Роберт Шекли «Сага предателей»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера )
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика | Контакт
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Иуда бен Иуда командовал десантной группой Флота во время первой высадки на Цель. Также он должен был собирать любые сведения, которые могли бы быть полезны Флоту — о халианах, об их родной планете и об аборигенах Цели. И вот, когда партизанская война на планете в самом разгаре, Иуде выпадает шанс проникнуть на тайную ремонтную базу халиан. Разведчик не может упустить такую возможность...
Повесть также печаталась на итальянском языке под названием «Il rabbino di Perdido».
Входит в:
— цикл «Боевой флот» > антологию «Контратака», 1988 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 21 мая 2023 г.
Был искренне удивлён, как точно здесь отражена куча отечественных стереотипов о евреях — не думал, что они и зарубежом распространены). Впрочем, это вообще достаточно любопытная и остроумная часть книги — описание судьбы потерянных колен Израилевых, которых, на самом деле, похители неведомые ксеносы и переселили на другие планеты столь спешно, что те даже Тору не захватили и не могут доказать теперь, что вообще не гои! Вот и стремится еврейский десантный спецназ лишний раз утвердить свой авторитет в людском сообществе.
Вторая же часть повествует о ведении боевых действий с враждебным видом ксеносов, традиции и тактика которых подчистую списаны со скандинавов 8-12 веков. Получилось достаточно любопытно и напряжённо.
Но лучшая часть — это взаимоотношение ГГ с вражеским командующим. Здесь уже немало размышлений об истории, памяти, славе и смысле жизни. Фактически дословно передано мировоззрение персонажей скандинавских саг, видно, что Шекли прочитал как минимум «золотой фонд» северной литературы о викингах-варягах-норманнах.
В целом — неплохая и остроумная история.
Нескорений, 24 мая 2016 г.
Данная повесть входит в состав второй антологии межавторского проекта «Боевой флот». Сразу скажу, что произведение в целом понравилось, хотя на уровень шедевра и не тянет. После знакомства с пародийными космооперами автора было интересно, как он себя проявит в более-менее серьезном произведении, не высмеивающим жанровые штампы. Что тут сказать — автор остается верен самому себе — хороший юмор, которого могло быть и побольше, нехватка динамики и спецэффектов, зато интересная ксенофантастика и раскрытие заявленной в заглавии темы предательства с необычной стороны. Приключенческого элемента явно не хватает, сюжет периодически провисает, автора интересует психология персонажей, он пытается разобраться в мотивах противостоящей землянам расы халиан изнутри, вместо злобных агрессоров показать созданий, которым тоже не чуждо понятие чести, верности данному слову, способных на крепкую дружбу, умеющих видеть в противнике не только кусок мяса, но и разумную личность.
Через две тысячи лет после крушения Последней Империи, объединявшей тысячи планет под властью Земли, человеческая раса создала Альянс на страже интересов которого стоит Боевой флот. В Альянс входит более 300 планет, каждая со своей культурой и традициями, неизбежные противоречия забываются перед лицом страшной угрозы вторжения чужеродной расы халиан представители которой напоминают гигантских хорьков и сражаются с яростью скандинавских берсерков. Флот готовит масштабную операцию по захвату планеты Цель, которая считается основной базой халиан. Возглавить высадку на Цель предстоит десантным отрядам с планеты Пердидо, предводитель одного из отрядов — наш главный герой — капитан Иуда бен-Иуда. Жители Пердидо считают себя потомками десяти потерянных колен Израилевых, хотя земные иудеи не признают их соплеменниками, ссылаясь на то, что колонисты не соблюдают обрядов и традиций, не владеют Торой и Талмудом.
Очень забавно автор описывает еврейский вопрос, жаль, что юморное начало не получило продолжения — впоследствии главный герой лишь изредка будет отпускать характерные шуточки и изречения. Слабое место повести — спецэффекты и описание масштабных сражений. По сути глобальная битва запланирована всего одна, но автору откровенно не интересно разрабатывать тактику и стратегию участников конфликта — серьезная боевая операция вызывает меньше интриги и напряжения, чем какой-нибудь налёт американских десантников на тихую вьетнамскую деревушку. Наземная операция описана очень скупо и скучно, а о космической баталии упоминается лишь вскользь для отписки. Хотя, конечно, сложно было в этом плане ожидать от автора иного, боёвка — не его конёк. Повествование существенно оживляется, когда речь заходит об описании внеземных цивилизаций: аборигенов Цели — птицеподобных нидийцев и врагов человечества — халиан.
Социальная структура, обычаи и менталитет нидийцев описаны неплохо, особо углубляться в тонкости не позволяет объем произведения, но различные интересные фишки нидийского мировосприятия автор умело вворачивает по мере развития сюжета. Описание социума халиан получилось ещё лучше — автор постепенно знакомит нас с их миром, мифы, сложившиеся вокруг столь опасного врага, если не развеиваются, то значительно теряют свою кровожадность. Поневоле задумаешься — а так ли уж эти халиане хуже людей — основная масса наших соплеменников тоже не блещет умом, склонна к проявлениям агрессии, трусости и безрассудства в определенных ситуациях. Интересна расовая психология халиан, автор постарался сделать её оригинальной, но при этом не переходящей границы возможной достоверности. Особой глубины в персонажах повести не чувствуется, но некоторые способны вызвать симпатию. Добавить бы ко всему ещё побольше действия, увлекательной событийности и было бы просто замечательно.
Главное, что у автора получилось создать интересную моральную дилемму, раскрыть название повести в полном объеме. Предателей не любит никто, даже те кому они служат, но возможно ли создать ситуацию, когда это явление можно оправдать — это еще можно представить, и такая ситуация в повести есть. Однако автор идет ещё дальше, создавая ситуацию, в которой предательство может восприниматься исключительно позитивно, играя на руку тому, кого предают и вместе с этим не вызывая моральных мучений у самого предателя. Финал показался немного скомканным, но распутать созданный узел автору всё же удалось, повествование доходит до логического завершения без внезапных обрывов и недосказанностей. В отдельных эпизодах чувствуется фирменный юмор и легкость изложения автора, хотя это произведение из позднего периода творчества. В целом повесть можно назвать удачной, хотя рекомендовать её любителям боевой фантастики я бы не стал ни в коем случае. Эта вещь скорее подходит тем, кто интересуется ксенофантастикой, не возражает против доли юмора и с интересом воспринимает остроумные философско-психологические ситуации.
Adim, 31 мая 2017 г.
Повесть в начале очень напоминает «Билла — героя галлактики» Гарри Гаррисона: иронический армейский юмор, антимилитарическое настроение. Далее Шекли выдает наблюдения из жизни евреев планеты Пердидо ну уж очень по-одесски. Штамп западной христианской культуры, что главное предательство — это предательство Иисуса Иудою звучит здесь банально и неоригинально. Но главный герой Иуда бен-Иуда, тридцати трех! лет отроду — славный малый. И вопросы решает важные, но не лишен доли простоты. А финал откровенно подкачал. Сухо и невнятно рассказываются какие-то саго-сказки, враги из кровожадных и продвинутых стают туповатыми, добродушными и как будто зацикленными.
Keykeeper, 23 августа 2008 г.
Сведения о жизни нидийцев и халиан — всё это очень познавательно. Герои ведут себя так, как велит им долг, так что предателями их лично я бы не назвал. Судьба поставила их в это положение, и им остаётся только доиграть свои роли до конца. The show must go on, как пел Фредди Меркури. Если бы они отступились, они перестали бы быть собой, и вот тогда клеймо предателей было бы правомерно. Интересная, местами забавная, но в целом грустная повесть. Была бы она покороче... Важные для понимания героев эпизоды затянуты, они перемежаются ещё более многословными описаниями и прочим безыдейством, которое могло бы быть ценным само по себе, создавая атмосферу, итог получается жидковатым.