fantlab ru

Мариуш Щигел «Готтленд»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.50
Оценок:
2
Моя оценка:
-

подробнее

Готтленд

Gottland

Сборник, год


В произведение входит:


-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Номинации на премии:


номинант
Ангелус / Nagroda Angelus, 2007 // Премия центральноевропейскому автору (Польша; сборник)


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Готтленд
2009 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Террор эпох.

Не знаю, вкладывал ли польский журналист, пишущий об эпизодах чешской истории, тот смысл, который увидел в них я, но напишу именно о своём видении этих статей. Они о разных людях и разном времени, но в итоге я обнаружил то, что их объединяет: террор. Сначала террор капиталиста новой формации Бати над своими рабочими во времена Австро-Венгрии и молодой Чехословакии. Затем террор чехов, работающих с фашистами, над чехами, которые не хотели с ними работать. После — террор чехов, которые не хотели работать с фашистами, но захотели с коммунистами, над чехами, которые работали с фашистами и/или не работали с коммунистами. И наконец, современный террор чехов, которые работают на демократию, над чехами, которые работали с фашистами, коммунистами или просто сделали аборт, будучи знаменитыми.

«Дошло до того, что коммунисты прямым текстом просили некоторых депутатов голосовать против или хотя бы воздержаться, давали гарантии, что им за это ничего не будет, — впустую. Все единодушно голосовали “за”»

Когда читаешь каждую статью по-отдельности, то попадаешь под влияние написанного, талантливо написанного. Вольно-не вольно, проникаешься мыслью автора, принимаешь его сторону. Думаешь: «Да, вот эти имперцы (фашисты, коммунисты) творили-то какие дела, не то что...» А прочитав весь сборник понимаешь, что нет и не было никаких «не то, что» в какое-то другое время. Не было этого другого времени, нет и не будет. Сегодня на коне люди, которые «полоскают» тех, кто работал на прошлую эпоху. Но они не понимают, что завтра настанет другая эпоха, придут новые люди, и начнут «полоскать» уже их: сводить с ума, доводить до самоубийства, лишать возможности работать по специальности. Неужели эти любители покопать прошлое не понимают, что те, кого они осуждают, точно так же осуждали других и именно это сейчас не нравится новым правдорубам? Чем же они отличаются? Неужели они думают, что приказ от государства и заказ от капиталиста имеют разную степень осуждения? Неужели они думают, что идти на поводу у дурного руководства и потакать дурости толпы за рейтинги — принципиально разные вещи?

«— Почему же эти обвинители, которые сегодня такие герои, двадцать лет назад всего этого не писали? — вопрошает Готт.

— Вы могли бы прочитать это в самиздате — в официальной прессе их высказывания не прошли бы, — замечает очередная журналистка.

— Не прошли, не прошли… — передразнивает ее певец. — Так почему тогда они не сказали этого по радио в прямом эфире?»

Сам автор старается держаться отстранёно, но поляку это сделать так же трудно, как и чеху. Его сборник своей тематикой статей уже выдаёт позицию репортёра, но всё же основной, главный принцип настоящего журналиста в книге соблюдён: по возможности дано слово обеим сторонам каждой истории. Это очень важно. К тому же, выбранные журналистом эпизоды чешской истории были для меня интересны и познавательны. Чехословакия в советское время была союзницей, поэтому всё, что порочило эту страну в глазах советских людей, замалчивалось. После распада Советского Союза и Чехословакии Чехия совсем уж превратилась в страну туризма, пива и местечковой политики, о которой редко узнаешь в новостях. Поэтому такая книга — это возможность увидеть немного другой Чехии: вне крупных мазков учебника истории и современных туристических потоков. Этим мне книга Мариуша Щигеля и понравилась. А террор... его просто продолжают новые люди. И не только в Чехии.

«К сожалению, это только верхушка айсберга. А сам айсберг — это ощущение бессмысленности жизни у молодого поколения.»

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

То, что книга написана журналистом и репортёром в одном лице, заметно невооружённым глазом. Стиль газетно-журнального очерка сохраняется во всех рассказанных нам практически документальных историях. Работа автором проделана немалая — попробуйте раскопать подробности жизни женщины, обвинённой в любовной связи с одним из высших германских нацистов! Или написать о событиях, явно в советские времена зашифрованных и засекреченных вплоть до того, что их как бы и вовсе не было, а если и было, то не там и не так. И при этом автор вовсе не впадает ни в антисоветскую патетику или в антифашистскую истерию. Наоборот, Мариуш Щигел старается быть максимально объективным и при исследовании того или иного происшествия или биографии человеческой, и при их оценивании, если таковое вообще происходит.

Помимо того, что затронутые Мариушем в книге темы интересны сами по себе, они ещё и изложены великолепным журналистским языком. Однако при этом Мариуш Щигел совсем не стремится искусственно задрать вверх планку читательского интереса к своим репортажам — мы не встретим в книге дешёвых безотказных приёмов журналистского профессионального маркетинга, когда та или иная «картинка» вставляется в текст прежде всего для привлечения читательского внимания и только потом уже исходя из интересов полноты изложения и раскрытия темы.

Нет смысла перечислять, о чём именно эта книга — просто в аннотации обо всём этом написано со всей прямотой и непосредственностью. Однако это вовсе не следует считать спойлером, ибо ценность и интересность книги вовсе не в сохранении таинственности, а в том, как и почему Мариуш Щигел всё это написал. Написал, издал и затем с помощью переводчиков (П. Козеренко) предложил нам, русским читателям.

Отдельное спасибо издателям серии «Современное европейское письмо: Польша» — шикарная серия!

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх