Антония Байетт «Вавилонская башня»
«Вавилонская башня» — это третий роман «Квартета Фредерики», считающегося, пожалуй, главным произведением кавалерственной дамы ордена Британской империи Антонии Сьюзен Байетт. Тетралогия писалась в течение четверти века, и сюжет ее также имеет четвертьвековой охват, причем первые два романа («Дама в саду», «Живая вещь») вышли еще до удостоенного Букеровской премии международного бестселлера «Обладать», а третий и четвертый — после.
Итак, Фредерика Поттер — бывшая йоркширская школьница и кембриджская выпускница, а теперь жена херефордширского сквайра — сбегает с малолетним сыном от мужа-тирана из его имения Брэн-Хаус и оказывается в Лондоне 1960-х годов, который вот-вот трансформируется в психоделический «свингующий Лондон». Там ее окружают художники-бунтари, писатели и поэты. История матери-одиночки, зарабатывающей на жизнь преподаванием в художественном училище и литературной критикой, переслаивается главами «романа в романе» под названием «Балабонская башня» и протоколами двух судебных процессов — над этой книгой, обвиненной в оскорблении общественной морали, и по Фредерикиному иску о разводе. «Байетт воскрешает легендарное десятилетие в изобильной и безупречно достоверной полноте. Когда-нибудь историки будут благодарны леди Антонии за такую щедрость, ну а читатели могут благодарить уже сейчас» (Boston Review).
Входит в:
— цикл «Квартет Фредерики»
- /языки:
- русский (1), английский (1)
- /тип:
- книги (2)
- /перевод:
- О. Исаева (1), В. Ланчиков (1), В. Фролов (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
majj-s, 21 марта 2024 г.
Ради языка, и еще — ради сюжета
Я всхожу на башню и вниз гляжу со стены
У.Б. Йейтс
Об Антонии Сьюзен Байетт трудно писать, любой текст о ее книгах, рядом с этими книгами бесконечно мал. В них наслаждение, какое только способна дать умная изысканно непростая проза. Но это не искусство ради искусства, мастер интриги, Байетт, с размеренностью метронома вбрасывает шокирующие подробности, вытаскивает из семейных шкафов скелеты, неимоверно усложняя ткань романа, выплетая неожиданные, прекрасные, гротескные узоры. Иногда читать физически больно, порой таешь, плавишься от умиления или внутренне застываешь, съеживаешься от догадки об истинной природе тех или иных отношений.
«Вавилонская башня» третий роман «Квартета Фредерики» — тетралогии, которая считается magnum opus Антонии Байетт и охватывает четвертьвековой промежуток. Цикл писался на протяжении двадцати четырех лет: первые две книги до мировой известности писательницы, пришедшей с «Обладать», за которого получила Букера, завершающие — после. Здесь с нами уже не семнадцатилетняя бунтарка, яркая и яростная Фредерика Поттер «Девы в саду», не популярная кембриджская студентка «Живой вещи». Но молодая женщина, жена и мать, по мнению многих — сделавшая ослепительную партию. Марьяжный успех Фредерики вроде брака Лиз Беннет, только вот Найджел совсем не Дарси.
Катастрофа нелепой смерти Стефани, которой завершился второй роман, разметала ураганом судьбы всех ее близких, младшая сестра не исключение. Сильный, уверенный в себе красавец лорд Ривер, который оказался рядом, когда она больше всего нуждалась в утешении, казался надежной защитой, гаванью в житейских штормах, и — чего уж там, головокружительный взлет на социальном лифте представлялся очень приятным бонусом. Однако получив то. другое и третье, сделавшись хозяйкой поместья и мамой Лео — сына, о каком только мечтать, Фредерика не обрела счастья. В полном соответствии с максимой: «что такое счастье — каждый понимает по-своему», в ее случае все не исчерпывается социальным престижем и богатством. То и другое могли бы стать приятным дополнением, но суть для нее в интенсивной интеллектуальной жизни, в возможности общаться с подобными себе, обмениваться мыслями, идеями, в творчестве.
Фредерика не хранительница очага по своей сути, она такой Прометей, в клетке чахнет и неминуемо должна попытаться вырваться. Катализатором стала случайная встреча с кембриджским приятелем, после которой в поместье полетели письма от всех друзей студенческой поры, которые теперь в гуще интеллектуальной жизни. Не сегодняшний офисный менеджмент, на дворе свингующие 60-е, зарождается телевидение, в культуре постмодернизм наступает на пятки модернизму, и место Фредерики во всем этом. Что совершенно не соответствует понятиям супруга о достойном поведении. При том, что «бьет — значит любит» и заражение принесенным из борделя ЗППП таким понятиям не противоречит. Героиня сбегает от своего прекрасного принца и начинает строить жизнь по собственным лекалам.
Бракоразводный процесс и битва за право опеки над сыном, покажут ей, насколько у одинокой работающей женщины меньше возможностей, чем у богатых и знатных, и все же Фредерика воительница. Параллельно в романе разворачивается история «Балабонской башни» — романа в романе, написанного одним из героев. История беглецов от кошмара Французской революции, намеренных создать дивный новый мир всеобщего счастья в одном отдельно взятом замке. Жуткая утопия, которая совмещает идеи французских просветителей с книгами маркиза де Сада, и задолго до финала оборачивается своей противоположностью. Болезненно притягательная книга — смесь ужаса, омерзения и возбуждения — становится скандальной и удостаивается суда по обвинению в порнографии.
Оба судебных процесса: бракоразводный Фредерики и над романом Джуда происходят практически одновременно, являя собой отражение эволюции общественной морали в отношении женщины и культуры, которые вольно или невольно уравниваются. Частный случай борьбы против домашнего насилия и за право решать свою судьбу становится отражением мощной тенденции к явлению женщин, готовых принять деятельное участие в интеллектуальной и культурной жизни общества, на равных войти во все социальные сферы. От первого поражения к малым победам, которые повлекут за собой большие. «Вавилонская башня» в определенном смысле манифест феминизма, что закономерно, Байетт одна из икон фем-движения.
Есть нюанс: всем подряд я бы не советовала роман требует определенного бэкграунда. Отдельно от предыдущих книг «Квартета» его вполне можно читать, хотя знание предыстории приветствуется. Смешная, трагичная, трогательная, умная, глубокая, пугающая, обнадеживающая — упоительно непростая книга
prouste, 26 мая 2024 г.
у томов этого квартета Байетт есть достоинства неспешных обстоятельных старомодных романов. Автор коптетентен, сюжет развивается неспешно, уйма завитушек и откликушек. Байетт в принципе любит вмтавлять в романы отдельные мини- произведентя ( сказок в Детскую книгу напихала преизбыточно), вот и здесь вставила повесть « Бабилонская башня»- условную притчу- антиутопию о словно б вольнолюбивом замкнутом мирке с неизбежным диктатором. Повесть сама по себе хороша — и точно интересней, чем ее обсуждение, суд над аатором и вся эта линия общественной морали. История героини с абьюзером мужем, адюльтерами, судом и опекой над ребенком традиционна и без сюрпризов. Как водится у Байетт, все рыхло, избыточно и многостранично. Сравнительно с этим циклом трилогия Коу и Конец главы Голсуорси выглядят абсолютными шедеврами темпа, организации материала и энергетики, но в шарме неспешной вязи Байетт не откажешь. Неплохо, что и романы квартета переводят и издают неспешно — перерывв в томочтении уместны.