fantlab ru

Элеонора Раткевич «Парадоксы Младшего Патриарха»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.23
Оценок:
642
Моя оценка:
-

подробнее

Парадоксы Младшего Патриарха

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 39
Аннотация:

Четыре главы-новеллы — четыре урока — четыре испытания. Герой повести Кинтар хотел быть похожим на учителя. А вынужден был взять его в ученики. С этого и началась повесть о дружбе и братской любви, об ответственности учителя перед учеником и долге ученика перед учителем.

Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 387

Активный словарный запас: низкий (2558 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 59 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 27%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Парадоксы Младшего Патриарха
2002 г.
Наемник Мертвых Богов. Джет из Джетевена. Парадоксы Младшего Патриарха
2003 г.
Парадоксы Младшего Патриарха
2003 г.
Парадоксы Младшего Патриарха
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Paradoksy młodszego patriarchy
2010 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Обычно у Раткевич сильное перемешано со слабым, но тут какой-то сплошной провал, неудача.

Очень по-женски. Автор, видимо, не понимает, что мужчина, а тем более мальчик, в некотором роде перфекционист — он не только полагает, что всё всегда делает правильно, но и что делает это наилучшим образом. Он не пытается рассуждать что верно, а что нет, он сразу убеждён в собственной непогрешимости. Поэтому мужчина часто ищет причины неудачи лишь в недостаточном усердии, а не в ошибочности своих действий. Уже одно это авторское непонимание делает книжку слишком искусственной.

Очень много ненужного самокопания, каких-то фальшивых душевных поисков и трагедий. А кроме рефлексии книга очень пресна, однообразна. Одинаковые главные персонажи, различающиеся своими функциями. Одинаковые второстепенные персонажи, различающиеся своими именами. Обстановки нет (автор почти не описывает пейзажи, обстановку помещений и т.п.). Восточный колорит, несмотря на присутствие характерных слов и понятий, совершенно не разыгран. Конфуцианские ценности, которые обычно становятся краеугольным камнем в попытках написать что-то условно китайско-японское, вывернуты наизнанку или принижены самым постыдным образом — только диву даёшься. Социальные ориентиры и высоты деноминированы: автор не понимает, что мастер — это не звание, которое присуждают за 3 победы на соревнованиях, а состояние души и тела. Мастер (хоть кузнец, хоть рукопашник) не может быть неуклюжим дураком. Короли все добрые, патриархи — справедливые, зло — глупое и тупое, добро с кулаками всегда побеждает. Герои не умирают. Юмор плоховат, на мою мерку, — за всю книгу ни разу не улыбнулся. Язык и так небогат, но автор почему-то решила, что искажение современных слов на деревенский манер и постоянное употребление выдуманного ругательства «проваль» (по раза 2 на странице) — это и есть стилизация под средневековый восточный слог от лица уличного мальчишки. Особенно не понравилась (под конец просто бесила) дурацкая манера авторши после каждого абзаца нудно и долго растолковывать поведение своих персонажей: что этот жест значил, почему ему пришлось так поступить, ох как ему стало тяжело и т.д. Кроме того, почти каждый логический отрезок текста завершался примерно такими словами: «Вот так всё и было. Ах, если бы я знал, что это только начало. Ох, если бы я знал что нас ждёт и всё будет совсем иначе...»

Скучно.

Ценность педагогики в книжке близка к нулю, хотя она, главным образом, ради воспитательных целей и писалась. Автор смогла наметить проблемы в отношениях между учеником и учителем, ребёнком и взрослым, богатым и бедным, сильным и слабым, но интересных и значимых способов их решения у неё не нашлось. Сравниваю с «Республикой ШКиД», Астафьевым (хотя бы «Кража», «Перевал», «Стародуб»), фильмом «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещён!», где всё то же самое даётся легко, ёмко, с шутками-прибаутками и чётко по делу, и ощущаю неуклюжесть творения Раткевич.

Оценка: 4
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не нашёл ничего интересного в книге. Первая часть ещё туда сюда, а остальные никакие. Набор сюжетов, при этом ни один до конца не раскрыт.

Может кто сказать какой возраст у героев? С одной стороны кажется это мальчики-подростки. А потом оказывается, что они бегают «валять деревенских девиц», да пьют алкоголь до беспамятства.

Может кто сказать по первой части какое это время? Будущее,настоящее или прошлое? Или вот, какой мир окружает школу? Как-будто школа сама по себе на Луне, а мир сам по себе где-то далеко.

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга стоит читать хотя бы из-за смыслового посыла.

История за своей сутью — притча в фэнтезийном, или даже в сказочном антураже. Хорошая, правильная. Язык у автора приятный, сочный, герои хоть и черно-белые, но интересные. Но стоит отметить, что внешний мир практически не раскрыт, чего не скажешь о внутреннем, который и является средоточием самой истории.

Лично мне этого «внутреннего» было слишком много, хотелось и «внешнего». Но, тем не менее, книга понравилась, и не жалею, что прочел.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

История уличного мальчишки Кинтара, в один миг ставшего учителем, Мастером, а затем — Младшим Патриархом, владетельным вельможей и в итоге – учеником… Круг замкнулся. 4 новеллы: Учитель моего учителя, Друг моего врага, Вассал моего вассала и Ученик моего ученика – замечательные истории, на поверхности которых приключения главного героя, а в глубине – поиск истины, самого себя, своего предназначения и места в жизни.

Вот, вроде бы и жанр – фэнтези, и маги присутствуют, а читается как современная проза… Нет ни одной строчки для любителей любовных линий в романах, и в то же время вся книга пронизана любовью к ближним…

Вот такие парадоксы, да.

Оценка: 10
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первое знакомство с автором. Поначалу впечатления были весьма положительные: хороший язык, яркие герои, проблемы моральные подняты серьезные... Через некоторое время, однако, меня «зацепило», что мир совершенно не чувствуется, герои, при всей их яркости и убедительности, висят в воздухе. Школа карате («пустая рука») и весь ее уклад предполагает средневеково-японский колорит, хотя бы какой-то намек на него: даже если это совершенно не наш мир — для чего-то же автор дал именно эти термины, вызывающие определенные ассоциации. По мне, сказавши А, говорят Б. Но больше нет ничего: ни особенностей языка героев (язык совершенно современный), ни поведения, ни деталей «декораций». Общий колорит скорее все-таки европейский, чем японский.

Во-вторых... проблемы-то ставятся серьезные, но решаются они несерьезно, по-детски. Скажем, проблема перевоспитания — сложнейшая, долгая, болезненная. А что мы имеем тут? Раз-два — и все тут же радостно перевоспитались. Автору бы «Педагогическую поэму» перечитать... Или прочитать, если еще руки не доходили. О том, как именно решается проблема и почему она вообще возникла, говорить не стану, чтобы не спойлить. Хотя сказать можно многое

В третьих, когда высокие звания раздаются кому попало — это обесценивает и дискредитирует эти звания. К середине книги я серьезно ожидала, что дело кончится коронацией героя — такими-то темпами. Слава Богу, хоть до этого не дошло.

В-четвертых, есть разница между тупой покорностью и воинской дисциплиной. Почему-то мне, человеку штатскому, понятно, что в бою сплошь и рядом бывают ситуации, когда нужно выполнять приказ, а не выяснять, почему он был отдан. И если воин не умеет этого делать — он не воин, а шпана драчливая. Кроме того: ученик, отстаивающий свое мнение перед учителем, — это прекрасно. Но ученик, пререкающийся с учителем по любому поводу, называющий учителя дураком и норовящий подложить кнопку на стул, — НЕ УВАЖАЕТ учителя. И если учитель этому рад — имхо, у него не всё в порядке с мозгами.

В-пятых, есть разница между размышлениями и рефлексией. Постоянный припев «какой же я дурак» меня достал... Если ты дурак и ничего не умеешь — сложи с себя полномочия и иди в дворники. А если нет — чего ты ноешь? И вообще, вы можете представить себе мастера карате, который постоянно нудит о том, что вот этого он не знал, того не понял, таких идиотов еще поискать и т.д.... ? Я как-то с трудом.

В общем, у книги есть достоинства, но и немало недостатков. Я бы сказала, что это подростковое чтение, — но описанные в ней «воспитательные» размышления внушают сомнение: как бы неокрепшие умы не вынесли из такого чтения некоторые сомнительные выводы...

Легковесно оно получилось. Хотя и претендовало вроде на большее.

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это одна из тех книг, которые регулярно перечитываются. Замечательное произведение! Пример того, как легко, непринужденно и с юмором можно писать о серьезных вещах. Элеонора Раткевич в своей книге осветила одну из важнейших проблем человечества — воспитание подростающего поколения. Воспитание личности с большой буквы, постоянно стремящейся к самосовершенствованию не только физическому, но и духовному, умственному. В книге есть то, чего в настоящий момент остро не хватает современному обществу, — благородство. Даже заклятые враги соблюдают кодекс чести, потому что они находятся под неусыпным надзором строгого и бескомпромиссного судьи — своей совести. Даже понимая, что об их подлом поступке или бездействии никто не узнает, враги поступают так, как диктует им честь. Возможно, кто-то сочтет это глупостью и наивностью, но иногда так хочется помечтать о подобном почти идеальном мире...

Роман условно разбит на три части.

В первой герой учится. Учится быть не только воином, но и Человеком. Естественно, не все в его судьбе и духовном развитии так гладко. Он оступается, но рядом оказывается наставник, родной человек, который, пусть и немного жестоко, на первый взгляд, направляет его. А заодно наставник и сам осознает, что воспитание — это трудный процесс, требующий постоянного и всестороннего внимания. Он в ответе перед обществом за будущие поступки и проступки своих воспитанников.

Во второй части герой учит и перевоспитывает таких же обормотов, каким совсем недавно являлся сам. Он неожиданно оказывается в шкуре наставника и, наконец, понимает, каково было родному человеку. Прослеживается аналогия с тем, когда у молодых пар появляются собственные дети, и выросшие проблемные подростки начинают осознавать, что не все запреты и ограничения были глупы. К счастью, родители всегда готовы оказать поддержку и детям, и внукам. Когда понадобится, они будут рядом. Так и опытный пожилой патриарх возращается, чтобы словом (морально) и делом (тренировками молодежи) помочь своему воспитаннику. И если поразмыслить, то его временное самоустранение не случайно. Оно позволяет наглядно продемонстровать один из жизненных парадоксов: лучше всего человек усваивает знания тогда, когда пытается научить других.

В третьей части герой снова учится, но на этот раз не у взрослого человека, а... у ребенка. То есть автор наглядно демонстрирует, что никогда не надо останавливаться в своем развитии и считать, что ты и так умнее всех. У любого из окружающих есть, чему поучиться. Пусть даже не серьезным вещам, а радости жизни, оптимизму.

Вся эта философия и мораль прячутся под маской веселых приключений благородных воинов и аристократов. И читать интересно, и задуматься заставляет. В книге нет случайных слов и событий, она полностью подчинена раскрытию Идеи. Если дать себе за труд задуматься, то становится ясна подоплека всего происходящего, всплывают парадоксы жизни: от ненависти до дружбы (любви) один шаг; человек, который учит, и сам одновременно получает что-то от учеников; к нижестоящему по социальной лестнице нельзя относиться презрительно, потому что он в один момент может возвыситься и т. д. Все эти парадоксы поочередно примеряют на себя главный герой произведения и его окружение, получая подтверждения.

Книжка, несомненно, стоит прочтения. И не раз.

Оценка: 10
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Парадосы — это сам стиль Раткевич.

С одной стороны — неплохое владение словом и умение чувствовать героя и выдавать эмоции.

С другой — тяжелейшие проблемы с логикой изложения. Сравнивая с античными ораторами: забыла выплюнуть камни и пережевывает их, пережевывает. Количество троеточий на одной каждой странице (!) — уникальное! Сперва они создают ощущение упомянутой эмоциональности, срыва мысли и недосказанности, то есть динамики. Но после десятого уже нет сил на эти чужие срывы и недосказанности. Хочется убить редактора, не дописавшего хвосты мыслей перед публикацией.

Очень радует то, что герои развиваются. Ведь по сути: зачем вообще писать книгу про статичного по характеру, уровню развития и т.п. персонажа? Ногами ходят в самых тупых квестах. Нормальные авторы наблюдают движение души, разума, воззрений — назовите по своему усмотрению. И такое движене у Раткевич есть.

Одна беда: оно как тумблер старого телевизора. Щелк! — готово... Был дурак — стал мудрец. Мгновенно. безоговорочно. От этого примитивизма, намеренно лубочного, чтение усложняется лично для меня.

Наконец, еще одно соображение. Не могу понять, почему ГГ практически всегда — мужчина, хотя автор женщина. То ли экспертом она себя числит, то ли еще что... Но в итоге мы видим одного и того же мужчину в разных нарядах и гриме. Сперва обман удается. Потом герой приступает к самокопаниям — и вот он, обладатель деревянного меча, во всей красе))))

- он не сказал, он «отрезал»

- он не просто отрезал, но начал с главного «ну и дурак же я!»

- он повторил свою мысль 10 раз в разных вариациях, пока у нас мозг не закипел её выслушивать.

- он нашел выход из безвыходного положения там, где мы и не пробовали искать. Мы же не знали, что все вокруг — просто декорация)))

- он оказался братом королям и ровней богам. Но проиграл и спасся лишь благодарая мальчику, такому милому, потому что еще более глупому, чем мастер.

В общем, каждый раз покупаю. Читаю сперва с удовольствием, потом с умилением. Наконец — с невнятной головной болью. Мазохизм какой-то. И нравится — и нет сил добраться до финала без раздражения. Устаю от нарочитого и не вполне уместного включения архаизмов в речь. И все же читаю. Перекапываю эту руду ради добрых и светлых идей, вкрапленных в текст. Они радуют — как настоящий жемчуг. Добытый усердным читателем с большой глубины)))

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не понравилось. Какой-то излишний пафос через фразу, хотя ничего грандиозного, в общем-то, и не происходит. В начале накручивание образа ГГ. Каждые несколько страниц упоминание «страшных дней». Ехидные прищуры и страшные удары. «Учитель не может войти к ученикам. Но он может подслушать. Присутствовать незримо. Тайно.».

Плюс постоянная рефлексия и посыпание головы пеплом.

В общем, книга весьма подростковая «О воспитании мальчиков» — не удивительно, что средняя оценка выше от женщин :)

Оценка: 4
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что сразу бросается в глаза: бойцы так склонны к самокопанию, что после первого же убийства сойдут с ума и покончат с собой. Это вторая по счету книга Раткевич, которую я прочла. Ох и похожи герои на «Превыше чести«! Персонажи что, сочиняются на ксероксе?

Наш ГГ по позе, по малейшим изменениям в мимике сечет намеренья человека — а ведь большую часть жизни он занимался боевыми искусствами, а не учился в школе разведчиков:abuse:

Почему мастер бросил школу? Пусть это помогло (считаю, что это можно было бы сделать менее инвазивно), но технике явно хана. Пошел в младшие ученики, потом психанул и стал ломать забор... Наверное, часто пропускал удары в голову.:box:

Третья часть, ИМХО, категорически провальная. Ларрен, воспитанный врагами короны, его много раз пытались сломать — вырос нормальным, даже хорошим человеком. Бред, не верю.

А спасение Интая вообще невыносимо. Хорошо хоть не поцелуй любви!

Но все искупает новая для меня идея взаимного обучения. И вообще написано легко и интересно, юмор проблескивает.

Быть Раткевич великой писательницой, если писать будет только после принятия успокоительного:shuffle:

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, совершенно ничего по-настоящему хорошего я не ждал, когда брал в руки эту книгу. По многим причинам — от общего скепсиса в адрес отечественного фэнтези до некоторого разочарования от широко мне рекламируемой повести той же Раткевич «Превыше чести». Да и аляповатая самурайская обложка не добавляла оптимизма.

А вот и ошибся! «Парадоксы Младшего Патриарха» мне, паче чаяния, понравились. Нет, ну не супер-супер, конечно, но госпожа Раткевич написала очень крепкий роман, который дома вполне можно хранить на одной полке с лучшими книгами Олди.

И не так важно, что временами «Парадоксы...» похожи то на «Игру Эндера» (первая новелла), то на тех же Олди, то вообще на «Властелина колец» (четвертая новелла). Не важно, ведь аллюзии именно к этим книгам — тоже признак хорошего вкуса, пусть от этого текст самой Раткевич несколько теряет в оригинальности. Впрочем, писательница быстро восполняет эти «потери» — во-первых, удивительно яркими и интересными деталями (одни Иглы Вызова и все связанные с ними сюжетные перипетии чего стоят), а во-вторых, прекрасной манерой письма (общая динамика сюжета в сочетании с крайне неспешным и обстоятельным ритмом повествования создают удивительный совершнно эффект).

В общем, мне неожиданно понравилось. Приятно было обмануться в своих наихудших ожиданиях.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

1. О стиле автора. Это произведение похоже на изысканное шитье шелком: узор вроде бы не сложен, но переплетение линий создает неповторимую, очаровывающую взгляд картинку. Несколько образно, но точно передает ощущение от книги.

2. Об идее. Темы «учитель-ученик», «друг-враг» раскрыты настолько точно и просто, что стоит рекомендовать «Парадоксы...» для обязательного прочтения в воспитательных целях подросткам.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличная книга, не раз перечитывала с немалым удовольствием. Заставляет задуматься о человеческих взаимоотношениях, о роли учителя в жизни ученика, о роли ученика в жизни учителя, о жизни, о дружбе и о человечности.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одна из моих самых-самых любимых книг. Она помогает жить. Знаю почти наизусть и читаю вновь и вновь. Радуюсь в книге таким человечным и простым событиям: помочь кому-то, защитить, спасти. И сам становишься чуть лучше...

А пишу — крик души: любимый автор, ГДЕ НОВЫЕ КНИГИ??!!! — Одна короткая повестушка в год — не в счет. Вот так патриархи замолчат, а там и конец света в 2012. Ведь в наше жесткое и изломанное время так мало тепла и доброты.

Огромное спасибо Вам — но пишите, пишите, пишите — если есть еще жизнь и силы, а мы будем любить и очень ждать

Оценка: нет
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Жить для того, чтобы учиться жить. Это пародоксально, загадочно. Ведь очень часто ученик становится учителем, и враг другом, когда расцветает душа, даря людям молодость, вдохновение и любовь...

Эту книгу читала раз десять, блестящая притча, добрая сказка... Стиль стоит отдельных слов. Своеобразный, красивый, тонкий!

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга во всех смысл правильная. Может где-то даже поучительная.

Написана довольно интересно, и явно не лишена некой своеобразности, что и является её изюминкой. Но книга на любителя. Понравиться далеко не всем.

На мой взгляд, Парадоксы слишком затянуты. Очень много было моментов, без которых можно было если и не обойтись, то сократить их вдвое это уж точно.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх