Дмитрий Тихонов «Беспросветные»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Классический мистический хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Великая степь. Одинокая русская дружина влет разгромлена врагом. Ночью Ёрш, молодой еще парень, приходит в себя на поле брани, среди бездыханных тел своих товарищей. Ему и другим выжившим суждено узнать, что есть доля и пострашней, чем смерть от стрелы и меча...
Первая публикация – в онлайн-журнале DARKER.
Экранизация: 5 эпизод «Князь», «Антология русского хоррора: Красный состав» (сериал 2023)
Входит в:
— журнал «DARKER № 2'14 (35)», 2014 г.
— антологию «Самая страшная книга 2015», 2015 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
muravied, 10 февраля 2021 г.
Отличный рассказ! Это ж каким нужно быть искушённым, чтоб поставить ему 2 или 3 ?
Прочитал на одном дыхании. Очень понравился момент с описанием тропы в темноте, где свет факела выцеплял из мрака лица мертвецов и кровавые доспехи. Я правда не совсем вкурил, что это за нечисть хулиганила. Многорукий скелет призрак павших воинов? Я прям проникся. Товарищ Тихонов — молодец!
Seidhe, 7 января 2019 г.
Чем больше рассказов Дмитрия Тихонова я читаю, тем чаще ловлю себя на мысли, что цепляют они меня не столько сюжетом, сколько самой атмосферой повествования — очень уж умело автор нагнетает страха, жути и безысходности. Рассказ «Беспросветные» не стал исключением. Сюжет его можно пересказать одной фразой, благо и сам рассказ отнюдь не велик по объёму: средневековая русская дружина подверглась нападению кочевников и была разгромлена, в центре повествования — трое выживших и их столкновение с чем-то потусторонним. Не сильно впечатляет, скажете вы? Склонен согласиться. Если бы не одно весомое «но» — как чертовски качественно написано!
Читаешь, и буквально погружаешься в эту атмосферу: валяющиеся тут и там трупы с открытыми в беззвучном крике ртами и остекленевшими глазами, понимание того, что вас всего трое на враждебной территории, недавнее странное поведение кочевников, не ставших грабить тех, кто оказался в круге из древних камней, предпочтя расстрелять их из луков издалека, а вокруг — ночная степь...
«Степь затаила дыхание и не торопилась с ответом. Она неохотно приоткрывала завесу мрака над тем, что считала законной добычей, показывала настырным людишкам свои новые сокровища: изувеченные, искореженные, затоптанные тела, окровавленные доспехи, проломленные черепа. Степь знала, что поглотит все эти жизни, расплескавшиеся по ее сухой груди, выпьет до дна, прорастет сквозь них. Она не сомневалась в своем неминуемом торжестве над уцелевшей троицей и знала: здесь нет того, что они ищут...»
И аж морозец на коже, когда представляешь себя в той ситуации, в которой оказался молодой дружинник Ёрш, но ведь и это ещё не всё — есть что-то во тьме, что-то неведомое и страшное настолько, что постепенно к Ершу приходит понимание, что на этот раз он забрался слишком далеко в чужую землю, и что сюда может и не достать благодать Того, чей лик, строгий и воинственный, с безжалостными глазами, ещё недавно смотрел со стягов, обещая, что такой Бог своих не сдаст и не оставит. Хотя и жалеть тоже не станет никого...
Одним словом — классный рассказ! 10 баллов не ставлю только по одной причине, для меня, безмерно ценящего малую форму, совершенно не свойственной — хотелось бы всё-таки, чтобы рассказ был чуть-чуть подлиннее.
P.S. Кстати, через несколько лет Дмитрий Тихонов вернулся к теме разгромленных степняками русских дружин. Только речь в рассказе «Эрлэг-хан» 2018 года идёт о гораздо более страшном поражении — на Калке. Оба этих рассказа автора однозначно рекомендую к прочтению всем, кто ценит хоррор с национальным колоритом.
senoid, 24 февраля 2015 г.
Главная изюминка рассказа — место (и время!) действия. Случись то же самое в наши дни, эффект был бы другой. А так перед нами зверь довольно редкой породы исторического хоррора. И зверь, надо сказать, благородных кровей — заподозрить в нем дворнягу безродную просто невозможно. Бойня дружины с кочевниками отступает на второй план, когда на покрытую мертвецами землю опускается ночь. Потому что во тьме автор кое-кого припрятал... Вот уж действительно: и живые позавидуют мертвым. Атмосфера выдержана на все сто, блуждания с факелом по полю, где остывают тела убитых товарищей, где колышутся тени, где что-то будто бы водит тебя кругами, нагоняют реальной жути. А когда приходит понимание, почему кочевники отстреливали раненых, становится совсем не по себе. В общем, однозначно один из самых страшных рассказов сборника и один из лучших в творчестве Дмитрия Тихонова.
sergej210477, 25 ноября 2015 г.
Для меня, наверное, это один из лучших рассказов сборника. Это — настоящий хоррор, и, поэтому, идеально подходит к «Самой страшной книге 2015 года».
По-настоящему страшная история, в ней есть все, что создаёт отличную атмосферу страха: ночь на поле битвы, усеянном мертвыми телами, темнота и тусклый свет одного факела, неизвестные, а поэтому вдвойне ужасные твари из древнего проклятого места степняков, пожирающие оставшихся в живых русичей.
Отличный классический рассказ ужасов.
darklot, 14 февраля 2015 г.
Прекрасная, атмосферная, жуткая вещь. То, что первый читатель (alex1970) отнес, наверное, к недостаткам (легкая схожесть с фильмом «Зарывающие») — лично для меня стало жирным плюсом, так как это один из моих любимых фильмов последних лет, с удовольствием его пересматриваю. Причем никакой речи о плагиате или заимстовании, скорее — нечто общее в атмосфере, концепции. И там, и там — неведомые твари. И там, и там — время действия прошлое. И там, и там герои — мужчины. Ну и как уже сказали, «Беспросветные» — великолепный пример того, что хоррор остается хоррором и в антураже исторического романа, и в антураже славянского фэнтези. Если автор, как Дмитрий Тихонов, понимает и чувствует хоррор и понимает, как это делается.
Lass, 16 января 2015 г.
Русский хоррор, как показывает практика, тяготеет к сельской местности — словно авторы неосознанно пытаются воссоздать в рассказах ту самую атмосферу пресловутого “маленького американского городка”. И оттого особенно отрадно встречать произведения с необычным местом и/или временем действия. “Беспросветные” Дмитрия Тихонова — одна из работ, способных удовлетворить читательскую тягу к новизне антуража. Место битвы русских дружинников с племенами кочевников — каково, а? Зло, пробуждающееся на проклятой земле… ух. Интересно. Жутко. Супер!
Heckel, 5 марта 2015 г.
Образ, видение поля боя после того как — один из самых сильных, волнующих и печальных. «О поле, поле! Кто тебя усеял мёртвыми костями!» Нет, правда, всегда удивляло и волновало, когда читал или видел в кино, как после брани, уцелевшие разыскивают среди груд тел раненых, мертвых... Не оставить на поругание. Зверю ли, птице... ещё кому. Автор столкнул языческое с христианским — это факт. Мотив знакомый, но реализация работает всегда, тем более, отличная. И логичная. Вообще, не первый рассказ Дмитрия, сделанный в «исторических» декорациях и так же хорош. Ха! Что меня вышибло, так это «Ша!» Пёс его знает, может, к одесским шалманам, кичманам и дворикам это междометие приплыло из оттуда, но сейчас звучит не комильфо... Ну, это в порядке брюзжания)
Mizantrop, 17 января 2015 г.
Рассказ мне понравился еще в журнале «DARKER». Русское средневековье, что то там во тьме жаждет крови и человеческих душ... 8 баллов
warizik, 28 марта 2016 г.
Сельский хоррор в исполнении автора имеет следующие атрибуты, они же — главные механизмы устрашения читателя: черный-черный дядька выходит из черной-черной ночи и черными-черными глазами смотрит на героя. И шаги...Влажные. Жадные. (жадные шаги — хе-хе )))
Тот самый случай когда страх читателя — главный комплимент который можно дать рассказу в жанре ужасов можно, кидается в жертву вяленькой стилизации. Там, где я, как и большинство читателей, я думаю, готовило памперсы, на поверку оказалось слабенькой миниатюрой без особых амбиций. Хотя одна есть- яростное, неистощимое желание показать как автор умеет составлять слова в предложения.
Сюжета как такового нет, ибо это и не рассказ а зарисовка, миниатюра чтобы поупражняться в искусстве марать бумагу. А жаль, хотелось все-таки навалить в штаны от страха, но видимо, в этот сборник тексты отбирались по принципу «лучше покрасивей, а то что не страшно — не важно, и так сойдет».
alex1970, 23 марта 2014 г.
Понравилась атмосфера этого рассказа — ощутимо сгущается тьма, в которой обитает что-то жуткое. Автор очень хорошо нагоняет жути.
Остальное — фильм «копатели», только вместо карательного отряда американской кавалерии и индейцев, русичи и кочевники