FantLab ru

Оскар Лутс «Весна»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.91
Оценок:
11
Моя оценка:
-

подробнее

Весна

Повесть, (год написания: 1913); цикл «Истории о Тоотсе»

Примечание:

В Эстонии, пожалуй, нет другой более популярной у читателей книги, чем «Весна» Оскара Лутса. Её знает каждый эстонец. Эту книгу вот уже более ста лет с удовольствием читают и перечитывают дети и взрослые, как любители детективов и лёгкого чтива, так и искушённые знатоки литературы. Без Оскара Лутса невозможно себе представить эстонскую литературу. Его творчество известно и за пределами Эстонии. «Весна» вышла свет на русском, литовском, латышском, украинском, армянском, финском, венгерском, чешском, словацком, польском, английском языках. Можно сказать, что эта книга стала достоянием мировой культуры. Повесть была экранизирована в 1969 году (режиссёр Кальо Кийск) на киностудии Таллинфильм и дигитально восстановлена и окрашена в начале 2000-х годов. В годы существования Советского Союза фильм посмотрели 8,1 миллионов зрителей. В 2002 году кинокритики признали фильм «Весна» лучшим эстонским фильмом всех времён.


Входит в:


Экранизации:

«Весна» / «Kevade» 1969, СССР, реж: Арво Круусемент




Издания: ВСЕ (5)

Весна (картинки из школьной жизни)
1968 г.
Весна
1973 г.
Весна. Лето.
1980 г.
Повести и рассказы писателей-классиков народов дореволюционной России
1984 г.
Весна. Ученик Вальтер. На задворках
1987 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первое и главное, что можно и нужно сказать о повести, так это то, что написана она о детях. И здесь надо сделать акцент. Не «для детей», а именно «о детях». Это ни в коем случае нельзя воспринимать, как ограничение по возрасту, однако манера изложения и угол зрения автора направлены именно на то, чтобы напомнить взрослым, каково быть детьми. И даже можно сказать более того: автор пытается напомнить взрослому читателю без лишней мишуры и усложнений, так свойственных во взрослом мире, о простых и ясных чувствах и понятиях, таких как дружба, товарищество, обман, предательство, честность, смекалка и о многом другом.

Автор без излишнего морализаторства показывает нам зарисовки из жизни, он избегает давать четкие оценки происходящему и навешивать столь уж явные ярлыки на персонажей. Плюс, конечно, немаловажную роль сыграли личные воспоминания и опыт автора, о чем он сам говорит в предисловии. Также автор не стремится усложнять свои рассуждения и приближаться к тому, что можно назвать философией в чистом виде. Он лишь рассказывает нам истории, которые должны позволить нам сбросить завесу «взрослости» с глаз и задуматься о простых, но важных для каждого вопросах. Также ценностью повести является то, что она становится своеобразным мостом между взрослым и детским миром, позволяет взрослым вспомнить, например, о том, что переживания детей, которые могут казаться взрослым мелкими и незначительными, при этом могут являться очень важными для детей, напомнить, как важно в определенные моменты жизни детей оказать им свою поддержку и понимание.

Поскольку повесть является чередой мелких зарисовок, зачастую анекдотичного характера, то читается она легко и непринуждённо. Можно сказать, что она способна стать своеобразным отдыхом для ума, своего рода каникулами. Она оставляет после себя приятные чувства и улыбку.

Говоря, как о сюжете зарисовок, так и о глобальном сюжете можно сказать, что хоть они и есть, но они максимально просты. Автор не ставит перед нами сложных задач и не оставляет загадок. В определенном смысле это является благом для повести, поскольку позволяет автору намекнуть на многое, но еще о большем со значением промолчать.

Можно сказать, что повесть является блестящим примером рассказов о детях, оригинальные ситуации, живые персонажи, эстетика времени и места делают повесть увлекательной и поучительной, однако оставляют ее в плоскости все же детской литературы, с оговорками, о которых говорилось выше.

Подводя итог: повесть всем хороша, и оценивая ее среди прочих рассказов о детях, она заслуживает высших оценок, и в локальной системе отсчета детской прозы достойна 9 из 10 баллов, однако если перейти в общую систему отсчета, то моя оценка 6 из 10, просто потому, что идеальной представитель детской прозы все же по объективным причинам не может соперничать со сложными взрослыми произведениями.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В детстве читал много книг. Разных и интересных, и не очень. Но вот отдельной темой, шли книги о школьных годах учеников. Эта была как-бы отдельная тематика — школьные годы. Вспомните: К. Чуковский «Серебряный герб», Л. Кассиль «Кандуит и Швамбрания», и более поздние по времени описания, В. Беляев «Старая крепость» и конечно, В. Осеева — со своим бессмертным «Васьком Трубачевым и его товарищами».

Но отдельно всегда стояла «Весна» Оскара Лутса.

Того издания, которое прочитал впервые, за долгие годы так и не нашел. Есть переиздания, и в отличии от многих других сейчас перечитывая, так и не усомнился, книга довольно интересная и занимательная.

И хоть события книги разворачиваются ещё в начале 20 века, в небольшом поселении, где есть школа и куда местные хуторяне привозят своих детей на обучение, но актуальность она не потеряла и сейчас. Ведь где ещё, можно прочитать о первой любви Арно (от лица которого и ведётся повествование), к однокласснице и соседке по хутору Тээле. О первых житеских понятиях как ревность, когда в школе появляется Имелик, с которым у Тээле завязывается дружба, а Арно оказывается в стороне.

Но, главная тема, которая и принесла книге мировую известность, это личность неутомимого мастера на выдумки, приколы, происшествия, несчастные случаи и прочее, прочее- Тоотс. Вот, кто стал главным героем, всех событий в книге. Описание того, что придумал Тоотс, что он совершил подбивая ребят, что он сделал самостоятельно, что совсем не подобает благовоспитанным подросткам и составляет содержание книги. Описание, всех проступков Тоотса, ну может быть еще и история с плотом немецких барчуков, где главную роль сыграл Тыниссон, и есть основа книги. Читать о проделках школьников, о их приключениях и проделках довольно интересно и смешно.

И небольшая вставка, что думаете придумал Тоотс, когда его главный враг кистер, смотритель за школьниками и постоянно наказывющий Тоотса, заставил весной школьников вскапывать огородные грядки и садить семена? Он просто, на одной грядке посадил всё подрят: огурцы, морковь, свеклу, горох, петрушку и лук. Но ведь тебя накажут, говорят друзья Тоотсу. А всё равно, летом меня здесь не будет, а к осени всё забудется.

Читаешь и как-бы возвращаешься в детство, беззаботное и увлекательное.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх