Евгений Лукин «Из материала заказчика»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Контакт
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Когда к тебе на дачу приходит гастарбайтер из Средней Азии и предлагает что-нибудь построить, это нормально. А если он говорит, что сам за заплатит за возможность просто поработать?
Входит в:
— журнал «Мир фантастики №3, март 2014. Том 127», 2014 г.
— антологию «Призрачный мир», 2014 г.
— сборник «Грехи наши тяжкие», 2016 г.
— сборник «В стране заходящего солнца», 2023 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
lex_art, 17 марта 2020 г.
1. Боря явно сбежал из того мира Лукина, где трудоголики подлежат лечению. Не как персонаж, а как идея персонажа. В нашем мире такой человек воспринимается не иначе как жулик, т.к. его мотивы совершенно неясны.
2. Публикация книги за свой счет — довольно абсурдная штука, если вдуматься. Ergo, хорошая аналогия для любой ситуации, когда кто-то хочет поработать на тебя за свои же деньги. Интересный все-таки мир оставил Боря, если работа руками там воспринимается аналогичным образом.
3. «Фантастика вторглась в быт и обесценилась, как литературный прием. Стоит придумать что-либо небывалое, тут же сопрут — и в жизнь». Такие вот взгляды на жизнь у главного героя. Не удивительно, что он нашел общий язык с Борей.
4. С точки зрения «строителей» настоящий строитель — это безусловно жулик и плохой человек. Так что идея, когда добросовестный строитель имеет возможность и желание наказать недобросовестного за некачественную работ, — просто прелесть. Очень не хватает такого Бори в реальном мире.
Женя Халь, 2 сентября 2015 г.
Прекрасный рассказ! Мудрый и очень актуальный.
Даже не знаешь, то ли плакать, то ли смеяться, рассуждая как мы дошли до жизни такой.
Автор наглядно показывает жизнь профессионалов во времена дилетантов. Все пишут, строят, лечат и так далее.
А получается все хуже, и никому до этого дела нет.
Особенно понравились ворота и инструмент:)
Vladimir Puziy, 17 ноября 2014 г.
Писатель у себя на даче размышляет о том, что никому не нужен: тиражи падают, гонорары тоже, пираты, скоро это превратится в нечто вроде хобби, как рыбалка вон... ну и всё в таком духе. Некий таинственный работничек («зови Боря»), родом явно откуда-то из Средней Азии, напрашивается что-нибудь построить. Герой подозревает, что перед ним очередной жулик, ан нет — оказывается, не жулик, готов работать бесплатно, но из материала заказчика. И в итоге строит дивной красоты ворота позади тех, что уже есть на даче; правда, советует масксеткой накрывать, чтоб не отсвечивали («заметят — уничтожат»).
Я не прячу всё это под тэги спойлеров, потому что, положа руку на сердце, рассказ-то довольно предсказуемый — а один весьма условный финт из финала мы здесь озвучивать не станем.
Лукин нашёл интересную метафору, образ, который отображает нынешнее состояние многих авторов, что зависли между мейнстримом и сугубо жанровой фантастикой. Но получилось ни рыба, ни мясо. Что-то среднее между сетевыми вздохами и зарисовкой — не рассказом даже. Вот только занимает эта зарисовка 25 книжных страниц. И написана... местами очень даже по-лукински, ярко, а местами... «Тарахтели сороки, с некоторых пор занявшие нишу ворон, откочевавших в город, в пруду заходились лягушки». Опять же: вот ситуация, вот проблема главного героя — но она никак не развивается и не решается. Разве что неожиданным образом отзеркаливается: рассказчик сетует на пренебрежительное к себе, мастеру, отношение, но тут же бросает «понабежало литературных чурок» и не раз проходится по «чуркам/чучмекам» в реальной жизни.
Ну и да — в наличии всё то, что лично мне изрядно надоело в постсоветской фантастике: главный герой обязательно должен тяпнуть рюмочку-другую, порассуждать о нелёгкой жизни, рассказать читателю то, о чём тот и так уже в курсе...
Рассказ в результате похож на те самые чудесные ворота: ну, красивая и громоздкая безделица, ну, сделана неплохо, — а к чему её приспособить? И выбросить жалко, и всё равно приходится накрывать маскировочной сеткой. А жаль: мастер-то умелый, да и старые облупленные ворота давно пора бы заменить на нормальные.
видфара, 31 марта 2014 г.
Замечательный рассказ.
Ворота вышли такими зримыми, что теперь буду невольно приглядываться ко всем дачным постройкам))
Инструмент описан такой, что просто завидки берут!
Да и сам «мигрант» бесподобный. Его и жаль, им и восхищаешься невольно...
Понятно, конечно, с кого именно автор списал этого Борю))
Как там у Высоцкого: «Про нас про всех, какие к чёрту волки?!».