FantLab ru

Майк Гелприн «Поговорить ни о чём»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.09
Голосов:
170
Моя оценка:
-

подробнее

Поговорить ни о чём

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 43
Аннотация:

Шансы, что их найдут, он посчитал в первый же день, сразу после того, как корабль сел, а вернее сказать, свалился на эту планету. Количество нулей после десятичной точки было таково, что Распу пришлось задействовать запасной регистр — на экране встроенного монитора нули не помещались. Сообщать об этом Дефу, однако, было неразумно — кто знает, не наложит ли безмозглый чурбан на себя конечности, узнав, что шансов практически нет. (с)

Входит в:




В планах издательств:

Почти разумны
2019 г.

Издания:

Миротворец 45-го калибра
2014 г.

Периодика:

Популярная механика 2012'11
2012 г.

Аудиокниги:

Миротворец 45-го калибра
2018 г.
Миротворец 45-го калибра
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я не понимаю, как Майк Гелприн делает роботов человечными, но каждый раз, когда встречаю их у него, чуть не плачу. Его роботы едва ли не гуманнее людей, едва ли не человечнее своих создателей, и в рассказе «Поговорить ни о чём» они выступают единственными хранителями эмоций и чувств, которые от природы присущи скорее человеку, нежели роботу.

Рассказ насквозь фантастический. Космический корабль давно-давно упал на неведомой планете, люди погибли, а роботы выжили. Два робота, которым ничего не остаётся, кроме как познавать новый и чуждый для них мир.

Неужели это рассказ о том, как роботы осваивали планету? С одной стороны – да.

Может, речь пойдёт о том, как роботы превратились в чуть ли не богов для местного недалёкого населения? И об этом тоже, да.

И, быть может, они пробыли на этой планете всю свою бесконечно долгую жизнь и умерли в один день? И да, и нет.

Вообще-то это рассказ о верности. Фантастика – лишь антураж. Освоение планеты – антураж. Превращение в богов – антураж.

Роботы Гелприна остались роботами до конца своих дней, но они остались верными роботами, верными своим погибшим хозяевам, и вот это – самое ценное, что есть в рассказе. Вы спросите, как это роботы могут быть верными мёртвым? Я не знаю, но я про это прочла. Это трогательная и печальная история, где фантастика лишь задаёт фон.

+9

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ведь не скажешь, что Деф и Расп особо напрягались, помогая, а по сути — создавая Цивилизацию на далекой планете. Оказывается для этого не надо сверхразума, сверхмощи. А что надо? – Толчок, просто постоянная помощь, знания, участие, общение? По одиночке ничего из этого не сработает. Не факт, что и все вместе даст результат. Так что сработало?

Расп уже учил крылатых писать ДЕРЕВО, когда Деф жаловался мертвому своему наставнику: “Плохо дело, Уокер... — Я опять не сильно-то и нужен”. Еще жаловался, что обходы делать перестал – так город разросся.

Достаточно оказалось робота-защитника и робота-распорядителя, единственно выживших из экипажа. Их невеликих узкоспециализированных умений и еще чего-то вложенного людьми, как при их создании, так и при дальнейшем общении. И еще у них было время. Примерно пять тысяч лет.

Уже который раз автор обращается к теме роботов. Они у него как собаки – не предадут человека, благодарны хозяевам, друзья. И все время оказывается, что в них есть еще что-то, что проявляется неожиданно по-человечески. Да так, как хотят женщины увидеть это в настоящем мужчине, — с достоинством, надежностью, обязательностью, нежностью, добротой, силой, пониманием.

Чую – со всех сторон зашелестело: все это невозможно, одни хотелки, что запрограммировано, то и делают, нечем им чувствовать, нежность проявлять…

А тем не менее цивилизацию вместе с крылатыми создали. Память оставили на века. Да еще постарались на первое место нас, людей, выставить.

У меня щемит сердце, как вспоминаю Дефа, беседующим с Уокером. Ни о чем. Но обо всем. Тысячи лет эта потребность общаться с наставником, другом жила. Как мало в моей жизни благодарности от людей. Как хочется иметь рядом Дефа.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Автор верен себе. Его роботы удивительно похожи на людей. Но людей особенных. Таких в нашем человеческом обществе назвали бы отстающими в умственном развитии, потому что в них совсем нет хитрости, эгоизма, зависти. Зато в избытке верность хозяину (руководителю, наставнику, старшему) и потребность быть полезными.

Вряд ли роботы действительно будут такими. Все-таки автор сделал их чрезмерно эмоциональными. Распу не нравится словарный запас Дефендера, он проявляет волнение, услышав первое разумное слово крылатого, скрывает от Дефа информацию, опасаясь, что тот наложит на себя манипуляторы. Применительно к узкоспециализированным роботам это выглядит неестественно. Не могут они быть такими. Для воспроизведения эмоций требуются значительные мощности. А Дефендер в беседе с Уокером выражает опасение, что попытка расширить имеющийся у него объем знаний может привести к вытеснению ранее заложенной информации, то есть его ресурс использован по максимуму на обычный служебный функционал. Но все это второстепенные детали. Главное же в том, что два робота создали новую цивилизацию, а место создателей-богов уступили мертвым людям.

Пройдут года, десятилетия, века. Уйдут из жизни крылатые, лично знавшие Единственного и Второго. Останется лишь завещанный Распом обряд: заходить иногда к Ключевскому и Уокеру поговорить ни о чем. Реальные создатели цивилизации в памяти поколений будут вытеснены символическими. Но в этом есть свой резон. Если у создателя цивилизации есть свой создатель, он имеет больше прав на статус религиозного символа. В этом проявляется бесконечность пирамидальной структуры Вселенной. Когда-нибудь крылатые это поймут, отчасти и потому, что их создатели не побоялись уступить свое место в пантеоне...

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне не очень понятно, зачем роботу-защитнику, Дефендеру, умение пожимать плечами, если даже сообразительность у него не включена. И подобного в рассказе есть ещё. Почему? Потому, что автор очеловечивает своих роботов. Не думаю, что интересны ему азимовские законы. Это Азимов мог позволить себе исследовать именно робота — как искусственное существо. В наше время — успеть бы человека изучить, и для этой цели роботы Гелприна подходят как нельзя лучше. Ведь что они такое? Это люди, в которых искусственно выпячены некоторые черты характера. Так, если описать человека с гипертрофированным чувством справедливости или милосердия, то в подавляющем количестве случаев будем иметь убогих и юродивых. Не потому, что чрезвычайно справедливые и непропорционально милосердные убоги, но потому что изобразить их верно практически невозможно. Великие справедливцы и милостивцы не пишут книг, их жизнь и так занята под завязку. Когда же изображать идеал берётся обычный человек, результат неизбежно несёт в себе отпечаток неидеальной личности автора.

А роботы... Они позволяют преувеличить в своём характере всё, что угодно. Они прощают неидеальность. И читатель говорит: Да, это так! Это в самом деле великий защитник жизни, а это — мудрый руководитель.

Очень хороший рассказ. Хотя люди в нём представлены только именами, роботы вполне справились с задачей быть людьми.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ в традициях классики космической НФ. Любопытно и немного печально наблюдать за развитием цивилизации маленьких крылатых существ под мудрым руководством... *вздрогнула* двух почти бессмертных роботов, верных своим давно уже покойным хозяевам (интересные, кстати, внесценические персонажи получились, ещё бы им каких-то эпизодов-флэшбэков добавить — вообще было бы замечательно).

Совершенно нерационально предъявлять автору претензии в том, что роботы получились слишком «человечными»... «человеческими»? — жанр фантастики на то и существует, чтобы всё новыми средствами, в причудливых декорациях, с незнакомыми «актёрами» показывать нам самих себя, чтобы мы внимательнее всмотрелись и в человека, и в человечество.

Расп и Деф (кстати, обратите внимание на их имена — и те, которые им дали хозяева, и те, которые они выбрали для себя... или выбрали для них немного пафосные их подопечные?) не знакомы с таким понятием, как прогрессорство. Да и некогда им ждать и наблюдать, вносить косметические правки: в отличие от планеты Земля, их ресурс ограничен, а так много надо успеть сделать за какие-то несчастные пять тысяч лет!..

И поговорить ни о чём — тоже. Это пустяковое действо превращается сначала в привычку, затем в ритуал, а дальше его, похоже, и вовсе ждёт головокружительная карьера.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если вдруг собираетесь влюбиться в творчество МГ, предлагаю начать сей процесс именно с этого рассказа.

Тщетность жизни и в то же время её невероятное великолепие, подкованное скрытым, но непреклонным смыслом — быть.

Одиночество и дружба. То, что мы не замечаем в суматохе мелких обид, мирских сует. То, что выходит на передний план, лишь когда появляется возможность заглянуть в вечность.

Автор открывает нам дверцу в ту самую комнатку, давно заброшенную и поросшую паутиной.

Оказывается, что нужно всего лишь выкроить минутку и «Поговорить не о чём.»

10 из 10

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ построен вокруг искусственной жалости и ностальгии, которую вызывает у читателя собачья преданность двух роботов. Сотни лет они ходят на могилы к своему человеческому экипажу и помогают становлению цивилизации у инопланетных насекомых. Но во все это влито слишком много ванили и наигранной жалостливости. Есть огромное множество рассказов на ту же тему, как небольшой коллектив разумных существ по-быстрому создает цивилизацию из менее разумных. Тут вам и «Прометей» (не тот, который фильм, другой — про колонию инопланетных страусов) и «Милый дьявол» и «Планерята» и «Мумбачья площадка». Началось это все пожалуй с «Войны с саламандрами» и переписывалось вдоль и поперек всеми, кому не лень. Этот рассказ на их фоне ничего нового к жанру не добавил.

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я встречал аналоги случившегося в этом рассказе катализационно-цивилизационного воздействия на неразумных аборигенов у фантастических классиков, например, у Айзека Азимова. Но Гелприн пишет свою историю палеоконтакта, наполняя её своими фирменными фишками, делает её гуманной и человечной. Именно человечной, хотя живых людей в рассказе нет…

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А этот рассказ, как мне кажется, стоит несколько особняком, ибо это скорее рассказ-гипотеза: какой мог бы быть вариант палеоконтакта. Странных героев для этого выбрал автор: два робота и два трупа и местные аборигены. Конечно, это интересно, конечно, это напоминает земные легенды, которые многие интерпретируют как им только вздумается. Наверное, поэтому в журнале «Популярная механика» даже поместили соответствующий комментарий. А рассказа, литературного текста, нет. Хотя, еще раз повторюсь, как гипотезу прочитать стоит.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитала рассказ в последнем номере «Вселенной». Спасибо. Давно не встречала текста, который бы «пробивал». Ещё раз спасибо!

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Несколько раз мысленно возвращалась к этому тексту. Прикладывала современную религию. Думаю, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
если и будут к Распу приходить, то разговор ни о чем станет главной местной молитвой, быстро обретет статус катехезиса

Оценка: 10
–  [  -4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ о 2 роботах оставшихся в одиночестве на планете, после крушения космического корабля.

Приключения 2 роботов на планете, один из которых из-за заложенной в него программы стал кормить местных насекомых.

Неплохо получилось.

P.S.

А «поговорить ни о чём» как это делали роботы в рассказе я не собираюсь, так что читайте рассказ и сами все дальше узнаете.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх