fantlab ru

Юрий Герман «Дело, которому ты служишь»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.44
Оценок:
45
Моя оценка:
-

подробнее

Дело, которому ты служишь

Роман, год; цикл «Трилогия о Владимире Устименко»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 7
Примечание:

Впервые роман опубликован в журнале «Звезда», 1957, № 11-12.


Входит в:

— журнал «Звезда 1957'11», 1957 г.

— антологию «Русская советская проза», 1977 г.


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (8)

Дело, которому ты служишь
1967 г.
Собрание сочинений. Том 4
1976 г.
Русская советская проза
1977 г.
Дело, которому ты служишь
1989 г.
Дело, которому ты служишь
1990 г.
Дело, которому ты служишь
1993 г.
Дело, которому ты служишь. Дорогой мой человек
2023 г.

Периодика:

Звезда №11 1957 год
1957 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга – памятник тому, каким должен быть советский гражданин: умным, порядочным, трудолюбивым, целеустремлённым и так далее по списку. На этой книге можно воспитывать юношество, по ней можно снять неплохое кино, но принимать её за серьёзную литературу нельзя.

Вот вроде и рисует автор острые конфликты: мировоззренческий, семейный, отцов и детей, личной жизни и дела, которому ты служишь, но всё это обесценивается, потому что одна сторона конфликта всегда абсолютно совершенна, а другая абсолютна порочна.

Все герои чётко либо хорошие, либо плохие. Все хорошие обязательно трудоголики и зануды, а плохие… Есть никем не уважаемый профессор, есть горсть Володиных сокурсников-коллег. Все бездари. Минуточку! Эти люди как минимум самостоятельно отучились в меде (вызубрили мудрёные латинские термины, резали мёртвые и живые тела!), они могут быть негодяями, но не бесхарактерными дураками! Таким обилием дураков в медицине автор медицину просто дискредитирует, хотя, думаю, задача была обратная.

Центральный герой весь насквозь правильный, что особо подчёркивается наличием его антипода, всего насквозь гнилого. Куда бы ни сунулся наш герой – обязательно найдутся негодяи, тормозящие его исключительно из вредности, и благородные рыцари, проникающиеся к нему симпатией вопреки тому, что наш герой ведёт себя то как мизантроп с завышенной самооценкой, то как бездушное бревно.

Да, хоть Устименко через страницу и рассуждает о пользе обществу, но жить в обществе не умеет. Он может забыть помыться или побриться (много уважения вызывает потный небритый врач?), у него нет друзей (только коллеги), он не умеет любить (хоть требует, чтобы любили и понимали его), он вечно находится в скорлупе своей одержимости, а если приходится из неё вылезать, то брюзжит и учит жить других. Да, Устименко предан своей профессии, но при этом он глубоко презирает другие профессии; его интерес свят, тогда как интересы других людей – чушь. Разве так надо жить, разве правильно так относиться к людям; автор, вы серьёзно делаете из этого персонажа пример для подражания?

Подлинными героями могли бы быть тётка Аглая или Устименко и Степанов старшие. Это тоже железобетонные характеры, но они не вызывают негатива и не кажутся искусственными. Вот только автор сделал их всего лишь эпизодами. Варя, потенциальная главная героиня, не раскрыта от слова совсем. Ганичев, Полунин и Постников вызывают сочувстивие: они за ручку привели волчонка-Устименко в профессию, а он, даже не успев толком заматереть, уже смеет их осуждать за то, что они не такие идеальные, как ему бы хотелось. Евгений, вместо того, чтобы отталкивать, наоборот притягивает: да, он приспособленец, но он честен перед собой и перед окружающими в этом своём грехе и, надо отдать ему должное, немало трудится для того, чтобы заработать себе место потеплее. Вот и получилось, что персонажи второго и даже третьего плана симпатичней главного героя.

Хорошо, монолитный характер главного героя и монохромные характеры остальных можно списать на излишне назидательную направленность книги. Но есть один недостаток, который нельзя списать ни на что. Невладение автором темой.

О медицине только общие слова: немного истории и много рассуждений о том, каким должен быть и каким не должен быть доктор. Никаких деталей. Профессиональная терминология, нет, она не отсутствует полностью, но она примитивна, на уровне обывателя, а не медика. Кроме скальпеля автор не знает других хирургических инструментов, преподаватели читают абстрактные лекции по неназванным дисциплинам, больных мучают общеупотребительные симптомы условных болезней. В одном единственном эпизоде операции рядом с писателем сидел настоящий врач, подсказывавший нужные словечки. Но на фоне этого суперпрофессионального эпизода остальное повествование выглядит ещё халтурней. Очевидно, что автор, а значит и его герой, знают о медицине не больше, чем я, — как же я могу поверить, что герой – гениальный доктор? Не верю.

Как не верю и в то, что профессора со своими студентами могут лепить пельмени, пить водку и ругать других профессоров.

На фоне всех этих недостатков меркнут даже слепые взахлёбные восторги по поводу советского строя и слепые взахлёбные хуления всех иных строев, окромя советского.

К тому же, конец не просто открыт, а оборван. Продолжение следует… Но (о, чудо!) это «продолжение следует» не недостаток, а едва ли не единственное оправдание книги: в начавшейся войне именно такие люди, как Володя Устименко, будут воевать и побеждать. Вот только читать это продолжение уже нет ни малейшего желания, как и вообще дальше связываться с этим автором. А ведь были планы на «Россию молодую»...

Вывод. Задумка книги была интересной и общественнополезной, но исполнение карикатурно. Самое обидное, что все эти карикатурные недостатки многими сейчас воспринимаются как лицо жанра соцреализма. А ведь это не так! Очень горько…

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

ВРАЧ — это больше чем лекарь!

Великолепный образец качественной русской советской литературы. При этом прилагательное «советской» имеет отношение разве что к периоду творчества автора означенного романа да к периоду, в который происходят описываемые в романе события и отношения. Ибо никакой такой особой советскости в романе я не заметил, просто реалии жизни нескольких молодых людей в довоенной и предвоенной стране.

Главный герой книги — молодой и в общем-то почти обычный городской парень. Почти потому, что Владимир отличается от многих своих сверстников твёрдостью характера, увлечённостью выбранным им делом (медициной) и нравственными и этическими постулатами, коим он следует не только в генеральном смысле, но и в повседневной жизни, иногда вступая в конфликты с товарищами и даже с любимой девушкой. Наверное, можно сказать, что в определённом смысле Владимир Устименко — человек с фанатичными склонностями, хотя в его случае такая фанатичность не должна восприниматься только как отрицательная черта характера.

Книга интересна не только тем, что мы прослеживаем жизненный путь нашего героя начиная со школьной скамьи, переходя затем в студенческие его годы и далее следуя за ним к первому месту работы. Но ещё и тем, что мы видим, как выкристаллизовывается характер Владимира, как едва ли не самоотверженно он учится выбранной им профессии, как следует за своими учителями-медиками и как спорит с ровесниками и отстаивает свою правоту, не опасаясь неприятия и отчуждения.

И кроме того в романе есть много отлично написанных жанровых сцен и картин как сельской жизни, так и студенческого существования, не говоря уже о жизни в некоей зарубежной восточной стране. И потому книга читается очень легко, и когда заканчивается этот роман, то непременно возникает соблазн продолжить чтение трилогии, тем более, что впереди испытания военных лет…

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот что отзыв животворящий делает. Прочитал, не поверил и бросился в штыковую на роман с мыслью: «Ой ти Хойти, а не врёшь ли? Неужели все так плохо?» Оказывается, нет. Верно всё подмечено. Правда, я отнёсся к «Делу, которому ты служишь» не слишком критично из-за моего нулевого опыта к литературе, повествующей о трудной работе доктора.

«Соцзаказ» это или нет, не важно. Так как книга мне понравилась. В ней есть только один монументальный минус — Володенька Устименко. Он представлялся мне таким задрыпаным пароходиком с громким гудком, который издавая его, обращает на себя внимание, проплывающих мимо линкоров. Когда он заплывал в экзотические гавани, судьбы других людей, тогда от окружающих красот глаз было не отвести. Да, да истории второстепенных героев настолько интересны, что манекен Устименко, кроме работы в Кхаре, ничем не привлекает, а является банальным проводником между встречами с различными персонажами. Почему читать про Ганичева, Полунина, Богословского, тетку Аглаю, даже про деда Мефодия и отрицательных Женьку Степанова и его мамашу намного занимательнее, чем о главном герое? Да потому, что он кристально чистый (без вредных привычек), без эмоциональный и тупой как пробка. Этот человек никогда не переступит черту и будет делать всё строго по правилам, которые он сам считает верными, не смотря на то, что эти поступки будут вредить его близким, в особенности Варе.

Сначала книги проблема Устименко не так видна. Когда парень начинает, остервенело готовиться к поступлению, кажется, что это обыкновенный целеустремленный и старательный мальчишка, готовый на все ради поставленной цели. И не беда, что он не замечает Вариных охов, вздохов, ведь Володя ещё школьник и ему не ясна тема соплей и слёз. Когда дело доходит до института всё кардинально меняется. Юный интерн превращается в агитплакат личного эгоизма и безмерного патриотизма. Варя для него обуза, мешающая учиться, одногруппники маменькие сыночки и папины дочки, кругом одни приспособленцы, а большинство преподавателей некомпетентные личности. Отношение Буратино Устименко к своим профессорам-кумирам вызывает отвращение. Изначально это были Ганичев и Полунин, но когда появился Богословский, всего лишь одним предложением из списка вычеркивается Ганичев. Хоть они и продолжают общаться, но по манере вечно спорить с пожилым профессором, видно предвзятое отношение нашего нарцисса.

Спустя некоторое время, на 4 курсе, гений отправляется на практику к Богословскому в другой город. И тут казалось, что парень созрел и всё осознал. Разлука с родными, особенно с Варей растрогала деспота Володю (тем, кто служил чувство расставания хорошо известно) и он написал любимой письмо полное грусти и нежности. Не тут-то было, быстро очухавшись от сентиментализма, товарищ снова превращается в «робокопа». Немного по привыкнув к больнице — «аэроплану» наш алмаз врачевания начинает замечать некие проступки рабочего персонала. К примеру, во время ночного дежурства осуждается ответственная медсестра за сон. А разбудить её в трудную минуту слабо было или надо ходить всю ночь и ворчать себе под нос как старый дед.

И вот в последней части романа, когда Володенька попал по распределению в чужую страну, налаживать дружбу народов и развивать врачебное дело, казалось вот он настоящий человек с большой душой, бесстрашный, смелый, всегда подающий руку помощи страждущим, но нет, успел таки наш соколик и тут напортачить. Расстроенный отсутствием больных, вместо того, чтобы поднять свою пятую точку и пойти по селениям в поиске будущих пациентов, мальчонка пишет гневные письма Варе. Вы меня, дескать, все предали, оставили на произвол судьбы, а мне тут одиноко и местные боятся ходить ко мне на лечение. То строил всю книгу из себя «терминатора», а тут нюни распустил, да ещё в своём стиле с жестокостью и самозабвением. Ты же, оболтус, во всем виноват, а позиционируешь себя как сверхчеловек. После этой попытки эпистолярного жанра наконец-то в полной мере раскрывается характер Устименко, а если точнее мальчик становится мужчиной. Юношеский максимализм пропадает и на свет выходит тот самый доктор, ради которого и хочется связать свою жизнь с медициной. Но все ли так хорошо. Впереди еще два романа о трудной и патриотической жизни человека-кремня Владимира Устименко. Что ждет там читателя?

Не смотря на непомерный такой минус в лице главного героя, роман мне понравился. Огромную часть этого интереса, кроме запоминающихся персонажей, вызвали студенческие годы Володи. Очень давно хотел почитать про студентов, которые не пьют и сношаются всю учебу (извините за мой французский), а с блеском в глазах или хитринкой познают свою будущую профессию. Отдельного упоминания заслуживает Евгений Степанов, сводный брат Вари. Этот прохвост мастер выкручиваться из любой ситуации. Уболтает любого. Как указывается в книге лютый приспособленец. И он наверно большинству придется по душе. Ведь в наше время в основном так и живут. Если Устименко перенести к нам, то товарищ пустил бы пулю в голову или его посадили при первом проявлении его металлического характера, а Женька вписался бы гармонично в нашу действительность. Из-за этого многие патриотические аспекты того времени кажутся дикими. Неужели во всех детях хотели видеть таких вот Устименко? Зато государству намного легче.

P.S: Забавно, что в книге все, даже школьники, спали, как Иосиф Виссарионович по пять часов. Володя ложился глубокой ночью, почти на рассвете, часов в 4 и вставал в 7-8 утра. Вот это люди.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Дело, которому ты служишь» — первая часть трилогии. Но я, пожалуй, этой первой частью и ограничусь, потому что дальше читать, вот честно, нет никакого желания.

