Бернард Вулф «Позиция бисквит»
Многие писатели-фантасты много чего предугадали и хвастаются этим. Но напалм никто из них не предугадал... О бесчеловечности оружия.
В антологии «Again, Dangerous Visions» (1972) издано вместе с рассказом «The Girl with Rapid Eye Movements» как «The Monitored Dreams & Strategic Cremations».
Входит в:
— повесть «Проверенные сны и стратегические сожжения», 1972 г.
- /языки:
- русский (1), английский (1)
- /тип:
- книги (1), самиздат (1)
- /перевод:
- Е. Беренштейн (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mr_logika, 4 августа 2021 г.
Очередной нефантастический опус в «легендарном сборнике лучших фантастов 1970-х». Но элементы фантастики здесь имеются. Приехав после утомительного рабочего дня домой, журналист (его имя Блейк) застаёт в одном из плетёных кресел молодую и очень красивую женщину (её зовут Мери Селандер) с зелёными глазами. Начинается разговор.
— Привет, я вторглась на чужую территорию, — сказала она. Она говорила низким голосом, растягивая слова. Это несколько сбивало с толку.
— Если только вы не лжёте. Мне не нравится нарушитель, который утверждает, что он телефонист.
— Я укрою все ваши телефоны кожей зебры, если вы позволите мне остаться на минутку.
— На две, если хотите.
Очевидно, что здесь либо что-то не так с переводом*, либо они оба несут чушь. Причём тут телефонист? Если она телефонист, то она на своей территории что ли? А кожа зебры явно имеет какой-то переносный смысл, русскому читателю непонятный, что совершенно не заботит переводчика. В общем, вполне себе фантастическое начало.
Дальше в лес — больше дров. В смысле растёт количество фантастики. На следующий день эта красавица Мери опять приходит в гости к журналисту (они уже познакомились более основательно, т. к. он провёл вечер в доме этой дамы; она и её муж — его соседи). Приходит трезвая, опять же в его отсутствие (в этом весьма фешенебельном районе можно не запирать входные двери) и, раздевшись, ждёт хозяина дома на его кровати. Казалось бы, ну и что здесь необычного? А вот что. Любая нормальная женщина, и даже такая, слегка сдвинутая по фазе, как Мери, должна понимать, что интересный холостой мужчина может вернуться домой не один. Да бог знает, с кем он может появиться. Поэтому поступок Мери — чистейшей воды фантастика, а в реалистическом произведении — обыкновенная глупость.
И ещё один эпизод, не менее фантастический, и, следовательно, не менее глупый. На следующий день журналист едет на некие учения американских вертолётчиков. Там должно отрабатываться применение напалма против вьетнамской армии и мирных жителей, каковое применение прикрывается лицемерной болтовнёй о спасении жизней (чьих!?). Вообще-то главная тема рассказа это варварское ведение войны во Вьетнаме, и Мери одна из активных противников этой войны, но речь не об этом. Мери уговаривает (он отказывается, она таки уламывает) журналиста взять её и её собаку-хаски (её имя Биск, сокращение слова бисквит) с собой, посмотреть как работает американская авиация с макетом вьетнамской деревни. Мероприятие, как становится ясно из дальнейшего, строго засекреченное. Ему ничего не стоило сказать это ей, сказать, что у неё нет пропуска, что её не пустят на полигон, просто высадят из машины. Но он её берёт (вот, наконец, долгожданная обещанная мной глупость), поскольку иначе не могло бы в рассказе быть душераздирающей сцены в финале рассказа, очевидно, необходимой для того, чтобы неодобрение американскими избирателями внешней политики президента возросло в наибольшей степени. Для подготовки этого страшного финала автору пришлось несколько раз ставить своих героев в невозможные в реальности ситуации, но глупость не может превратить реализм в фантастику. В результате ни реализма не получилось, ни фантастики.
Эллисон в предисловии признаёт, что правила здесь нарушены. но «к чёрту правила. Речь идёт о шедеврах!». Он имеет в виду и второй рассказ Вольфа «Девушка с быстрыми движениями глаз», рассказ очень ироничный, действительно чуточку (меньше даже, чем на длину мини-юбки его героини) фантастический, но без глупостей, и намного превосходящий «Позицию бисквит». Ну, делать нечего, ради второго рассказа, первый можно, пожалуй, простить.
*) А с переводом вполне может быть что-нибудь не так. Вот пара примеров.
1.«Блейк наклонился поближе к собаке, которая теперь сидела, как на троне, улыбаясь, как в цирке, и сказал: «Хорошая девочка, Биск, хочешь бисквит?»
Биск обезумела с ума. ... .»
Немного не по-русски.
2.«Вы случайно не читали статью о том, что вьетконговцы вышибли огнемётами всю деревню Даксун, людей вместе с вещами?»
Может быть, не вышибли, а выжгли?
vam-1970, 23 июня 2020 г.
Протестной сюжет . Протест против войны США во Вьетнам. Протест против бесчеловечного оружия — напалма.Интересна позиция автора , описанная в послесловии — ...многие писатели -фантасты много чего предугадали и хвастаются этим, но напалм из них никто не предугадал... Яркое произведение, особенно, финал.