fantlab ru

Орсон Скотт Кард «Голос Тех, Кого Нет»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.32
Оценок:
2269
Моя оценка:
-

подробнее

Голос Тех, Кого Нет

Speaker for the Dead

Другие названия: Глашатай мёртвых; Говорящий от Имени Мёртвых

Роман, год; цикл «Эндер Виггин»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Много лет прошло с момента уничтожения цивилизации жукеров. Во время колонизации планеты, названной Лузитания, на ней обнаружили еще одну расу разумных инопланетян — «свинксов», или «пеквенинос». Они намного уступают в развитии человечеству (равно как и уничтоженным жукерам), и люди видят в этом способ искупить вину за ту катастрофу. Главная заповедь новой колонии человечества — «Не причинять беспокойства свинксам!».

© Nog
С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1987 // Роман

лауреат
Небьюла / Nebula Award, 1986 // Роман

лауреат
Локус / Locus Award, 1987 // Роман НФ

лауреат
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1987 // Роман

лауреат
Космос 2000 / Cosmos 2000, 1988 // Роман (США)

лауреат
Премия Курда Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 1989 // Лучший зарубежный роман

лауреат
Бразильская премия "Нова" / Prêmio Nova, 1991 // Зарубежная книга (США)

лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1995 // Зарубежная книга (США)

лауреат
"Сталкер" / Stalker, 2016 // Переводной роман (США)

Номинации на премии:


номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 1987 // Лучший НФ-роман. 3-е место

Похожие произведения:

 

 


Игра Эндера
1994 г.
Голос Тех, Кого Нет
1995 г.
Игра Эндера
1996 г.
Игра Эндера. Голос Тех, Кого Нет
2000 г.
Война Эндера
2003 г.
Игра Эндера. Тень Эндера. Голос Тех, Кого Нет
2003 г.
Говорящий от Имени Мертвых. Возвращение Эндера
2014 г.
Игра Эндера. Говорящий от Имени Мертвых. Рассказы
2020 г.

Аудиокниги:

Голос Тех, Кого Нет
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Kuolleiden puolustaja
1991 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Голос тех, кого нет» — второй роман об Эндере Виггине, который вышел намного сильнее первого. По сути, вот вам космический психолог, вскрывающий все ваши ошибки, которые вас душат. При этом, сам главгерой — тоже человек, со своими ошибками и слабостями. Да, жизненный опыт никуда не денешь. Как говорится, дядя знает, дядя пОжил, текст на музыку полОжил.

Очень красиво показана совершенно чуждая изначально цивилизация. Это как раз та самая вишенка, ради которой надо съесть весь торт целиком.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Три тысячи лет спустя после Ксеноцида — полного уничтожения людьми целой расы жукоподобных инопланетян — на планете Лузитания основывается католическая колония бразильских поселенцев. Поначалу они не воспринимают всерьез чудаковатых местных животных, чем-то похожих на диких свиней, считая себя единственными разумными существами на планете. Но открытие местных ксенологов заставляет их по иному посмотреть на обитателей планеты, названных «пеквенинос», что по-русски означает «свиноподобный» (или просто «свинкс»). Особо остро вопрос присутствия людей на Лузитании встает после того, как на планете разражается страшная эпидемия вируса эсколады, чуть было не уничтожившая только что основанную колонию. Как оказалось, у местной живности к вирусу был своеобразный иммунитет, а вот люди вынуждены были постоянно принимать лекарство, чтобы удерживать болезнь в пассивном состоянии. Так что когда один из ксенологов неожиданно для себя раскрывает истинную природу эсколады, он решает для полной ясности задать несколько вопросов самим свинксам. А те в благодарность ... убивают его. Причем, самым жестоким образом. Звездный Конгресс тут же накладывает ограничения на общение с аборигенами, запрещая людям сообщать им хоть какую-то информацию, и обносит единственное поселение на планете защитной изгородью. Но, несмотря на эти предосторожности, убийства поселенцев продолжаются. До тех пор, пока на Лузитанию не прилетает Эндрю Виггин, носящий со времен Ксеноцида негласное имя «говорящий от имени мертвых».

Пожалуй, этот роман об Эндрю «Эндере» (Приканчивателе) Виггине интересен не своим сюжетом, а как раз необычным миром Лузитании. Он не отличается большим разнообразием: на планете обитает всего несколько десятков видов, тесно связанных друг с другом. Именно в этой тесной связи кроются ответы на вопросы об эсколаде и непонятной жестокости свинксов, платящих злом за добро. Правда, я не думаю, что описанный автором симбиоз возможен в реальности: природа всегда стремится к простоте и потому не выкидывает подобных «фортелей» с животным миром. Тем не менее, как сюжет он выглядит весьма интригующе, ибо приводит к необычным последствиям, истинные причины которых поначалу установить непросто. Поэтому расследование причин смертей движется в неверном направлении, что может грозить планете новым Ксеноцидом. Так бы и произошло, если б в дело не вмешался Эндер. Его появление на Лузитании было вызвано чистой случайностью, но оказалось как никогда к месту. Правда, не особо верится в то, что он за 4 дня смог разобраться в том, что не смогли осознать три профессиональных ксенолога, уничтоженных свинксами. Да и сами эти убийства выглядят самыми настоящими «роялями», призванными поддержать читательский интерес к роману. И всё же следить за расследованием интересно, т.к. оно чем-то напоминает известное дело Шерлока Холмса о «собаке Баскервиллей». В обоих случаях сама легенда поначалу кажется слишком уж фантастичной и нереальной, пока не проясняются отдельные ее детали. И тогда оказывается, что ничего фантастичного в ней нет — просто некоторые ее стороны были неверно истолкованы людьми. А в данном произведении речь идет о Контакте с инопланетной цивилизацией, так что нестыковок и неясностей будет куда больше, чем в повести Конан-Дойля.

Роман Карда идеальным назвать нельзя: в нем множество самых разных «роялей» и логических нестыковок, отдельные герои ведут себя очень странно (взять, хотя бы, тех ксенологов, что позволили себя убить), а сами свинксы показаны такими догматиками и консерваторами, что порой возникает сомнение в силе их разума. Да и талант убеждения Эндера также кажется искусственно завышенным со стороны его создателя. Но это если ОЧЕНЬ сильно придираться к написанному. Если же вспомнить, что эта история — всего лишь писательская выдумка, то в чтении даже появляется некоторая интрига (хоть и штопаная белыми нитками). Лично я считаю, что данное произведение — самое удачное из всего цикла об Эндере. «Игру Эндера» нужно читать только для того, чтобы понять причину скитаний Эндрю Виггина по Вселенной, а «Советника по инвестициям» — чтобы уяснить, как Эндер познакомился с таинственным советником по имени Джейн. А все остальные романы не стоят внимания настоящего гурмана от фантастики.

------------

РЕЗЮМЕ: история о том, как Эндер Виггин смог реабилитировать себя, предотвратив новый Ксеноцид на планете Лузитания. Советую сразу же хорошенько изучить, чем «фрамлинг» отличается от «утланнинга», а «раман» — от «варелез», т.к. автор очень довольно часто использует данные термины в своем повествовании.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сравнивать Голос и Игру — это как сравнивать обе части Гипериона: бессмысленно. Мы же не сравниваем метры с килограммами.

Тут мы видим более зрелый стиль письма автора и более зрелых персонажей. Нет больше несуразностей типа 6-леток с мозгами Фрейда. Видно, что автор вдохновлялся Урсулой Ле Гуин (анзибль — её термин, равно и как описание чужеродных рас и их чужеродных мозгов — её конёк) и Джеймсом Блишем (роман «Дело совести» также раскрывает иной образ мышления в соусе с католицизмом).

Но оригинального я ничего не увидел. Повтор авторов выше, причем хуже. Герои, как отметили выше, сплошь герои латинского сериала, все мучаются, все жертвуют, причём сама жертва порой становится важнее причины. В общем, Карда понесло в силу его воспитания и образования, но я, с колокольни 2022 года (да и вряд ли кто с вершины 1986 года), не думаю, что будут отдельно католические колонии. Позвольте предположить, что религии авраамического толка, с Землёй в роли Пупа Вселенной, в космосе либо не будут, либо будут преобразованы во что-то более... гм... соответствующее будущему миру с технологиями и колониями.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Говорящий от имени мертвых» — если я не ошибаюсь, уникальный случай, когда продолжение получило дубль Хьюго+Небьюла, как и первый роман в серии! На мой взгляд, книга получилась гораздо лучше «Игры Эндера». Представляет собой гибрид бразильского «мыла» с повестью о Первом Контакте. Не самое плохое сочетание. По-моему, Новинья – ну просто вылитая Рабыня Изаура!

На протяжении всей книги герои с превеликим удовольствиям бередят душевные раны друг у друга, иногда переходя от психологического насилия к физическому. Можно сказать, что все герои – психологически травмированные личности, и даже единственная виртуальная особа явно страдает от внутренних конфликтов. Все эти психопатологические сплетения немного разбавлены ксенобиологическими исследованиями (по сути, это основной элемент фантастики в книге).

Как и в первом романе цикла, при чтении меня постоянно преследовало ощущение какой-то несуразности происходящего. Неестественные психологические реакции персонажей, искусственность мира Лузитании, нелогичность происходящего – к сожалению, для меня это доминирующая черта романов Карда. Почему вторую (после людей) разумную расу на протяжении десятилетий изучает всего несколько провинциальных ксенологов? Почему эти ксенологи такие тупые? За счет чего живет колония Лузитания с населением 15 тысяч человек, если до ближайшего мира лететь 20 лет? Самодостаточная экономика? (Ну-ну…) И откуда в таком случае у Ольяду электронные глаза? Все эти вопросы нисколько не беспокоят автора, это действительно чисто психологическая фантастика. В общем, очередная победа сил добра над силами разума.

Несмотря на калейдоскоп явных несуразностей, книга запомнится детально проработанной ксенобиологической концепцией. В целом, на 1 балл выше, чем предыдущий роман.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Никак не могу сказать, что эта книга понравилась больше «Игры Эндера». В общем, PTSD, как говорят психиатры: посттравматический стресс. Эндер тоже в него залип, никуда не деться. Совесть и мозги — плохое сочетание, если до того ты устраивал геноцид, пусть вынужденный. Книга читается. Потому что интересно, что было с Эндером дальше. Книга учит определенным вещам. Правильным ли ... не знаю. Наверное. Но как-то скучновато она написана.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если (в большинстве) отзывы первой части разнятся от «просто великолепно» до «неплохо — можно почитать», то вторая часть (зачастую) вызывает куда более скромные оценки... И в самом деле — после великолепия первой части, где собрано все: очередная эпопея по спасению человечества, ГГ который не может не вызывать восхищение (даже без скидки на возраст), некая сверхраса «злобных пришельцев» и т.д и т.п.

Во второй же части нас ожидают... какие-то «маломерки из братьев по разуму лазающих по деревьям» (какие-то свиньи... прости господи!) т.е «свинксы» (не путать со сфинксом)). Далее непонятное испаноговорящее сообщество — которое больше похоже на секту, их скучные и (я б сказал) «интеллигентские заморочки по поводу и без», тлеющий конфликт с собратьями по разуму и (одновременно) с «департаментом по сношению с ИноПерешеленцами»)). В общем... немного непонятно и больше похоже на детектив, а не фантастическую сагу про «вечно живого героя» (которого сначала все превозносили как «спасителя человечества», а потом готовы «дружно запинать» уже всей Галактикой, за его «злобную агрессию» в отношении (не)дружелюбных собратьев по разуму (совершенную им в первой части). При этом все похоже напрочь забыли — что только одна мысль («об армаде этих ужасных чудовищ») совсем недавно вызывала обильное потение и прочие физхиологические реакции.

В общем все как всегда — забытых героев повергли в прах и обозвали подонками... Но «наш то друг» живее всех живых и занимается совсем не военным делом (в котором он мастер), а как раз наоборот, чем-то вроде «медиатора», который пытается понять глубину проблемы и все перспективы «мирного существования» двух рас на одной планете, по аккпомпанемент «угрозы новой войны» и... потребности в возрождении представителей (уже убитой им) расы!!!

В целом — такой подход несколько скучен но все же оправдан, поскольку после первой части у автора навряд ли получилась «вторая серия в том же духе». Нет конечно можно было бы нарисовать «еще одну войнушку» и новую победу, но все это было «бы уже не совсем то», из-за чего (всем) так нравится часть первая. Я же лично читал часть вторую чисто из-за ностальгических чуств (и не первый раз), однако могу сразу «честно предупредить» тех кто «еще нет» — что (вторая часть- «это Вам не То»)) Поэтому сразу советую поумерить свои претензии (в ожидании «блокбастера какого-нибудь «Звездного десанта»)) Увы... Вторая часть носит больше философский характер и повествует об изменчивой человеческой натуре, которая вечно чем-то недовольна и сама создает проблемы на своем пути на протяжении (и без того) своей короткой жизни...

P.S Да и эту книгу лучше всего читать при наличии продолжения... Иначе потом «все очарование» может исчезнуть))

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тонкая штука — вкусовщина (хотя кто-то цинично и говорит, что на самом деле мы спорим не о вкусе, а о его качестве). Многие говорят, что этот роман более слаб, чем «игра эндера». Но лично я согласен с теми, кому книга понравилась.

В романе я вижу три составляющих, две явных и одну неявную. От явных я в восторге. Неявная меня даже малость эпатирует, как я с ней не согласен. Ну, пойдём по порядку.

Явные составляющие — это ксенофантастика и психология человека на примере жителей Луизитании (особенно Наиньи и всех вокруг неё). Мастерски. Всё описано и подано Мастерски и крайне интересно. Загадки аборигенов по-настоящему интригуют и ответов на всё растущее количество вопросов ждёшь с нетерпением. Увлекло настолько, что я полностью прощаю автору некоторые странности, связанные с ксенологией (например, я ни за что не поверю что технически нельзя было абсолютно незаметно для аборигенов проводить более глубокие исследования).

Психология человека — увлекает ничуть не меньше. Психически травмированные члены семьи Наиньи. Психика верующих людей. Поведение тех, кто пытается вести себя разумно в этом коллективе (например, губернатор колонии). Психологические ходы Эндера по располаганию к себе собеседников при поиске правды. Всё это захватывает ничуть не меньше, чем линия с ксенофантастикой.

А теперь о грустном. Сам Эндер. За бортом романа, конечно, осталось многое. По полгода на каждой планете, всё время в пути... ну да, плюс какое-то время Губернаторства в первой колонии... но всё же ну никак у меня не получается новый образ Эндера. Никак не мог ребёнок, воспитание которого мы видели в «Игре Эндера» стать таким, каким он нам показан в данном романе. Вот хоть что со мной делайте. Психотипы двух разных людей под одним именем. Автор слукавил. Образ Эндера, созданный в первом романе, совершенно не подходил для сиквелов и прочих вбоквелов и автор просто изменил героя так, как ему было нужно для написания новых романов. Но я это Карду прощаю. Слишком уж замечательным — умным и интересным получился этот самый новый роман.

Ну и ещё ряд мелочей подпортил впечатление, не дал поставить высшую оценку. Например, сюжетные ходы с Джейн, когда она строго по необходимости сюжета то помогает Эндеру, то пропадает (да ещё и «ломается»), когда это нужно автору. Не люблю такие авторские игры в поддавки с самим собой.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга — яркий пример игры на контрасте. Первая книга была о детях, которых по существу, в своих интересах ломают взрослые, о злодеянии и его осознании ребенком. «Голос тех кого нет» уже совершенно о другом. Главные персонажи здесь — уже не дети, а главный герой — священник, а не солдат. Во многом эта книга напомнила мне «Гиперион». В ней есть одна очень важная мысль, мелькавшая и там

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Единая галактическая империя, глобализация, если хотите — это во многом плохо. Это говорит нам как Кард так и Симмонс во многом вступая в заочную дискуссию с тем же самым Айзеком Азимовым и его циклом «Основание».
Сама книга написана лучше «Игры Эндера», ее очень приятно читать. Персонажи здесь гораздо сложней, гораздо больше смыслов высказано в данной книге, а самое главное — вполне себе открытый финал, который здесь уместен как нигде. Одна из лучших фантастических книг.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это очень хорошая книга, но совершенно отличная от первой части — «Игры Эндера», собственно «Голос» рассказывает нам о событиях, которые происходят после войны с жукерами.

Вселенная в лице рода людского оплакивает истребление жукеров, некогда прославленный полководец и защитник — теперь считается чудовищем. Но роман совсем не об этом. Это история искупления Эндера и не только его. Скорее даже его искупление на последнем месте в сюжете.

Эндрю Виггин достиг просветления и является Голосом тех, кого нет, умерших. С любого уголка вселенной его могут призвать говорить об умершем человеке. И вот он отправляется на очередную планету.

Эндрю оказался отличным психологом, священником, лучшим другом, — никому из нас не помешал бы такой Голос. Он большую часть времени спасает людей, а не Говорит. И на одной из планет он находит себя и свое спасение.

В плане сюжета провисаний нет совершенно, события плавно вытекают одно из другого, читателю не дают расслабиться, но мне и не хотелось. Книгу я прочитал за 1 день, потому что поглотило и насытило от души.

С первой частью потяжелее, она была сумбурно-динамичная, сцены скакали с прошлого в будущее и было сложнее.

По стилю написания также отличается именно плавностью и умиротворённым, опытным взглядом на мир (герой вырос!) Отличная книга, ставлю заслуженную 8, потому что оторваться не мог.

Не стоит ждать каких-то боевых действий или появления старой команды Эндера. Это штука прям для души и отдыха после их войны.

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не думал, что вернусь еще к этому циклу. «Игра Эндера» в свое время пусть и оставила приятные впечатления, но желания продолжить знакомство с серией не вызвала. Роман казался мне слишком подростковым, содержащим интересные идеи и не вызывающих сочувствие персонажей. Но вот на глаза мне попалась информация, что «Голос тех, кого нет» не задумывался изначально, как сиквел «Игры Эндера», просто автор никак не мог подобрать главного героя для этой истории, и ему предложили использовать персонажа из рассказа «Игра Эндера». Писатель подумал: «Почему бы и нет?» – и развил свой рассказ в роман, продолжением которого стал «Голос...». Узнав это, уже я подумал: «Почему бы и нет?» – и решил прочитать произведение, надеясь на лучшее.

Со времен войны с жукерами прошло уже много лет, и Эндрю (Эндер) Виггин сталкивается с новыми проблемами. На этот раз я отступлю от своего правила и не буду описывать вкратце завязку сюжета: слишком это многогранное произведение, чтоб в двух словах объяснить суть. Сравнений с первой книгой, конечно, не избежать, так что с них и начну. Продолжение получилось более взрослым, более глубоким и более политональным. Если раньше Эндер представлялся читателю как вариация супергероя, гениального подростка, способного справиться с любыми проблемами, то теперь перед нами обычный человек. Эндер из «Голоса...» более рассудительный, он далеко не всегда уверен в правильности своих действий, он уже знает, что всегда и у всего есть последствия, цена которых может быть слишком высока для одного человека. Вот и получилось, что главный герой уж слишком человечный, что возлагает на его плечи еще большую ответственность.

Действия в книге не особо много, зато размышлений и моральных вопросов хоть отбавляй. Тут и дилеммы любви и ответственности, и проблемы выбора, религии, развития и понимания. В свете «Голоса...«у меня даже поменялось отношение к «Игре Эндера», хотя романы очень разные. Визуально эти произведения представляются мне как символ Инь-Ян: в целом цвета их отличны друг от друга, но в каждом есть вкрапление другого.

Рекомендую эту книгу всем любителям фантастики. Даже если вам не понравился первый роман, советую попробовать прочитать второй.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это первая книга которую читая поймал себя на мысли, что хочу чтоб она не кончалась. Настолько всё глубоко, важно, интересно, правдоподобно и проникающие в душу. Отличное изложение, отличный язык. Много раз удивляла. Обязательна к прочтению тем, кому нравится фантастика и глубокий сюжет.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

...А вот и моё третье мнение относительно произведения данного цикла. Пожалуй, в отношении «Голоса тех, кого нет» первые два рассказа нужно прочитать только для того, чтобы быть в курсе текущих событий. Но по уровню исполнения и своей задумки они и близко не подобрались к этому финалу.

Небольшое отступление: здесь, как и в предыдущих своих отзывах на «Игру Эндера» и «Тень Эндера», я ссылаюсь на прочтение мною цикла из книги серии «Библиотека мировой фантастики», в которой всего 3 романа, в то время как в настоящем их гораздо более. Поэтому, для меня это трилогия, хотя для многих из вас, читавших цикл полностью, вполне возможно такой расклад будет не совсем честен. Ну, не держите зла: всего ведь не перечесть!)

Продолжу... Грандиозный замысел и не менее впечатляющая реализация — показать контакт с внеземными формами жизни и последствия этого. Показать человеческое лицо и общество, представить себе возможные грани происходящего. Произведение насквозь пропитано эмоциями. Даже пару раз слезу пустил (хотя, может, это я нытик?). Что уж тут — прочел на одном дыхании! Кард копнул тут глубоко, очень глубоко! Прям в человеческие сердца вонзил лопату! Подняв такие темы, которые мы прячем так старательно, что сами потом забываем места захоронений... Однозначный «топ«! При некоторой сноровке, вычитав краткое содержание первого романа, этот можно вполне читать самостоятельно. Произведение цельное, умное и законченное. Наконец-то я увидел тут людей. Не космонавтов, не астронавтов, не колонизаторов... а именно людей! Ведь куда бы мы ни шли (в эзотерическом смысле), мы навсегда останемся всего лишь людьми. И это не всегда плохо!

Большего я тут пытаться объяснять не буду — это бессмысленно. Эти эмоции у себя в голове надо прочувствовать. И, хотя все люди развиваются разными темпами, я всё же отмечу, что данный рассказ адресован уже сложившимся людям. Лицам, младше 20 лет я бы не рекомендовал его: да, его можно понять в целом, но глубинную суть и эмоциональную нить прочувствуют те, кто уже был знаком с подобным. Без обид, я вовсе не пытаюсь поставить себя или кого-то выше других. Просто... В конце концов, это ведь МОЁ мнение, не так ли?)

Спасибо за уделенное время.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман очень понравился.

Честно сказать после «Игры Эндера», в котором мне понравились только последние 50 страниц, я долго не решался приступать к чтению данной книги. Тем не менее после прочтения хочется написать только одно — книга выше всяких похвал.

Здесь повествуется о человеке, который живет с чувством вины и хочет искупить свой долг перед инопланетной расой. Конечно это лишь верхняя оболочка книги, такие тексты необходимо перечитывать через время, так как каждый человек, в разный момент своей жизни, может прочувствовать размышления и диалоги главных героев по разному.

Этот роман учит прежде всего взаимопониманию между разными особями. В жизни нам встречаются самые разнообразные типы людей, которые имеют различные темпераменты и цели в жизни. Однако, надо хотя бы иногда стараться понять незнакомого человека, ведь возможно именно данное качество является одним из стержневых, которые делают нас людьми.

Есть только один серьезный для меня минус — это роль церкви, конкретно всепрощение ею всех грехов человека, достаточно только покаяться..

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И тут же Новинья становится невинной жертвой обстоятельств, а не скрытной, неприятной личностью, неверной женой, эгоисткой, которая преследует свои интересы. И тут вуаля приходит проповедник (Эндер) и она моментально становится неотъемлемой часть общества и ей все прощено!

Однако, это мелочи. Книга многогранна, ярка и очень цепляющая. Одна из нескольких книг, за последний год, которая смогла вызвать у меня сильные эмоции. Удивительно, но я сопереживал за расу свинксов, за судьбу Эндера и будущее планеты. Это ли не высшая оценка для любой книги?

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

За всю жизнь я побывала уже на многих похоронах. И были среди них такие, которые проходили в абсолютной тишине, по принципу, когда о мертвых не говорят либо хорошо, либо ничего. Тогда думалось, что вот я тоже пришла исключительно убедиться, что этот человек не причинит мне более зла. Но ведь он прожил целую жизнь. Наверное, когда-то любил и его любили, раз у него были жена и дети, мечтал о чем-то... И можно было бы об этом сказать, да слов после всего происшедшего не находится.

И эта идея — человека, говорящего от имени умерших, какими они не были в жизни и чтобы не сделали, который обладает удивительным даром понимания и может взглянуть на их жизнь «со стороны», чтобы объяснить мотивы поступков, выразить невысказанное, отыскать слова прощения и прощания, показалась мне исключительно притягательной еще в «Игре Эндера». И очень хотелось, чтобы именно эта тема была развита в следующем романе.

Три тысячи лет объективного времени Эндер ищет свою дорогу искупления — новый дом для Королевы ульев. Он путешествует с планеты на планету и нигде не останавливается надолго. Для всех он — Голос, говорящий от имени мертвых, нечто среднее между психологом, психотерапевтом, священником и психиатром. Настоящее же его имя — проклинаемое имя убийцы целой расы, синоним человеческого позора. И это тянется до тех пор, пока долг Говорящего не приводит на планету Лузитания, где обитает единственная известная людям инопланетная раса .

Название обещало мне глубокий психологизм, исследование человеческой природы, внутренние конфликты и разговор о духовном развитии человека. Наличие инопланетной расы заманивало обещанием удивительных открытий — биологических, философских, социальных. Уже то, что на Лузитании оказались сразу три разумные расы, такие различные — люди, свинксы и жукеры — заставляло надеяться на развитие темы о терпимости, сотрудничестве и пределах вмешательства в развитие других народов, а раскинувшееся на Сотни миров Человечество — о путях развития нашей цивилизации и о возможной реакции людей на новую инопланетную угрозу.

И очень жаль, что ни одно из этих ожиданий не оправдалось в полной мере. Нет, все эти темы будут присутствовать, но из-за того, что они оказались собраны вместе, ни одна из них не получила такого развития, какого заслуживает. Каждая из тем могла бы стать основой для целого отдельного произведения, но все вместе они не дали ни глубины понимания, ни душевного отклика.

Хоть тресни, но не могла я сочувствовать вечному сомобичеванию Новиньи и ее многочисленным страдающим отпрыскам или «ученым», которые, бог знает сколько лет, не интересовались очевидными фактами, находя этому невразумительные оправдания. Единственное, что было по-настоящему интересно — экосистема планеты, удивительным образом решившая проблемы опасной инфекции. Но на эти, действительно захватывающие вещи, не осталось практически места и времени среди страданий, душевных терзаний, самобичевания, многостраничных диалогов, монологов и описаний глупых поступков, превращавших космическую драму в заурядную мелодраму.

Я разочарована? Да. Но главное даже не в этом. Мне было скучно читать. Скучно, потому что финал был предсказуем, и каждый последующий шаг героев просчитывался за десятки страниц. «Игра Эндера» поражала своим неожиданным финалом, горьким и грустным, а не благостным, но неубедительным, утверждением о всеобщей братской дружбе рас и народов.

А, кстати, ведь Эндер самонадеянно и жестко решил судьбу еще одной расы, даже не изучив ее цивилизацию и не слишком интересуясь мнением всех обитателей Лузитании — людей и свинксов. Так, поговорил с двумя-тремя, походил пару дней и принял судьбоносное решение. Спешил куда? Вроде бы время еще было, до возможной войны 30 лет почти... Где ж тут глубина?

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

3000 лет вперёд от «Игры Эндера». Главный герой жив оказывается и становится «Голосом тех,кого нет». Вроде как арбитр и следователь в одном лице, странствующий по космосу по зову любого желающего(нонсенс сюжета) с целью выяснения истины. В данном случае это посещение планеты Лузитания, где наряду с человеческой колонией живут и аборигены -свинксы. Свинксы получились у автора как фэнтезийная цивилизация. Т.е. очень низкая степень достоверности, но классно написано. Проблема перед героем — найти взаимопонимание между аборигенами и людьми и ещё идея-фикс(которая следует из «Игры Эндера»), возродить уничтоженную им же цивилизацию жукеров. Всё получилось, но флот Земли уже летит на уничтожение Лузитании.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх