fantlab ru

Александр Галич «Матросская тишина»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.50
Оценок:
12
Моя оценка:
-

подробнее

Матросская тишина

Другие названия: Моя Большая земля

Пьеса, год (год написания: 1956)

Примечание:

Пьеса «Матросская тишина» была задумана в конце войны и положена «в стол». В 1946 году пьеса состояла из трех актов, каждый из которых был привязан к конкретному историческому периоду: 1929, 1937 и 1944 годам. В 1956 году — добавился еще один акт, действие в котором происходит в мае 1955-го — в десятую годовщину победы над гитлеровской Германией.

Александр Галич: «Я... вернулся к «Матросской тишине» только много лет спустя, после Двадцатого съезда КПСС и разоблачений Хрущёвым преступлений Сталина, вернулся в ту пору, которая с лёгкого пера Ильи Эренбурга получила название «оттепель». ...Я дописал пьесу, отпечатал её в четырёх экземплярах, прочитал нескольким друзьям. Никакому театру я её почему-то — хотя и был в те годы вполне преуспевающим драматургом — не предложил.»

Пьесой заинтересовался Олег Ефремов, руководивший в ту пору студией МХАТ (будущим «Современником»). Александр Галич: »...однажды, без предварительного звонка, ко мне пришли актёр Михаил Козаков (когда он работал в Театре имени Маяковского, он играл в моей пьесе «Походный марш» главную роль) и актёр Центрального детского театра Олег Ефремов... Они сказали, что достали у кого-то из моих друзей экземпляр пьесы, прочли её труппе, пьеса понравилась, и теперь они просят меня разрешить им начать репетиции, с тем чтобы студия открылась как театр двумя премьерами: пьесой В.Розова «Вечно живые» и «Матросской тишиной». И вскоре начались репетиции «Матросской тишины» под руководством того же Ефремова, который решил дать пьесе другое название: «Моя большая земля» — по последним словам Давида в третьем действии. Именно это название было указано в программке, отпечатанной для зрителей генеральной репетиции.

Спектакль был подготовлен и доведён до генеральной репетиции (Главные pоли pепетиpовали: отца — Евстигнеев, сына — Кваша), после чего запрещён. Примерно в то же время шла работа над пьесой в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола, а также в Алма-Атинском театре драмы, однако оба спектакля были запрещены к показу. Александр Галич: «Официально она запрещена не была, у неё — у пьесы — даже оставался так называемый разрешительный номер Главлита, что означало право любого театра пьесу эту ставить, но уже звенели в чиновных кабинетах телефонные звоночки...»

Михаил Козаков: «И вот кому-то в голову пришла прекрасная мысль закрыть спектакль чужими руками. Для этой цели пригласили из Ленинграда Геоpгия Александpовича Товстоногова ... пользовавшегося симпатией интеллектуалов и притом уважаемого большим начальством. Лучшей кандидатуры для хирургической операции над спектаклем про и без того «обpезанных» не придумаешь! ... Репетиция походила в Доме культуры «Правды». В зале присутствовали представители Министерства культуры, партийное начальство из горкома и Г.А.Товстоногов. Из своих, кроме Галича и Ефремовна, никого. Не были допущены даже актёры «Современника», не занятые в спектакле, не говоря уже о родственниках и знакомых.»

Александp Васильевич Солодовников, тогдашний директор Художественного театра, не только распорядился строжайшим образом не пускать на «генеpалку» никого, кроме лиц, поименованных в особом списке, но и вызвал на подмогу беспечным сторожам Дворца культуры мхатовских билетёров, вымуштрованных наподобие кремлёвской охраны.

Генеральная репетиция спектакля (описанная со всеми подробностями в книжке Галича, которая так и называется «Генеpальная pепетиция») так завершилась по словам Галича: »...Товстоногов, по-прежнему сидевший в стороне, неожиданно обернулся и через несколько пустых рядов, разделявших нас, сказал мне негромко, но внятно, так что слова эти были хорошо слышны всем: «Нет, не тянут ребята!.. Им эта пьеса пока ещё не по зубам! Понимаете?!» Солодовников внимательно, слегка прищурившийся, поглядел на Товстоногова. На бесстрастно-начальственном лице изобразилось некое подобие мысли. Слово было найдено! Сам того не желая, Товстоногов подсказал спасительно обтекаемую формулировку».

«Матросская тишина» была закрыта окончательно и бесповоротно, решение обжалованию не подлежало. Александр Галич: «Вы что же хотите, товарищ Галич, чтобы в центре Москвы, в молодом столичном театре шёл спектакль, в котором рассказывается, как евреи войну выиграли?!»

Пьеса впервые поставлена выпускным курсом Школы-студии МХАТ под руководством О. Табакова в 1989 году. Впоследствии спектакль был поставлен на сцене Театра-студии О.Табакова. После этого «Матросская тишина» широко пошла по сценам советских театров.

Впервые опубликована издательством Посев в 1974 году вместе с повестью «Генеральная репетиция».

По мотивам пьесы Галича «Матросская тишина» снят фильм «Папа».

©borch для fantlab.ru (по материалам сети)


Экранизации:

«Папа» 2004, Россия, реж: Владимир Машков




Издания: ВСЕ (4)
/языки:
русский (4)
/тип:
книги (4)

Генеральная репетиция
1991 г.
Я вернусь...
1993 г.
Песни. Стихи. Поэмы. Киноповесть. Пьеса. Статьи
1998 г.
Сочинения в 2-х т. Том 2: Киносценарии. Пьесы. Проза
1999 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва




Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх