FantLab ru

Пол Дж. Макоули «Паутина»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.92
Голосов:
26
Моя оценка:
-

подробнее

Паутина

Whole Wide World

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 5

Издания: ВСЕ (1)

Паутина
2008 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Писавшие об этой вещи упирают на малую фантастичность. Возможно, убийства девок, ведущих видеоблоги нагишом, выглядят теперь по-газетному, и, кому-то, при чтении действительно не будет хватать языка ламеров. Хочу обратить внимание на другую сторону работы Макоули. На перекличку двух книг.

Пусть роман и начинается цитатой Карла Маркса, но затронутые вопросы далеки от классовой борьбы и прав собственности. Не упоминается даже пресловутого копирайта, естественного в книге о цифровом веке.

Англичанин пишет про общество, в котором каждый шаг гражданина (простите, подданного) доступен полиции через сеть вебкамер. Живущем в атмосфере скрытой войны, на которой реально сражаются немногие. Мире бытовых неудобств, законодательно ограниченной сексуальности, цензуры, фальсификации данных и множества спецслужб. И это не «1984». Совсем.

Для описания действий спецслужб «Паутины» лучше Оруэлла подойдет Н.С.Паркинсон — толку от тотальной слежки и регистрации, если объект чуть похитрее помоечной лисы, мало. Причина — в этом мире живут не покорные пролы и малахольные клерки, а живые люди. И некоторым из них очень, очень нужны «черные входы» и методы сокрытия улик.

Рассказывает он о призраках Лондона или о генетических чудесах «Тихой войны», Макоули непременно упомянет тех, кто должен заниматься тяжелой и озлобляющей до предела охраной порядка. Очень впечатляют «магистраты» «Слияния». Здесь же ГГ безымянен, словно оперативник Д.Хэммета — усталый, много знающий мужик, ведущий свою войну потому и так, как считает правильным фараон «старой школы». Ведь разработку ближайшего окружения дедовскими методами заменить нечем.И помощь он получит не от своих британских коллег, а от не носящей своей формы молодежи совершенно другого острова. Острова революции, песен, пальм, анонимных серверов и общедоступных баз клиентов сотовой связи.

Если с НФ в «Паутине» не очень, это отчасти компенсирует ряд метких наблюдений. Понравилось фигурирующее в тексте мнение о современном видеоискусстве. На то, что пытаются всучить вместо него, под видом инсталляций и перформансов, и на то, почему эта дорога, с томительным однообразием, ведет к домашнему порно.

Ну, вот в общем-то, все, что смог сказать хорошего про «Паутину». Фантастика ближнего прицела, пусть и от уважаемого автора, имеет слишком тесную связь с годом выпуска, а с тех пор много воды утекло. Одноразовая вещь.

Оценка: нет
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Редкий случай, когда вроде бы незаметный ежедневный прогресс превращает буквально на глазах изначально фантастический роман в совершенно нефантастический. Это вам не Жюль Верн с его 98% (афаир) сбывшихся предсказаний, здесь те же самые 98% сбываются не за столетие, а буквально за 9 лет — период между выходом книги и сегодняшним днём.

И в итоге очень сильно страдает восприятие — роман читается не как фантастический детектив (которым он должен был стать по замыслу автора), а как обычный современный детектив, где герой не более фантастичен, чем, скажем, Ниро Вульф и Арчи Гудвин. И что мы имеем в сухом остатке фантастики из целого произведения? Только лишь Инфовойну, искусственную сову и систему наблюдения и распознавания людей? (Да и та, насколько мне известно, на сегодня не фантастика лишь потому, что стоимость её внедрения зашкаливает...) Да, остальное уже успело реализоваться в нашей с вами реальности... Так стоит ли винить прозорливость автора в том, что его «фантастика ближнего прицела» уже большей частью перестала быть фантастикой? )))

Сейчас камворингом в сети, да ещё и за деньги — уже никого не удивишь... И убийствами на основе действий в сети — тоже... Да и кибертерроризм сейчас тоже стал интернациональным — всё ради спама, всё во имя спама, аккаунтов в MMORPG и аккаунтов в социалках с высокими ТИЦ... Что ещё? Порнодельцы? Высокоинтеллектуальные снобы-доткомовцы? Дорогие проститутки? Полицейские-интриганы и полицейские-тупицы? И особняком — подруга ГГ, на которой лежит важная функция — сообщать, что нормальная жизнь всё же где-то есть... Всё это мы видели десятки и сотни раз, так что сюжетом и персонажами нас не удивить.

Удивление прячется в малом — в тонких и метких описаниях того, что делает современная культура с человеком; в красочных зарисовках постапокалиптического Лондона (опять? нет, на этот раз апокалипсис был только информационным); а также в умении автора разбираться в человеческой мотивации.

P.S. А как же забавно читать у автора про исходящий канал целого провайдера в сто-пятьдесят-с-чем-то мегабит в секунду! Или прикидывать, сколько картинок в формате tiff влезает на диск! ))) Впрочем, фантасту, который помнит, что такое стример, и употребляет слово «слэшер» в его первом, исконном значении, — можно простить и не такое!

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если Макоули и писал фантастический роман о будущем (книга вышла в свет в 2001 году, действие происходит в июне 2010 года), то на сегодняшний день ничего фантастичного в сюжете нет — если, конечно, отбросить тот факт, что события разворачиваются после Информационной войны. Автору удалось не только предугадать будущее (на Кубе действительно разрешили пользоваться компьютерами, но в международный оплот хакеров она (пока?) не превратилась), но он сумел и не попасть впросак с современными компьютерными технологиями. Возможно, через пару лет антураж будет выглядеть нелепо, а сейчас это обычный детектив, в котором расследуется преступление в сфере компьютерных технологий и систем обеспечения безопасности. Немного наивный, но очень добрый роман, с мужественным полицейским в роли главного героя, сперва разыскивающим, а потом и преследующим главного негодяя. Всё по закону жанра. Книга читается легко, в сюжете есть и интрига, и даже несколько забавных эпизодов.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неоднозначное впечатление оставил у меня этот роман Пола Макоули. Не думаю, что сюжетное описание способно хоть как-то раскрыть интригу детектива, которым, на самом деле, и является «Паутина», поэтому обойдемся, пожалуй, без загнанного в спойлер текста.

Итак, Мокоули. Неординарный фантаст, отмеченный престижными премиями. И «Паутина». Детектив с фантастическими элементами, время действия – ближайшее будущее, вскоре после Инфовойны. Собственно, пожалуй единственное допущение, дожившее до наших дней в своем фантастическом обличии. Остальное – реальность или почти реальность. Хоть и гипертрофированная.

Расследуется убийство девушки, которая вела эротический видеоблог. Убийство, осуществленное в прямом эфире под прицелом веб-камер. Убийство, за которым наблюдали многие. Но убийство, после которого не осталось следов. И это в мире тотальной слежки. В мире жесткой цензуры и извращенного закона об охране детей.

С первых слов изобличаешь в Макоули англичанина. Он пишет о всех тех реальных проблемах современной Англии – которые не принято показывать туристам. Которые не заметишь, задрав голову на циферблат Биг Бена и которые не почувствуешь, гуляя по вычищенным набережным Темзы. Проституция, нищета, детская порнография, социальное неравенство. Преступность, геи, трущобы. Собачья работа рядовых бобби. Модный перфоманс, впариваемый обществу под видом истинного нового искусства.

И над всем этим – какая-то ужасающая атмосфера тоски. Прогнившая старая Англия. Призрак викторианской эпохи.

Атмосферность – твердая пять. Реализация – хуже. Роман разбит на три части, сквозь первую я продирался нещадно, чуть ли не по главе в день. Нагромождение имен, «рваное» повествование, вялотекущее действо – все это не настраивало на позитив, но удерживала интрига. Надо сказать, детективная интрига автору вполне удалась. Приступив ко второй части романа, до последней точки дочитал его за вечер. И не пожалел, что не бросил чтение на середине. Появилась динамика, осколки головоломки стали собираться вместе, главный герой наконец-то взял ситуацию в свои руки и начал действовать.

Итог – добротный детектив в фантастическом антураже. Одноразовый, как и любой детектив. Интерес держится на интриге и атмосфере. Неровный роман, не шедевр, но вполне достоин прочтения. В моей шкале ценностей – твердая 7.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

И это называется научная фантастика? Если честно, то читая этот роман я был в недоумение, как он попал в серию НФ. Это же обычный детектив, с вкрапление компьютерных терминов. Причем автор как-то, «по детски» не умело оперирует этими понятиями. Я, как не любитель детективов вообще, этот роман не оценил. Я мог бы простить многое... но даже сюжет не зацепил.

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Фантастика ближнего прицела по британски , или детектив с элементами фантастики. Книга написана в 2001 , действие происходит , вычислив дату по событиям упомянутым в романе , в 2008. Добротный перевод . Берет книга не столько сюжетом , сколько стилем . Макоули умеет создать настроение — мир « Паутины « настолько же депрессивен как и мир «1984» Оруэлла при всей внешней непохожести. В целом добротное произведение.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Крепкий,отлично написанный детектив, не хуже классических образцов.Мне понравился.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

То, что в 2001 году можно было отнести в «фантастике ближнего прицела» сейчас уже таковой можно признать с большой натяжкой. Так что это скорее просто остросюжетный детектив с элементами, привнесенными в этот жанр компьютерной техникой сегодняшнего дня. Читается неплохо, хотя отдельные моменты, связанные с Лондоном и музыкой конца прошлого века несколько утяжеляют роман для недостаточно просвещенного российского читателя.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх