «красного газа» (этакой неизученной белковой жизни, которая существует за счет радиоактивного распада), а так же применить её в военных целях.
Идея для повести, раскрывающая суть некой новой белковой жизни, выглядит интересно, раскрывается в повести так же нетривиально, подытоживая свой же собственный замысел словами Фридриха Энгельса. Возможно из этих набросков мыслей получится в последующем глубокая «Улитка на склоне», которая как раз рассуждает на тему паратогенеза новой белковой цивилизации, из эволюции которой следует совершенно чуждое мировоззрение и мироощущение.
Пропаганда большевизма, как ни странно, не смотрится настолько чванливо и карикатурно, даже с учетом того, насколько однобоко автор смотрит на собственных протагонистов и антагонистов. Скорее это необходимый элемент, без которого не получилось бы истории в антураже послевоенного времени. Да, и сопереживать японскому фашисту, которому автор мог бы добавить человеческих качеств, все равно не захотелось бы.
В итоге получилась интересная с художественной точки зрения история, увлекательная в приключенческом смысле, а так же служащая базисом для будущих серьезных философских работ уже в творческом тандеме.
mputnik, 12 августа 2019 г.
Увы, не впечатлило. И дело вовсе не в том, что «уши пролетарской пропаганды» торчат как пружина из дивана. И время создания, и возраст автора – всё это понимаемо и принимаемо, без вопросов (тем более, что – реально индифферентен по сему поводу: вот – глубоко по барабану, как говорится).
Я – вовсе о другом, о соотношении и о мере. Как-то МНОГО оной пропаганды по отношению к Фантастической Идее. К прекрасной и многообещающей Фантастической Идее – о наличии иного Игрока (нам неведомого) «на поле Эволюции» — небелковой агрессивной КвазиЖизни.
Какая шикарная могла бы быть повесть – если бы да кабы… Увы и ах. В середине пятидесятых – ВИДИМО – иного результата и быть просто не могло.
И – жаль
йети, 25 июня 2015 г.
Прочел «Четвертое царство» -издано в серии «Архив БПНФ», 2015 год. Это первое отдельное книжное издание самой первой повести Аркадия Стругацкого
Кончено, повесть ученическая, сработана «по прописям». Но она же -первая! Хотя задумка интересная: жизнь на иной основе, на основе распада радиоактивных веществ.
Конечно, для придания привлекательности повествование облечено в пограничный детектив. Острова ДВ, ранее принадлежавшие Японии — достаточно интересное место для действия приключенческого произведения: подземные ходы, казематы в скальных толщах и прочие таинственные сооружения. И всем этим А.Стругацкий воспользовался в полной мере. Так что произведение получилось достаточно динамичным и интересным.
Конечно, кому-то, прошедшему школу злословия по поводу истории нашей страны покажутся режущим слух упоминания о коммунистических реалиях того времени — но это именно и есть тогдашние реалии. И ничего в этом предосудительного нет.
Отберите у киношного Штирлица сигареты и пусть он шуршит попкорном, разгадывая политические кунштюки Третьего рейха — будет ли картина реалистичной? :-)
Интересно и послесловие Андрея Танасейчука, задумавшего и осуществившего издание этого приятного «сувенира». В нем полностью раскрыта история создания и столь долгого лежания «под спудом» этого небольшого произведения, интересный такой штрих начального периода творчества Аркадия Стругацкого, одного из виднейших советских фантастов. Как библиографический материал, послесловие А.Танасейчука — очень интересное и вполне уместное дополнение к изданию, тем более, что выполнено оно на хорошем профессиональном уровне.
sham, 10 февраля 2009 г.
В Комментариях Борис Натановичх характеризуя эту повесть говорит о «красной пленке», присутствующей в ней... после прочтения становится ясно, что речь идет о социалистической пропаганде...
Если вас не напрягают и не вызывают раздражания фразы типа «И все же японец просчитался. Он забыл ,что имеет дело с советскими пограничниками», «Нет таких крепостей, которые не могли бы взять большевики!», ну и конечно культовое определение «жизни» по Энгельсу... если все это вас не пугает берите смело повесть и читайте, так как в общем-то в остальном сюжет довольно-таки любопытный... читая «Четвертое царство» я постоянно ловил себя на мысли, вспоминая старый дедушкин книжный шкаф, забитый под завязку книгами из серии «Подвиг». Здесь все то же: шпионы, разведчики, доблестные советские пограничники... и только последняя глава напоминает нам, что это ранние Стругацкие и мы видим ту фантастику, которую Аркадий Натанович приберег до конца: «идея жизни, существующей за счет радиактивного распада».
итог: повесть написано только одним из братьев, читается она легко, сюжет затягивает... в общем не смотря на все перечисленные для кого-то может негативные моменты чтением остался доволен... :beer:
cherepaha, 27 марта 2007 г.
Слабенькая повесть. Хотя описания природы – порадовали. Интересно того времени или более поздней редакции? А вот цитата Энгельса это здорово! ИМХО в духе времени.