fantlab ru

Сергей Казменко «Знак дракона»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.83
Оценок:
110
Моя оценка:
-

подробнее

Знак дракона

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 29
Аннотация:

В подземелье под городской башней обитает дракон. Выход из подземелья охраняет заклятие. Но когда в городе и над ним появляются знамения, дракон может выбраться из подземелья и уничтожить всё и всех. Лишь одно может спасти город: один из горожан должен надеть ЭТО и сразиться с драконом.

© Ank

Входит в:

— сборник «Знак Дракона», 1994 г.

— антологию «Иное небо», 2019 г.


Награды и премии:


лауреат
Интерпресскон, 1995 // Средняя форма (повесть)

Номинации на премии:


номинант
Странник, 1995 // Средняя форма

номинант
Мечи, 1995 // Меч в камне

номинант
Бронзовая Улитка, 1995 // Средняя форма

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Знак Дракона
1993 г.
Наша старая добрая фантастика. Иное небо
2020 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Типичная «моральная дилемма» в исполнении советско-перестроечного автора — на выбор два варианта и оба гибельные. Вспомним, что так выглядит типичное предложение Дьявола. Однако советско-перестроечный писатель заходит дальше Дьявола. Во-первых, в ультимативной форме он требует выбрать наихудший вариант, а во-вторых, когда попавшийся бедолага выбирает менее худший, начинает куражиться: «Да ты струсил, подонок, и за это теперь лишишься души!» Тут ещё одно сходство с Дьяволом, ведь только Дьявол может забрать (после соответствующей сделки) человеческую душу, данную Господом.

В данной повести душу у человека отнимают, если тот отказывается биться с драконом. Если же согласится, то наверняка погибнет, а участь его родных будет трагична: останутся без кормильца, пойдут по миру, а то и погибнут от рук приспешников дракона. Выбор, то есть, «выбор» совершается при помощи некоего амулета, каковой нужно на себя надеть. Амулет возникает ниоткуда, сам собой, зачастую рядом с менее всего пригодными для драконоборчества людьми. Например, рядом с беременной на большом сроке женщиной. Или с задёрганным мужем беременной женщины. Или со стариком. Или с многодетным отцом. «Ну и что? Надо хватать амулет и идти на дракона!» — визжит между строк писатель. Тут уместно будет заметить, что дракон вылезает из башни регулярно, уже сотни лет, то есть забороть его раз и навсегда невозможно. Ситуация напоминает подставу!

Подсовывать людям подобную «дилемму» может только писатель с исковерканными представлениями о порядке и хаосе, добре и зле, норме и девиации. Писатель злой, категоричный и требовательный, для которого всегда «народишко не тот», который не смыслит в мировых религиях, сам себя возвёл на высокий трон «совести нации», но пороху не нюхал и жизни дальше советского НИИ и литмастерской Стругачей не знает. Да, писатель Казменко тяжело болел. Но это, видимо, ещё сильнее отделило его от людей.

Оценка: 4
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это произведение о ВЫБОРЕ. Причём личном. И здесь мы видим выбор разных слоёв населения и принадлежащим к разным классам. Но все они сделали одинаковый выбор: слишком сложно и страшно что-то менять в своей жизни, даже если понимаешь, что ЭТО — единственный возможный выбор.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перечитывал, по прошествии времени понравилось даже больше. Теперь так не пишут, сейчас все более упирают на экшн, сюжет и на многотомные приключения, хотя сказать в сущности нечего, сегодня разрабатывают все больше вширь, а не вглубь. Плюс балл произведению уже хотя бы за компактность и за отсутствие продолжения.

В атмосфере подозрительности и всеобщего недоверия царит серость, но ощущается усталость и сквозит предчувствие скорого конца, после которого либо наступят полный и окончательный крах, либо грядут перемены.

Это неплохая повесть, выглядящая на первый взгляд фэнтези, на деле скорее притча о моральном выборе в духе шварц-марк-захаровского «Дракона» — цепь мысленных монологов самых различных персонажей, от последнего бродяги-нищего до бургомистра и начальника тайной полиции, к которым попадает сей знак, с которым можно бросить вызов дракону. Прием, описывающий перехождение одной вещи из рук в руки не нов и использовался не раз, можно вспомнить хотя бы андерсоновские «Калоши счастья» или сорокинскую «Копейку». «Всех учили. Но почему ты оказался первым учеником?» — встречаем в «Драконе». Здесь же — самые разнообразные сомнения и внутренние терзания — принять вызов и пойти напролом опасности или же отказаться, потеряв при этом душу или даже нечто большее. У всех свои побуждения, кто-то даже умудряется извлечь на этом выгоду, но ни один не решается на самое главное.

Фэнтези здесь лишь антураж, история сама по себе незатейливая, но написано бодро, плотно и динамично и, благодаря разнообразию внутренних помыслов, воспринимается не такой уж примитивной. Почти до самого конца неизвестно, существует ли на деле этот самый дракон, или он всего лишь символ?

Как оказалось, эта повесть -- наиболее сильная и не потерявшая актуальности вещь сборника. Помимо нее читабелен только «Исполнитель желаний», который увы уже вторичен и является фанфиком к АБС. Так что если вы прочитаете «Знак» в недавнем «Азбучном» омнибусе, этого вполне достаточно -- сэкономите место на полках и не испортите впечатление от автора скучными советскими боевиками. В конце концов, время идет, в одни воды не зайдешь дважды, но лучше зайти в прохладный чистый ручей, чем в застойные воды. Лично для меня в этой повести недоставало спорных и неоднозначных моментов, но для подогрева интереса хватает и порывов к этому.

Тем, кто ищет развлекательности и примитивных побуждений, скорее всего не зайдет. А ежели вы готовы к аскетичной философской притче с минимумом действия и разговоров, в которой антураж далеко не главное — можете оценить.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
* * *

Понимаете, все слышали что-то, все знают людей, которые что-то видели. Слухи, слухи... Вы прекрасно знаете, как быстро расползаются слухи. И вот уже и зарево над башней чуть не все видели, и знаки дракона разве что в нужниках не красуются, и вообще черт-те что творится. Народ буквально с ума сходит. Представляете, сегодня утром стражники поймали на площади одного безумца, который кричал, будто бы город вот-вот погибнет. Его, конечно, схватили, посадили пока в подземелье наше. Наверняка несчастный, больной человек. Впрочем, с ним мы разберемся, не в нем дело. Дело в том, что и это уже, по донесениям наших осведомителей, разнеслось по всему городу, и теперь только и разговоров, что дракон вот-вот вырвется на свободу и всех нас огнем спалит. В такой накаленной обстановке только дракона нам и не хватало!

Оценка: 8
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Творчество Сергея Казменко лично для меня стало настоящим открытием 2014 года. За свою короткую жизнь автору удалось создать несколько по-настоящему ярких произведений, которые, на мой взгляд, сильно опередили своё время. Повесть же «Знак дракона» безусловно можно назвать одной из вершин творчества автора. В относительно небольшой по объёму текст автор смог вместить настолько страшную и безысходную картину, что я дня три находился под впечатлением... Конечно, это не фэнтези в привычном понимании, несмотря на некий псевдосредневековый антураж, это философская притча о людях, у каждого из которых есть своя правда. И читать строки повести по-настоящему страшно, потому что в каждом эпизоде ты узнаёшь окружающих, а временами и себя... Неудивительно, что повесть появилась в начале 90-х годов, во времена жёсткой ломки общества, мучительно расстающегося с иллюзиями несбывшегося мира социальной справедливости. Удивительно другое — как смог автор, будучи во время написания повести далеко не старым человеком, настолько убедительно передать мысли и чувства людей, уставших от жизни? Причём каждая из рассказанных историй получилась действительно правдивой и правдоподобной. Одним словом, «Знак Дракона» Сергея Казменко — из тех произведений, ради которых лично я и читаю книги. Сильно. Мощно. Глубоко. Однозначная десятка.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Из всех протагонистов «Знака» важнее всех  — первый, который странник, возвращающийся в родной город издалека. Несущий написанную им книгу и увидевший (никому более не интересное) атмосферное явление, он явно намекает на автора — физика-атмосферника и писателя. Лишь ему не дали шанса надеть «ЭТО», что, по-видимому, соответствует поразившей Сергея неизлечимой болезни — миопатии. Так и рвался он написать: кабы не болезнь, я бы этому вашему дракону показал!

Ну и что бы Сергей тогда показал? Этого мы, увы, никогда уже не узнаем. Увидели лишь повесть-притчу с весьма предсказуемой концовкой.

P.S. Наложил на данную повесть «Повелителя марионеток» (того же Казменко), а потом сравнил с «Легендой о серебряном человеке» Гуляковского. Теперь думается, что оно, пожалуй, и к лучшему случилось, что никто не надел «ЭТО». Быть может, о (конкретных) душах переживать и не надо, а дракон и не такой страшный был, как… ну, вы поняли.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Коллеги правильно назвали «Знак дракона» притчей. Хорошо написанной, с логичной концовкой. Однако, это всего лишь одна из притч того бурного времени. Можно вспомнить хотя бы захаровскую версию «Убить дракона». Много было притч.

А вот «Повелитель марионеток» заиграл новыми красками только сейчас, через четверть века после того, как был написан.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

То фэнтези, которое по своей сути настолько жизненное, умное, что так и тянет назвать притчей. Да многословность не позволяет. К тому же, акромя притчевости, в повести много и других элементов по части психологии социума и личности. Своей притчевостью и социальностью вкупе с образом Дракона, произведение сильно перекликается с «Драконом» Шварца. Но если у Шварца — сказка, то тут именно что фэнтези.

Отдельно хочу отметить построение сюжета через переход из рук в руки ЭТОГО предмета. Очень удачно. Ход позволил автору раскрывать психообразы каждого нового обладателя ЭТОГО, причём как персонажей самых разных социальных прослоек города. А через это поднять ещё кучу интереснейших моментов типа хода от ответственности и так далее.

Ну и финал повести, для меня лично сразу выводящий данное произведение на оценку 10/10 (до финала были сомнения). Финал неожиданный, именно потому что фэнтези. Хотя, по совести говоря, совершенно предсказуемый. В реальности почти всегда именно так и бывает....

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта повесть не для тех читателей, кто любит приключения и динамичный сюжет. Их здесь просто нет. И не для тех, кто любит Ее Величество Фантастику саму по себе — она здесь всего лишь прием...

А понравится, и очень понравится, она тем, кто обожает неторопливо-вдумчивое умное чтение с кучей добротнейших психологических этюдов и ожидаемым, но от этого совсем не менее эффектным финалом.

Вообще мастерство Казменко в этой повести просто поражает: и замысел, задним числом выглядящий таким простым и очевидным, но даже и в этом случае великолепно исполненный. И, опять же, на вид такие простые, но как отменно выписанные психологические этюды самого разного плана. И текст, где каждое слово на своем месте, а логика повествования безупречна. И постепенный подвод читателя к мысли, что главная беда этого города — не пробуждающийся дракон. Во всяком случае далеко не он один...

В общем, очень талантливо и не по возрасту зрело. Наверное, лучшее из того, что успел написать Сергей Казменко за свою не очень длинную жизнь...

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Простая по сути и глубокая по содержанию повесть об ответственности, мужестве, благородстве. Повесть вышла 15 лет назад, и сейчас понятно, что автор в который раз увидел путь развития нашего общества, от общего к частному, от коллективизма к индивидуализму. И когда придет беда, каждый останется с ней один на один. Никто не поможет. И это страшно.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх