Марина Аромштам «Когда отдыхают ангелы»
Марина Аромштам — кандидат педагогических наук, проработавшая 19 лет учителем начальных классов. Нетрудно догадаться, что данное ее произведение посвящено деткам, ученикам начальной школы и их учительнице, талантливой, находчивой, очень деятельной Марсем (возможно, и саму Марину Семеновну так звали ее ученики). Кто знает, может, истории, описанные в книге, имеют реальную основу и были взяты автором из своего богатого учительского опыта.
Награды и премии:
лауреат |
Заветная мечта, Премия 2007/08 // Большая премия. первое место роман |
Номинации на премии:
номинант |
Заветная мечта, Премия 2007/08 // За лучшее произведение о современной жизни детей и подростков, об их отношениях с миром взрослых роман | |
номинант |
Ясная Поляна, 2012 // Детство, отрочество, юность |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тиань, 24 марта 2017 г.
Совершенно замечательная книга о мире глазами ребенка и о детях глазами взрослого человека. Причем обе пары глаз принадлежат людям открытым и думающим, без камней за пазухой и с ангелом за плечом. Тем самым ангелом, который может располагать свободным временем, потому что в деяниях подопечного добрых дел больше, чем дурных, а дурные случаются по недостатку опыта и знаний.
Главных героинь две: девочка Алина, вместе с которой мы проживаем первые три самых важных школьных года, и ее учительница Маргарита Семеновна — Марсём, как называют ее ученики и друзья. Обе они замечательные. С такими людьми хорошо и в книге, и в жизни.
Пожалуй, наибольшее впечатление производит то, что Автор не идеализирует детей, но и не создает страшилок из школьной жизни, как это стало модным с некоторого времени. Ее дети осмысливают поступки взрослых, объясняют их для себя, переживают разводы родителей и собираются вместе с мамой замуж, сражаются с драконами и преображаются в сказочных принцесс на школьном балу, обманывают, совершают подлые и благородные поступки, не хотят слушать сказку про «Короля Матиуша», потому что весна и в жизнь властно вторгается «ранний пубертат», доводят любимую учительницу до нервного срыва, и при этом постоянно меняются, становятся тоньше, умнее, ответственнее.
Наринэ Абгарян показывает нам жизнь ребенка дома, в семье. Марина Аромштам смещает акцент на школьную жизнь, и дети видятся уже другими. Они уже не сами по себе, а части большого, сложного, часто жестокого механизма под названием «общество». Маленькой героине повезло, у нее был очень краткий негативный школьный опыт, а потом она попала в класс к большой героине — учителю по призванию, причем в годы расцвета ее профессионализма и энергии, когда человек еще не выгорел, еще есть силы устраивать детям битву с Драконом, чтобы дать возможность совершить подвиг, и бал, и внеклассные чтения, и удивительные беседы на ковре, когда все рядом и наравне, и разговор предполагается важным и доверительным.
Марсем проходит свой путь изменения вместе с детьми: от окрыленности идеями, к усталости и разочарованию, от веры в чувство справедливости детей, до шока от сформулированных ими законов школьного общежития. Ей нелегко пришлось с этим классом, думаю, это будет ее самый сложный, самый любимый, и самый благодарный класс за всю ее педагогическую жизнь, поскольку повторить такое воспитательное действо вряд ли получится, слишком высоки затраты душевных сил. Конечно, обратная отдача также впечатляет, ведь поняли дети что такое «вера в слово», и про ангела поняли, они всё понимают. Надо только дать им немного времени, и подобрать нужные слова.
Один канадский писатель говорил, что чтение книг подобно плаванью в океане — выходишь из гавани и можно никогда больше не пристать к берегу. Роман Марины Аромштам при всё простоте сюжета как раз и есть такая книга, что выводит в долгое путешествие. Ведь она посвящена самому важному в этой жизни — детям и взрослым, которые всегда рядом на этой Земле, и им надо стараться понимать друг друга, уважать друг друга, доверять друг другу, чтобы у ангелов было время для неотложных дел...
vesnyshka, 11 апреля 2017 г.
Когда мы не совершаем плохих поступков, наш Ангел отдыхает...
Мне кажется, Ангел Аромштам смог позволить себе уйти на какое-то время в отпуск в благодарность за такую её книгу. В рассказанной ею истории есть родители и дети, учителя и ученичество, взросление детей и ребячество взрослых. Её очарование в некой сказочности и правдивости. Я работала учителем и прекрасно понимаю чувства, когда ты любишь класс и хочешь вложить в него всю себя, и отчетливо помню моменты, когда ты не любишь не только его, но и всех детей мира. Когда ты хочешь научить их своему предмету или когда плюешь на программу и желаешь дать им что-то более важное, желаешь вырасти им настоящими, не растеряв вот то ценное детское в себе.
Учительница Марсё необыкновенная, потому что она настоящая. По поводу каких-то моментов её педагогических подходов можно с ней спорить, но именно такого педагога я бы хотела в свое детство. А ещё я бы хотела такого дедушку, как у главной маленькой героини книги. Своих дедушек я не застала, а вот такой мудрый сказочник – это же мечта!)
Помимо школы в повествовании раскрыто множество обычных житейских моментов, которые поданы под детским углом зрения, что всегда для меня интересно.
Теплая книга, легкая. В ней есть моменты некрасивые и прекрасные, как чаще всего и бывает в правдивых историях.
met, 23 марта 2015 г.
Эту книгу стоит прочитать всем учителям начальных классов, да и всем учителям вообще. О чем она? О любви к детям, к своим ученикам, о том, что мало просто учить читать и писать, нужно учить жить, взаимодействовать между собой, правильно понимать и прощать. Нужно дать возможность ребенку почувствовать себя героем, пусть даже это будет только театрализованное представление, но возможно ощущения себя уже победителем, избавит маленького человека от желания доказать кому-то и себе самому свой героизм, но уже более опасным способом. Книга заставляет поверить в то, что нет «трудных» детей, есть невнимательные, а порой совершенно безучастные учителя. И то, насколько правильно адаптируется ребенок в школе, а потом и во взрослой жизни, очень и очень во многом зависит от того, насколько его первая учительница обладает так необходимым каждому учителю желанием дать ребенку немного больше, и вместе с родителями преподать ему уроки, которые в последствии помогут ребенку вырасти хорошим человеком.