Главный герой, в первом романе трилогии сначала старшеклассник, а к финалу «Дела…» — молодой дипломированный врач Владимир Устименко, считается воплощением преданности своему делу, примером патриотизма, самоотверженности и прочих прекрасных качеств. Он должен вдохновлять, служить образцом для подражания — в первую очередь, для молодёжи, которая немедля по прочтении романа просто обязана была кинуться в медицинские институты…

Простите. Глумливый мой тон объясняется крайним раздражением, которое вызвали у меня и главгерой, и роман в целом.

Начну всё-таки с романа. При его чтении возникло явное подозрение в том, что передо мной — так называемый «соцзаказ». Произведения, созданные в этом… хммм… жанре, иной раз получаются вполне читабельными и смотрибельными (первое, что вспоминается — фильм «Однажды двадцать лет спустя»), но роман Германа, возможно, стал в своё время бестселлером лишь по принципу «на безрыбье и рак рыба». Читать его было невыразимо скучно, и если бы не один из персонажей — Н.Е. Богословский, да последняя, «кхарская» часть романа — оценка моя была бы ещё ниже.

События «Дела…» разворачиваются с 1936 по 1941 год (датировку помогли определить политические и театральные временнЫе маркеры, что меня немного смутило: получается, что Володя Устименко как-то уж очень быстро мединститут окончил, буквально года за три), и поначалу автор тонет в массе каких-то мелких и занудных подробностей, которые он к тому же описывает на «одной ноте» с действительно значимыми событиями; а когда Герман наконец-то добирается до действительно интересных вещей — тут он будто спохватывается, что бумага вот-вот кончится или из издательства за рукописью придут, и марш-марш, галопом по европам (точнее, по монголиям), и вот уже — бах! — книжка кончилась :(

Что же до главного героя, то Владимир Устименко «заболел медициной» в тяжёлой и неизлечимой форме ещё будучи школьником. Его упорство в достижении цели (часто через «не могу»), его критичность, его стремление стать настоящим профессионалом своего дела, докопаться до истины, победить саму смерть, безусловно, внушают уважение. Должны внушать, иначе не полагается. Но по-человечески Владимир не только непонятен, но и неприятен (в том числе и от «не принимать»). Устименко — совершеннейший социопат (разве врач может быть таким?!). Ему глубоко наплевать даже на самых близких людей: родных и друзей, не говоря уж о соучениках, не говоря о Варе — девушке, которая его любит (в том, чтобы назвать её «любимой девушкой» главгероя, у меня лично сильнейшие сомнения). Ниспровергатель авторитетов, фанатик благороднейшего поприща человеческого, Володя во всём, что касается «нормального человеческого», глух и слеп, попросту бесчеловечен.

Я не отрицаю возможности существования такого литературного героя, даже его правомерности, что ли. Мне только непонятно, как это, извините, бревно в белом халате может быть любимым героем и примером для подражания. Прямой вред в этом вижу — к счастью, сейчас уже сглаженный и затуманенный прошедшими десятилетиями.

При том, что Герман пишет о своём главном герое много и подробно, тот остаётся достаточно условно-ходульным. Куда больше жизни в уже упомянутом здесь враче Богословском, упорным трудом создавшем свою больницу с подсобным хозяйством при ней. Действительно интересно было читать об этой крутой натуре, ругателе и энтузиасте, по-настоящему талантливом медике, которому, при всей его суровости, не чужда и настоящая человечность. Вот о его «больнице-аэроплане» я бы ещё с удовольствием почитала.

Любопытным получился и один из отрицательных персонажей романа — Женька, брат Варвары, юный и наглый приспособленец, заранее готовящий себя к карьере «врача-администратора». Чувствуется, что Герман пытался нарисовать его грубоватыми, почти карикатурными мазками, но образ оказался упрямее, став более выпуклым и живым, чем предусматривал автор. Может быть, это ещё и пролонгированное свидетельство живучести самого типажа.

Безусловно, книги-агитаторы за медицину нужны и важны. Но куда лучшие образцы жанра — «Цитадель» Кронина, «Записки юного врача» Булгакова, «Дом отважных трусишек» Ермолаева, «Записки врача» Вересаева.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх