FantLab ru

Макс Барри «Человек-машина»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.29
Голосов:
50
Моя оценка:
-

подробнее

Человек-машина

Machine Man

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 7
Аннотация:

Чарльз Нейман — ученый. Он работает в корпорации «Лучшее будущее», чтобы сделать будущее лучше. Однажды он забыл на работе мобильный телефон. А найдя телефон, потерял ногу — несчастный случай, никто не виноват. Но Чарли не видит в этом трагедии: он всегда считал, что человеческое тело на редкость неэффективный механизм, нуждающийся в улучшении. Воспользовавшись представившейся возможностью, он начинает его улучшать.

Лола Шенкс — протезист. Она неравнодушна к искусственным конечностям, и в Чарли она находит единомышленника, а то и больше, чем единомышленника. Другие считают его опасным психом. А кто-то видит в нем оружие.

Впервые на русском — роман выдающегося сатирика современности Макса Барри. Роман, экранизировать который готовится Даррен Аронофски, создатель таких культовых хитов, как «Пи» и «Реквием по мечте», «Фонтан», «Рестлер» и «Черный лебедь». «Человек-машина» — роман, при работе над которым Барри решился на уникальный эксперимент: по мере написания выкладывал главу за главой на специально открытом сайте — и обсуждал с благодарными читателями, учитывая их предложения при подготовке книги к публикации.

Номинации на премии:


номинант
Ауреалис / Aurealis Award, 2011 // Научно-фантастический роман


Издания: ВСЕ (2)

Человек-машина
2013 г.

Издания на иностранных языках:

Machine Man
2011 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ох, не оправдал моих ожиданий «Человек-машина», не оправдал... Каюсь, прочитал аннотацию лишь мельком, сделал скоропалительные выводы, причислив роман к киберпанку, и прочитал его после «Компании». А ведь роман – все та же сатира, только здесь в центре внимания не офис и его экосистема (хотя они тоже не обделены вниманием), а современные технологии и их развитие.

Это история о слегка безумном парне, страстно желавшем усовершенствовать свое тело по максимуму. Все органы и части, которые можно заменить более совершенными деталями, он меняет. И помогает ему в этом такая же слегка безумная врач-протезист с неудержимой любовью к протезам и имплантам.

В принципе это все. Сюжет в данном случае роли не играет, уже по названию можно угадать, чем дело кончится. Играет роль тут сатира, смешанная с фантастическим боевиком. Читать стоит именно ради самого процесса, а не результата.

Увы, автор сознательно снизил планку качества, т.к. писал свое произведение почти онлайн: напишет страничку, выложит в сеть, прочитает комменты, подумает, затем напишет еще страничку – и так каждый день. Эксперимент, конечно, интересный, но в книге нет целостности и потенциала «Компании», как нет драйва и глубины «Лексикона». Роман делался на скорую руку, и это чувствуется. Герой не развивается абсолютно. В начале он разговаривает короткими лаконичными фразами, такими же фразами говорит и в конце. Сюжет развивается, но поверхностно, философских размышлений можете не искать. Все на виду, перед глазами и ко второму дну нырять не надо: некуда.

Рекомендую книгу тем, кому интересна тема того, как человек сделал из себя машину. Всем остальным можно пройти мимо, ничего не потеряв.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Цитаты с обложек романа «Человек-машина»:

Честно предупреждаю: если вы возьмёте эту книгу в руки, вы не сможете её отложить, пока не дочитаете до последней страницы. Барри – настоящий мастер. Сет Годин.

Макс Барри – новатор издательского дела. «Человека-машину» он по мере написания выкладывал главами на специально открытом сайте – и обсуждал с благодарными читателями, и учитывал их предложения при подготовке книги к публикации. io9.com.

«Человек-машина» – это история невозможной любви и мысленный эксперимент, доведенный до неожиданной логической точки. Чарльз Ю.

Филигранно выстроенная, захватывающая притча. Остин Гроссман.

Приведённые оценки, немотря на традиционную для пиар-цитат выспренность, вполне адекватно передают содержание книги и обстоятельства её создания.

А зацепила меня вот эта:

Вначале Чарли человек телесно, однако натуральная машина в том, что касается эмоций. Но затем, долго и мучительно превращаясь в машину, в душе он становится настоящим человеком. Это блестящая книга, безудержно смешная и – чем дальше, тем больше – трогательная. Скотт Смит.

Это не издательская аннотация. Согласитесь, порой бывают такие аннотации, в которых читателю говорят как будто бы совсем о другой книге, не о той, что аннотируется. Но данное высказывание принадлежит человеку, прочитавшему (надеюсь) роман «Человек-машина». Вот с ним-то я немножко и поспорю.

«становится настоящим человеком»… Чарли Нейман – гениальный учёный, из тех, которых с детства кличут «ботаниками». Он – эдакий аутист-эгоист во всём, что не касается его непосредственной деятельности. Маниакально одержимый идеей улучшения функциональности органов собственного тела, он ничуть не меняется на протяжении всей книги. Даже в последнем абзаце романа Чарли,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
уже ставший ящиком с транзисторами,
по-прежнему верен себе и удивляется, как человеческим существам может быть удобно расхаживать в телах, преимущественно состоящих из жидкостей. Чувство взаимной любовной приязни, которое начинает связывать Чарли и докторшу-протезиста Лолу Шенкс, в свою очередь одержимую патологической страстью к ампутантам, практически не меняет героя.

С определением «блестящая» тоже не соглашусь, бывают книги на схожие темы и получше. Помню, вот читал я в детстве роман «Голова профессора Доуэля» Александра Беляева… Ладно, не буду отвлекаться…

Теперь про то, что книга «безудержно смешная». Не знаю, не знаю… А вам может показаться безудержно смешной книга, в которой герой на всём протяжении сюжета непрерывно отрезает от себя по кусочку, чтобы заменить свои члены и органы на более совершенные, электронно-механические? Мне что-то не смешно… Конечно, есть юмористические фрагменты, например, те страницы, на которых героя, сбежавшего на своих новых чудесных ногах-Контурах (пишутся с большой буквы) из корпоративных застенков и прячущегося в доме у другой своей докторши, терроризирует свора комнатных собачек в красно-зелёных платьицах,

«чем дальше, тем более трогательная». На мой взгляд, к этой книге подобный эпитет вообще нельзя применять. Болезненно играющая на природных чувствах биологического самосохранения читателя – более точное определение, но оно – моё.

В романе всё на должном уровне: имеется учёный-почти маньяк Чарли Нейман; корпорация «Лучшее будущее», где он работает, конечно же, идёт на всё ради немереной прибыли; лаборанты Чарли смело пользуются достижениями собственной лаборатории (Лучшие Глаза, Лучшая Кожа) и ударно работают; автору безусловно удался образ менеджера среднего звена, циничной Кассандры Котри, монологи которой просто великолепны. На то и Макс Барри – «выдающийся сатирик современности». По крайней мере, так об этом австралийском писателе (род. в 1973 г.) сказано в аннотации издательства. Ещё в ней пишут, что книгу собирается экранизировать Даррен Аронофски («Пи», «Реквием по мечте», «Фонтан», «Чёрный лебедь», «Рестлер»). Неудивительно, что книга привлекла внимание культового режиссёра – все необходимые компоненты его предпочтений (натуралистичность, сюрреализм происходящего и сумасшедшие герои) в наличии.

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«В детстве мне хотелось быть паровозом». М. Барри «Человек-машина».

Чарльз Нейман — ученый, однажды в результате несчастного случая он теряет ногу. Однако Чарли не видит в этом трагедии: он всегда считал, что человеческое тело — на редкость неэффективный механизм, нуждающийся в улучшении. Воспользовавшись представившейся возможностью, он начинает его улучшать.

Лола Шенкс — протезист. Она неравнодушна к искусственным конечностям, и в Чарли она находит единомышленника, а то и больше, чем единомышленника. Остальные считают его опасным психом...

Сложно представить что хотел сказать Барри разбирая на части главного героя, но достаточно очевидно, для чего бы это сделал Декарт, выйди текст из под его пера. Разложив героя по полочкам, он бы продемонстрировал (и без того очевидное) отсутствие физического или скорее биологического компонента выполняющего функции того, что он называл мыслящей субстанцией или другими словами — душой. Барри, Декарта скорее всего читал, и скорее всего не согласился, хоть и практически процитировал знаменитое Cogito ergo sum в финале романа. Допустив существование отдельной от тела субстанции (и по сути попав в тот же тупик что и картезианцы, так и не сумевшие объединить их в сколько нибудь единый конгломерат), он разошелся с Декартом в главном. Ведь декартовский человек-машина, априори предполагает механиком Бога, герой же Барри обходится своими силами, познавая (и создавая!) свое новое тело апостериорно. Богом тут даже не пахнет. В романе это слово встречается лишь во фразеологизмах, да и то не часто. Барри интересуют более насущные проблемы — люди, люди-машины и люди-механики. И если уж тащить в опус Барри философию, чем мы собственно и занимаемся, то не антропологию, а скорее философию науки, а именно Т. Куна с его парадигмами и революциями. Воздвигнутый, через триста лет после сожжения, памятник Джордано Бруно — замечательная иллюстрация несовершенства как человеческих знаний и морали, так собственно и человека (sic!). Последовательно заменяя человеческие органы превосходящими их механическими аналогами, до вполне предсказуемого, тотального переселения в коробку с транзисторами, Чарльз Нейман за пару лет проходит путь, на который Джордано Бруно и сконфуженному человечеству понадобилось три столетия. От опасного психа и парии, до пророка указавшего путь заплутавшей цивилизации. Понятно, что пока мы не готовы вручить охрану правопорядка Робокопам с жетоном «Жол полициясы», но мы вполне благосклонны к вживленным кардиостимуляторам. Уже сегодня паралимпийцы бегают на функционально безупречных, но эстетически безобразных протезах, и уже сейчас называть уродливые протезы, уродливыми, скорее всего неэтично. Собственно это и есть аномалии, накопление которых по Куну ставит под сомнение истинность текущей парадигмы. В нашем случае парадигмы даже не этической, а скорее мировоззренческой. Сколько протезов может носить человек чтобы им оставаться? Существует ли грань совершенства за которой протез становится органом? Может ли одухотворить машину тот же набор электрохимических реакций, что протекает в человеческом теле? Где заканчивается субъективность человека и начинается объективность мира (машины)? И, хоть Барри об этом даже не заикается, есть ли в таком мире место для Бога?

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Киборги – нередкие гости в научной фантастике. Но если обычно нам демонстрируется общество, где сращение живой ткани и высокотехнологической начинки – дело обычное, то австралийский сатирик Макс Барри попытался представить, с чего бы все могло начинаться. А могло бы, например, с одинокого научного сотрудника, для которого функциональность и логика важнее так называемого здравого смысла. В погоне за совершенством Чарльз Нейман не щадит собственных конечностей (как автор – читательских нервов), но помыслы его чисты; трудится он во благо человечества или во вред – вопрос теоретический. По-настоящему его занимает лишь одно: как улучшить биологическую машину, которой управляет его мозг. Тело, иначе говоря. Встроенный Wi-Fi точно не будет лишним…

Однако в мире большого бизнеса даровитых одиночек терпят ровно до тех пор, пока они приносят пользу. И если заслуженная курочка не торопится (а то и отказывается!) нести золотые яйца, то подолгу ее уговаривать никто не станет. Есть и более эффективные способы. Вот, скажем, если упрямица симпатизирует другой курочке…

Корпоративные структуры – излюбленная мишень Барри, не устающего высмеивать их из книги в книгу. Научно-исследовательские гиганты в «Человеке-машине» выглядят особенно неприглядно: дырявая этика в сочетании с колоссальными техническими возможностями может привести к ужасающим результатам; Оруэллу и не снилось. При этом роман насыщен юмором и оригинальными идеями, а ближе к финалу превращается в увлекательный технобоевик, заставляя вспомнить мультимедийную сагу о Железном Человеке. Саркастическая концовка подводит сюжету изящный и единственно возможный итог.

Удачный сплав сатиры и научной фантастики, предельно актуальный и мастерски исполненный.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Произведения, посвящённые подобной тематике, как правило призваны раскрыть морально-этическую сторону вопроса касательно того, насколько оправданным является то или иное достижение в научно-техническом прогрессе. В «человек-машина» автор почти не затронул этот аспект. Это первое, что я бы отметил.

Второе замечание также касается содержания. В предпоследней главе научная фантастика резко перерастает в какой-то нелепый боевик, который выглядит здесь абсолютно неуместным в чистом виде.

Третье. Лично я воспринимал сюжет как-то вяло. Не исключено, что проблема во мне. Но показалось, что события описаны как-то поверхностно, без уделения должного внимания деталям. По крайней мере, если сравнивать с произведениями других авторов, выглядит именно так.

Четвёртое. Эта часть в книге меня раздражает больше всего. Слишком много всякой научной заумной профессорской инженерной терминологии, которую простому обывателю ни за что не понять. Я пытался даже найти трактовку в инете для многих определений, но ничего не понял.

Пятое. В одной из последних глав главный персонаж разом избавляется от 70% своего тела. Куда лучше было бы распределить этот процесс на последовательные этапы.

Шестое. Диалоги. Они лишены оригинальности и выглядят слишком примитивно.

Присутствуют местами неубедительные действия со стороны некоторых персонажей, которые в реальности человек не сделал бы ни за что. Это поступки, лишённые всякой здравой логики.

Единственным светлым пятном на фоне всего этого выглядит концовка. Не сказать, что взрыв мозга, но определённо зацепило.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда я начинал читать книгу, то думал, что будет что-то в духе Deus Ex — киберпанк, мрачное будущее, антиутопия и т.д.

Но ни одного этого элемента в книге нет. Вместо этого у нас есть роман о человеке и человечности. Я не буду в подробностях расписывать сюжет, тем более что его и так разобрали в подробностях в других отзывах. Да, есть доктор Нейман. То ли гениальный ученый, то ли маньяк. Есть другие яркие персонажи. С яркими характерами.

Только вот мне кажется все упустили маленькую деталь — все персонажи так или иначе олицетворяют какие-то свои чувства главного героя. Лола — любовь, Кесси — Жадность, Карл — Зависть и т.д.

Так или иначе Нейман взаимодействует с ними именно на фоне этого определенного чувства. Всем любителям сатиры рекомендуется.

Книга однако не лишена недостатков. Ей жестко не хватает логичности. Иногда поступки некоторых персонажей выглядят уж очень странно. Концовка так вообще некоторым маразмом отдает. Такой саркастический енд.

Также хромает описание технологий. Уж не знаю трудности перевода это или так и было в оригинале, но «органы» кажутся уж слишком громосткими, хотя в тексте пару раз и встречается описание — изящные.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Если человек ругает компьютер, то я встану на сторону компьютера» (Макс Барри «Человек-машина»)

Не склонен верить восторженным отзывам на обложках или в аннотациях книг, потому что они очень часто не соответствуют моим впечатляниям или мнению о прочитанном, и именно такие отношения сложились у меня с романом «Человек-машина».

Конечно же, это не шедевр. Это хорошее, остроумное, немного странное повествование о том, какая пропасть лежит между прагматичными учеными и обычными людьми — огромное непонимание, разные стили жизни, разные взгляды на мир и на себя. Именно на этом различии и строится абсурдность всего происходящего с героем романа.

Главный герой настолько отчужден от мира людей, что любой механизм кажется ему более живым, чем человек. Для него заменить потерянную в результате несчастного случая в лаборатории ногу на механическую «с вай-фаем и е-мейлом» значит стать «лучше». Но становится ли он человеком, постепенно превращаясь в машину? В этом и состоит горькая ирония — ему приходится все глубже погружаться в общество живых людей, задаваться вопросами о причинах их поступков, не подозревая о причинах собственных. Он стремится к совершенству, хочет стать лучше, как и лучшие из людей, но только делает это по-своему. Дело в том, что само слово «лучше» для него имеет одно значение, для сотрудников корпорации «Лучшее будущее» — другое, а для девушки Лолы, работающей в больнице протезистом — третье.

В итоге единственные для него спасение — любовь, но она же становится причиной

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
его фактического исчезновения с лица земли как человека из плоти и крови

Не стоит искать в романе Макса Барри серьезный философский подтекст. Он хорошо написан, его приятно читать, интересно следить за развитием событий. Не сказал бы, что он смешной — юмор здесь скорее горький, поднимающий социальные темы и пародирующий штампы из фантастических блокбастеров, высмеивающий современные мегакорпорации.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мой отзыв не столько про книгу, сколько про Фантлаб. После прочтения, доверия к этому ресурсу ни на грош у меня не осталось. И раньше жанровый классификатор вводил в заблуждение, но вот этот случай просто образцовый. Человек-машина не просто научной фантастикой поименован, еще и твердой. И это ЕДИНСТВЕННАЯ его классификация. Даже нет попытки стыдливо прикрыться фиговым листочком, указав еще пару жанров. Нет. Твердая научная фантастика.

Здесь нет науки. От слова фигвам. Что до самой книги, она местами даже неплоха. Герои говорят, как люди. Тупят, как люди. Главный герой весьма оригинальная личность, он интересен и почти правдоподобен. Да и не только главный, все основные вышли отлично. В сюжете логики искать не стоит, конечно. Это чисто развлекательное чтиво, местами, правда поднимающее очень интересные вопросы. Собственно, назови книгу Фантлаб тем, чем она является – фантастическим триллером, то и претензий не было бы. В этом жанре Барри сваял занимательную, легкочитаему книжку.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман слабый. Главный герой оказался каким то пустым. Да и большинство главных действующих лиц. Единственный кто вызывает какие либо эмоции так это кризис менеджер Кассандра Котри. Идея поднятая в романе конечно заслуживает внимания и является одной из самых этически сложных дилемм, но я вот этого как-то не почувствовал в романе. Отсутствует единая динамика, скорее все это произошло в результате постраничного онлайн написания этого романа. Тусклый, невыразительный роман с картонными героями и средненькими диалогами и экшеном. На любителя.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Человек-машина vs EX-Machine.

Так получилось,прочитав книгу Барри я посмотрел фильм Экс-Машина режиссера Алекса Гарланда (который сам по себе хороший писатель,см.Пляж,Тессаракт),и у книги и у фильма схожая тема,но поданная с разных сторон,если в книге учёный ботаник,с нулевой коммуникабельностью ставит на себе эксперимент — усовершенствовать себя(стать идеальной машиной) и как настоящий учёный доводит эксперимент до конца,но даже лишившись почти всего человеческого,он всё же остаётся человеком,возможно это благодаря любви,не случись ему повстречать Лолу,этот эксперимент стал бы окончательным,но это была бы уже совсем другая книга

В фильме гениальный учёный создаёт робота,очень похожего на человека и очень похожими на человеческие чувствами и эмоциями,что и главный герой и искушённые зрители поверили в её (робота в женском обличии) искренность,но тут ключевое слово «похоже»,какое бы это подобие не было идеальным,но оно остаётся подобием,симулякром настоящих чувств,для робота симуляция чувств лишь способ уйти из под опеки своего создателя (или из встроенного чувства самосохранения),здесь мотивация схожая с книгой (но не фильмом Р.Скотта) Филиппа Дика — Снятся ли роботам электроовцы

оценка 8

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читабельно, но по окончательному впечатлению совершенно нейтрально. Как говорится — ни уму, ни сердцу, а сатира — не мой любимый жанр (со всем уважением к его основоположникам от Аристофана до...). Поставила 6 баллов за эту самую читабельность и то, что начало истории меня заинтересовало до желания читать дальше.

Почему не в восторге? Интрига? А ее практически нет. Достаточно быстро становится ясно (без детализации, но в целом автор этого не скрывает, название — тот еще спойлер) — чем все это должно закончиться. Юмор? Смотря, что под ним понимать. Сатира — да, особенно в обрисовке сотрудников корпорации — от «котяток»-лаборантов с их улучшенными глазами до Великого Менеджера. Смешно ли это? Мне как-то невесело. Развитие главного героя? А в чем? Если только капельку пообщительнее стал. Как был ГГ засранцем со странностями — так и остался, но если в начале к нему проклевывалось хоть какое-то сочувствие, то к финалу — когда и пожалеть вроде бы надо — оно полностью иссякло. Любовь? Помилуйте. Скорее щенячья привязанность к человеку, которому он оказался небезразличен. Но замаячил вожделенный апгрейд органов и «прошла любовь — увяли помидоры». В общем, даже если экранизируют — смотреть вряд ли буду.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сугубо жанровая крепко сделанная вещица о саморазрушении. Все хорошо с бодрым сюжетом, этико- эмоциональная часть тоже есть. Как по мне, лучше бы автор обошелся без Большой Любви как главного мотиватора и сюжетного двигателя, но уж, что имеем. Роман рассчитан на экранизацию, местами автор чрезмерно дает кинокартинку и, как водится в таких случаях, все сильно без психологии, нюансов и тонкостей. Читается легко и весело, но роман одноразовый.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вообще достаточно тяжело писать отзыв на этот роман и не заспойлерить его. Ведь действие начинается с самой первой главы. Лично мне, как человеку, преподающему элементы кибернетики и общей теории систем, безусловно читать его было более чем приятно. Сюжет развивается лавинообразно и не оставляет читателю времени на передышку. Хотя и этико-философская сторона романа тоже подана блестяще, она не сбалвяет изначально заданного темпа.

Но вот на что хотелось бы обратить внимание, так это на косвенную связь между романом «Человек-машина» и «Чужое лицо» Кобо Абэ. Но в случае с Абэ упор делался исключительно на социально-философский контекст — постоянные размышления главного героя, его анализ сути происходящего. Барри значительно расширил эту схему, добавив элементы прямо-таки голливудского экшена.

Ну и, если кто смотрел японский фильм «Тетсуо: Железный Человек», то тоже может углядеть уже прямую связь между этими двумя творениями, темы которых вращаются вокруг технофетишизма — явления, которое начало свой рост в конце XX века и не за горами виден апофеоз его расцвета.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх