FantLab ru

Сакё Комацу «Мир — Земле»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.41
Голосов:
163
Моя оценка:
-

подробнее

Мир — Земле

地には平和を / Chi ni wa heiwa o

Другие названия: Чёрная эмблема сакуры

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Авантюрист из далекого будущего открыл способ создавать параллельные миры и попытался исправить историю Японии. Но создание этих миров убийственно для человека как биологического вида. Иномерные пространства, которые появляются таким образом, ликвидирует специальная служба из будущего.

© Ank
Примечание:

Первая публикация — в фензине «Uchūjin» (яп.『宇宙塵』), 1963/1, №63. В августе того же года в составе одноимённого сборника.


Входит в:

— условный цикл «Зарубежная фантастика»  >  антологию «Мир — Земле», 1988 г.

— условный цикл «Зарубежная фантастика»  >  антологию «Времена Хокусая», 1967 г.


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)
/языки:
русский (5)
/тип:
книги (5)
/перевод:
З. Рахим (5)

Библиотека современной фантастики. Том  5. Антология фантастических рассказов
1966 г.
Времена Хокусая
1967 г.
Мир — Земле
1988 г.
Чёрная эмблема сакуры
1992 г.
Антология мировой фантастики. Том 9. Альтернативная история
2006 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Довольно среднее, несмотря на явный позитивный заряд, произведение. Пожалуй, сейчас от него может быть только одна польза: каждый МТА перед тем, как строчить свою историю «попаданцев» во времени, должен его прочитать. И понять, что по большому счету, все что он хочет рассказать в своей многостраничной саге, уже сказано в небольшой новелле пятьдесят (!!!) лет назад.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А мне одному показалось, что рассказ (или короткая повесть?) очень и очень неоднозначный? Да, в качестве НФ составляющей – не единственная на Земле вещь, где «безумец» пытается изменить прошлое, и где действует своеобразный патруль времени (собственно «Патруль времени» Пола Андерсона, по-моему, эталонная вещь в данном жанре – тут и изменения прошлого и альтернативное настоящее), хотя само возвращение истории в русло, возвращение, оставляющее всё-таки свои следы – понравилось. Хотя, конечно, это спасение раненого в тех условиях (мир-то изменится, и он все равно не умрёт, а будет жить дальше, но другой жизнь), выглядит очень натянуто, но с другой стороны, нужен же был автору какой-то ход, чтоб объяснить всё происходящее. И видно же, что не ради этой фантастической коллизии изменения будущего затевалось. Антивоенное? Да, несомненно! Процентов 80 рассказа это описание войны – грязной, ужасной, подавляющей. По силе впечатления рассказ может соперничать с другим из этого сборника, с киносценарием Бергмана «Стыд и позор» – то же тяжёлое гнетущее ощущение, в чём-то даже более страшное, так как герои почти дети; безнадёжное и бессмысленное, так как война практически проиграна. И всё очень реалистично, холодно и жутко. Это, казалось бы, правильно, понятно (и, само собой, сильно), однако что-то не давало покоя. Мне не давало покоя ощущение героя в конце, когда он поднял значок с эмблемой чёрной сакуры. Мне не давало покоя, КАК автор показал мальчишек-героев, сражающихся в бессмысленном заведомо проигранном бое; а вот, например, крестьянин в начале, что пытался склонить мальчишку к сдаче, наоборот вышел отталкивающе, и как настоящий предатель сдал-таки мальчишку захватчикам. И это всё – в рассказе про мир? И тут я понял, что автор сделал очень хитрую вещь. Он сделал рассказ-хамелеон, рассказ для двух миров. Один, европейский мир упрётся в название, в этот цветущий лозунг «Мир – Земле!», ужаснётся бессмысленностью борьбы, когда всё уже кончено. Да, это правильно, это всё есть в рассказе – чётко и сильно! Но есть в рассказе и другое, другой мир, другой менталитет, в котором юноша, идущий в бой на явную смерть, отдающие свою жизнь уже даже не ради победы, а ради чести – герои! И автор не очерняет их, не пачкает оба этих мира, одновременно показывая и бессмысленность жертв и – тут же – настоящий самурайский дух этих юнцов, как камикадзе идущих в бой! Меня просто сокрушила двойственность рассказа. Двойственность скрытая, но разве эти герои были для автора безумны – нет, они были частью своего народа, для которого капитуляция и мир на чужих условиях (и это ощущение позора в конце у главного героя, и то англоязычное прощание в конце – одно размытое целое) была позорней смерти. Опасная ли это вещь – ну, наверное, нет, раз все увидели лишь антивоенный рассказ и этот ванильный лозунг. Однако трудно представить себя на месте этого народа, народа проигравшего (именно народа, ни идеологии, а народа, чья система ценностей была устойчивой веками), пишущего вещи с таким зазеркальем. Но, чёрт возьми, это зазеркалье и понравилось мне, подняло рассказ от банальной (хоть и жуткой своей реалистичностью) антивоенной вещи. Если, конечно, я не параноик. Но попробуйте, перечитайте этот рассказ с этой точки зрения – может быть, я прав?

И в заключение, посмотрите на этого преступника. Да, его считают безумцем, но, в то же время, с уважением – гением. Он слишком увлёкся той эпохой и той культурой, говорили они, пытаясь оправдать его действия. Той культурой, которая вырастила и этих юных солдат и автора, раз уж на то пошло. Они говорили о ней, не являясь её частью, а значит, не видя ситуацию изнутри; не видя, что всё это логично и правильно, если глядеть изнутри. Два мира, два взгляда. И каждый кажется самому себе истинным. Вот что сделал автор, он не только написал фантастический рассказ и драматичную жуткую картину, но и холодно, без давления показал два цивилизационных взгляда на одно и то же событие. Хитрый, хитрый автор…

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да, пятьдесят лет назад это, возможно, и было инновационно, но сегодня с горы фантастических исследований парадоксов времени — это мало впечатляет. Возможно, кроме фразы «Мир — Земле», хотя второе название более точно отражает суть произведения. Тогда были модны такие фразы: Миру — мир. А мы пели песенку: ехал трактор дыр-дыр. Все мы боремся за мир. Написано неплохо, но наложение друг на друга нескольких сюжетных линий затрудняет чтение и осмысление происходящего.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх