Кристиан Крахт «Я буду здесь, на солнце и в тени»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Антиутопия )
- Общие характеристики: Антивоенное | Производственное
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Европа | Африка )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя | Спецслужбы
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Минные поля. Запустение. Холод. Трупы подо льдом. Это — Швейцарская Советская Республика. Больше века прошло с тех пор, как Ленин не сел в опломбированный вагон, но остался в Швейцарии делать революцию. И уже век длится война коммунистов с фашистами. На земле уже нет человека, родившегося в мирное время. Письменность утрачена, но коммунистические идеалы остались. Еще немного усилий — и немцы с англичанами будут сломлены. И тогда можно будет создать новый порядок, новый прекрасный мир.
Награды и премии:
лауреат |
Премия города Вецлар в области фантастики / Phantastik-Preis der Stadt Wetzlar, 2009 // (Швейцария) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
kavarkad, 21 июля 2023 г.
Да уж. Разочарование. В начале казалось, что будет детектив в особом мире или эпик про противостояние стран, но в итоге всё свелось к тупой СПГСине.
Ctixia, 23 октября 2019 г.
Линейное повествование с историческими отсылками к прошлому. Причем отсылки к истории альтернативной. Поворотная точка — Ленин, узнав о Февральской революции в России (1917 г), вместо возвращения на родину остается в Швейцарии и начинает строить там новую Социалистическую республику. Война, начавшись, уже не заканчивается — 96 лет. Уже нет людей, помнящих мирные времена. Главный герой — комиссар партии.
Попытка автора написать о многом обернулась ниочемностью. Всё повествование тернистым и, пожалуй, слишком многослойным и обходным путем писатель нам показывает ужасы войны и что следует за ней. Разрушенные шедевры мировой архитектуры, потерянные предметы искусства, утраченная письменность, вербовка детей и упрощение истории. И откровение главного героя (как его звать-то вообще?) состоит в глобальном разочаровании во всей этой машине смерти, в обеих противоборствующих сторонах, во всей своей жизни. В любом случае, из-за нагромождения смыслов, которые автор хотел вложить в эту короткую повесть, оценку я снизила, слишком много нераскрытых деталей.
Не определилась, что означают его глаза, поголубевшие в конце повествования. Возможно, его приход к мирной жизни, его личный отказ от войны и решение вернуться на родину. А возможно, это иллюстрация на его переизбыточность, слишком кардинальные решения, слишком крутые повороты — ведь глаза стали голубыми полностью.
Перечитать, чтоль, эту книгу позже. Сейчас я её почти не поняла.
vfvfhm, 16 июня 2020 г.
Честно говоря ожидал чего-то более сурового, но и более глубокого. Думал, это будет антисоветская сатира на коммунистическую утопию с точки зрения представителя крупнейшей европейской буржуазии.
Но Крахт, хоть и сын капиталиста и выкормыш всей этой кровососущей клики, думает своим умом и свои представления имеет о том, как дела на белом свете делаются.
В разрушении европейской цивилизации и бесконечной столетней бойне, что описаны в его романе виноваты буржуи и их передовой отряд — фашисты. А созданная Лениным Швейцарская Советская республика — это наоборот едва ли не последний оплот разума и справедливого социального устройства, оставшийся в истерзанном войнами мире. Швейцарцы смогли уничтожить буржуйские колониальные империи, цивилизовали Африку и принесли свободу ее народам. Правда сами от бесконечной войны несколько одичали и вынуждены были бросить в пекло войны только что освобожденных негров.
И вот это все правильно и интересно, но дальше следуют минусы.
Сюжет у этого короткого романа поначалу развивается бодро и интересно. Комиссару ШСР приказано арестовать то ли двойного агента, то ли пособника фашистов. И он отправляется в погоню на юг, в сторону бывшей Италии. По ходу дела он вспоминает свою жизнь и детство в Африке, знакомит с мироустройством. Но очень скоро интересная история растворяется в сумбуре нелогичных поступков героя, дурацких встречах со странными типами, а потом и вовсе скатывается в мутный сюрреализм, поток ярких, но не сообразных образов. В итоге побеждает некий гринписовский утопизм, а светлым будущим указано жизнь благородного дикаря на лоне природы. Полный абзац.
А написано-то здорово. Мир и история его будоражит, главгерой интересный и харизматичный. И все в песок утекло. Обидно.
Судя по «Метану», написанному Крахтом в соавторстве и вот этой книге, какие-то у него нелады с фантастикой, точнее с фантастическими канонами. Ему лучше удаются пограничные тексты, чистый над-реализм.
И все же порекомендую к чтению всем любителям АИ и постапа, тут есть над чем подумать.