FantLab ru

Алексей Николаевич Толстой «Граф Калиостро»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.07
Голосов:
286
Моя оценка:
-

подробнее

Граф Калиостро

Другие названия: Лунная сырость; Счастье любви; Посрамленный Калиостро

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 50
Аннотация:

«Уно, уно уно уно моменто...» несется сегодня с телеэкранов и мобильных телефонов. Но не все знают, что великолепный фильм «Формула любви» Марка Захарова был снят по мотивам этой повести Алексея Толстого. Итак, в поместье в Смоленской глуши, «благодаря» сломавшейся карете попадает маг и чудесник, граф Калиостро, переполошивший своими колдовскими умениями всю столицу и наделавший при дворе немало шуму. Молодой хозяин усадьбы грезит о девушке со старинного портрета и только таинственный иностранец может помочь ему воплотить мечты в реальность...

Примечание:

Впервые под заглавием «Лунная сырость» напечатана в сборнике «Лунная сырость». Повести 1921 года» изд-во «Русское творчество», Берлин, 1922. В том же году вышла отдельным изданием под заглавием «Счастье любви» (изд-во «Свободная Россия», Владивосток).

Включалась в ряд собраний сочинений писателя под заглавием «Граф Калиостро».


Входит в:

— сборник «Лунная сырость», 1923 г.

— сборник «Повести и рассказы. 1910-1943», 1944 г.

— антологию «Русская и советская фантастика», 1989 г.

— сборник «Дикое поле», 1923 г.

— сборник «Повести (том 2)», 1924 г.

— сборник «Через поле российское», 1928 г.

— сборник «Хромой барин. Чудаки. Через поле российское», 1938 г.

— антологию «Фантастические рассказы», 2006 г.

— антологию «Граф Калиостро», 1994 г.

— антологию «Русалка», 2010 г.


Экранизации:

«Формула любви» 1984, СССР, реж: Марк Захаров



Похожие произведения:

 

 


Дикое поле
1923 г.
Лунная сырость. Повести двадцать первого года
1923 г.
Повести и рассказы. 1910 - 1943
1944 г.
Алексей Толстой. Избранные произведения
1947 г.
Полное собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 4
1948 г.
Повести и рассказы
1957 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 3
1958 г.
Избранное
1975 г.
Собрание сочинений в десяти томах. Том 3
1982 г.
Аэлита. Повести и рассказы
1984 г.
Повести. Романы.
1986 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Рассказы
1988 г.
Русская и советская фантастика
1989 г.
Граф Калиостро
1994 г.
Собрание сочинений в 3-х томах. Избранное. Том 1. Эмигранты. Повести и рассказы
2000 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 3. Аэлита. Повести и рассказы (1916 – 1922)
2002 г.
Похождения Невзорова, или Ибикус. Гиперболоид инженера Гарина. Эмигранты. Рассказы
2003 г.
Алексей Николаевич Толстой
2006 г.
Русалка
2010 г.
Граф Калиостро
2012 г.
Граф Калиостро
2017 г.

Аудиокниги:

Фантастические рассказы
2006 г.
Граф Калиостро (аудиокнига MP3)
2009 г.

Издания на иностранных языках:

Il conte di Cagliostro
1987 г.
(итальянский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Такое впечатление создаётся, что авторши отзывов на повесть оценивают больше фильм (бесспорно прекрасный) Захарова.

А по мне сходство повести и экранизации только в диалогах. Все остальные акценты совершенно не перекликаются. «Формула любви» — комедия лирическая, а «Граф Калиостро» — самый натуральный «страшный рассказ». Это в наше время закалённые «Дракулой» и выкованные Баркером и Кингом читатели могут с полным правом сказать — «Ну и ни капельки не страшно!» А поставьте себя на место неизбалованного мистикой читателя 20-х годов ХХ-го века? Для того времени это вероятно была вершина «литературы ужасов». Впечатляет и до сих пор описание сеанса материализации. Недаром Алексей Николаевич в классики определён — все эти подрагивания дома и дуновения воздуха прямо ощущаются. И слышится из глубины времён голос бессмертного Калиостро читающий заклинания оживления....

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Бесспорно красочная повесть, причем с самим графом Калиостро в персонажах. А там где есть этот маг, то обязательно должна быть мистика. Мне кажется правильным ходов не разоблачать и рационализировать личность и поступки итальянца, а придать действию таинственные, колдовские черты. Алексей Николаевич с этим полностью справился. А какие красочные персонажи? Живые и живущие на страницах. И умор так умело прописан, что не просто не портит впечатления, а является своего рода изюминкой. Но главная линия это, конечно, любовь. Этому чувству нипочем ни магия, ни другие напасти.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Каждый раз боюсь ставить оценку, если писатель берет заведомо выигрышный материал, яркий персонаж. Меня вышколил один преподаватель, когда я изучала историю искусств. Он говорил: «Легко написать броскую картину, а вы попробуйте найти красоту в повседневном, будничном. Художник Марке писал исключительно будничное, не привлекая зрителя эффектными сюжетами». Поставленное на поток производство фильмов о вампирах, серийных убийцах, авантюристах заставляет вспомнить эту мысль. Идея в «Формуле любви» банальна: нельзя наколдовать собственное рождение, бессмертие и любовь. Фигура самого Калиостро, естественно, будет вызывать интерес всегда. Каждый автор, пишущий о нем, обречен быть прочитанным. Имеется 7серийный сериал «Жозеф Бальзамо», в котором Калиостро играет Жан Маре. Благодаря интриге, смотреть его интереснее, нежели читать повесть Толстого. Но безумно люблю фильм Захарова. За актерскую игру, легкий юмор и такое небрежное ироничное и полное развенчивание суеверий. Образы здравомыслящей бабки и скептика врача — едва ли не любимые мои образы в кино.

Оценка: нет
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Графа Калиостро» можно считать последней из ранних вещей Алексея Толстого. Здесь Толстой прощается с миром небогатых дворянских усадеб, застрявших ещё в прошлом или позапрошлом веке. Прощается и с миром петербургской публики, склонной к символизму и лёгкому мистицизму. Похоже, Толстой обращался к мистике только из-за моды, сам же не верил ни в каких магистров. Именно поэтому повесть получилась по-настоящему жуткой. А полностью созревший уже литературный талант автора делает эту историю физически осязаемой.

Вероятно, те, кто смотрели фильм раньше, чем прочли повесть, не найдут здесь того, что ожидали. В фильме, действительно замечательном, симпатичные люди играют в лёгкую игру. В книге игра идёт всерьёз, и участники её особых симпатий не вызывают. Калиостро получился настоящим чудовищем. Мария — ну, не силой же таскал её граф по Европам. Алексей сам захотел вызвать дьявола, а Калиостро только буквально исполнил его пожелание. Ведь ясно же, нельзя играть с проходимцем. А вдруг граф не проходимец? Тогда тем более нельзя играть в его игры. Единственное, что извиняет Алёшу — его возраст. Многие его сверстники, начитавшись «Вертера», то и дело намекали на самоубийство, а иногда и приводили угрозу в исполнение. К чести Алексея, такое ему и в голову не приходит. Наоборот, когда ситуация становится действительно безвыходной, он берёт шпагу и загоняет каждого на подобающее ему место.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как ни крути, в рассказе этот Федяшин нехорошо поступил с гостем: отбил жену и сдал полиции! Еще и Маргадона тяжело ранил, и дом чуть вместе с кадавром не спалил ... И это при том, что Калиостро не обманул, а добросовестно материализовал объект желаний! Что-то тут не то с моральной стороной дела... И создатели фильма видимо тоже это поняли — сделали Марию совершенно посторонней графу девушкой, самого графа — мошенником, а образ Федяшина — наоборот облагородили.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасная романтичная повесть «про любовь», с мистикой и «роковыми» страстями. В лучших традициях романтических страшилок 19 века, прямое их продолжение. Фирменный стиль А.Н. Толстого: все персонажи абсолютно живые, так и стоят перед глазами, когда читаешь. Замечательный образный и четкий, исполненный живого дыхания язык.

Не стоит сравнивать повесть с фильмом, это две абсолютно самостоятельные вещи с разными характерами, объединенные только общей фабулой. И хороши — каждая наособицу.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да, конечно, «Формула любви» — бесспорный киношедевр! И во многом причина его популярности, его несомненного успеха — то, что сценарий фильма не просто близок к первоисточнику, но и сохранил созданное в нем настроение, саму интонацию Толстого, его иронию, его сочувствие героям. Повесть же сама по себе совершенно замечательная!

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Классическое произведение о любви к мечте, которая недоступна, но стоит лишь достичь её и поймёшь, что всё-таки реальность поинтереснее будет.

Алексей Толстой в своей повести, написанной красивым языком с частым упоминанием таинственности и магии лунного света, спрашивает о том, что нам нужно и что мы ищем, какими путями мы это получим, и как будем поступать потом. И, кстати, пути не всегда самые законные, а решения справедливы для всех.

Мистическая яркая история с героями, действующими по велению эмоций, а всё волшебство – внутри нас.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх