Всеволод Бенигсен «ВИТЧ»
Всеволод Бенигсен — один из самых ярких писателей нового поколения, автор романов «ГенАцид» (лонг-листы премий «Русский Букер», «Большая книга») и «Раяд» (шорт-лист премии «Нос»).
Герой романа «ВИТЧ» журналист Максим Терещенко в конце девяностых возвращается в Россию после эмиграции и пытается «ухватить» изменчивую реальность современной России. Неожиданно ему поступает «заказ» — написать книгу о малоизвестных писателях-диссидентах семидесятых.
Воодушевленный возможностью рассказать о забытых ныне друзьях, герой рьяно берется за дело. Но все персонажи его будущей книги таинственно исчезли, словно и не существовали вовсе. Поиски их приводят к неожиданному результату.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
bvelvet, 5 февраля 2018 г.
Подобный роман написать просто:
берёте «Концлагерь» Диша и переносите на знакомую российскую почву. Представили — что будет? А будет рассуждение про интеллигенцию в духе незабвенного В.И. Ульянова-Ленина («мозг нации» и все такое прочее).
Или берёте «Кино про Алексеева» (знаю-знаю, фильм вышел позже) — меняете бардов на писателей. Представили?
Или берёте «Библиотекаря» Елизарова — и меняете книги на их отсутствие, плюс, так сказать, на минус... Представили?
Но Бенигсен превосходно обыграл тему деградации творческого человека, вернее, девальвации творчества. И у него получилась великолепная книга, замысел которой теряется подчас за хлесткими фразами и резкими суждениями. Перечитав, я понял, насколько значим для этой книги образ Блюменцвейга — персонажа как будто эпизодического. Мы узнаем о нем очень мало — отдельные штрихи, детали, эпизоды биографии. И все же, все же, все же... Именно Блюменцвейг — главный и, пожалуй, положительный герой (ну, примерно как Чичиков у Гоголя, хотя аналогия неточная...)
Читается книга на одном дыхании; поэтому не буду портить удовольствие и пересказывать сюжет (да, в романе есть фантастический элемент, но с сюжетной точки зрения он не важен, скорее к фантастике имеет отношение сама концепция ВИТЧа).
В отличие от предшествующих романов Бенигсена, не возникает мыслей о русофобии автора. Но вот что занятно: романы «про Россию и русских» удостоились самых разных премий, а эта книга многими критиками была освистана — с каким-то даже остервенением. Хотя непонятно: если про одну национальность можно писать так, почему нельзя и про другие? Бенигсен не изменил себе — здесь много шуток, много мата и много рассуждений. Но книга получилась удивительно человечная и откровенная. Сто грамм после прочтения я выпил — иначе не отпускало. Рекомендую.