FantLab ru

Евгений Войскунский, Исай Лукодьянов «Плеск звёздных морей»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.67
Голосов:
190
Моя оценка:
-

подробнее

,

Плеск звёздных морей

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Этот роман рассказывает о земных и космических странствиях пилота-космонавта Улисса Дружинина в романтическом мире такого прекрасного и такого несбыточного будущего…

Будущее, «по Войскунскому и Лукодьянову», — славный и очень человеческий мир, немножко похожий на мир Полдня из произведений ранних Стругацких. Люди строят на Венере города под куполами и осваивают другие близкие планеты Солнечной системы, ибо Земле грозит перенаселение, но «плеск звездных морей» зовет их все дальше — в Большой Космос…

Отдаляясь и отделяясь от родной планеты, останется ли человечество прежним, или же ему неминуемо суждено измениться?..

© Писатели нашего детства. Сто великих имён
Примечание:

Первый вариант романа «Плеск звёздных морей» был написан в 1966-1967 годах. Отрывки из романа печатались в сборниках «Полюс риска» и «Фантастика, 1967» , в журнале «Уральский следопыт».

В сокращенном варианте роман вышел в журнале «Искатель», № 4 и 5 за 1969 год.

Отдельное издание появилось в 1970 году.


В произведение входит:

6.75 (12)
-
7.62 (26)
-
7.44 (18)
-
7.14 (58)
-
7.44 (18)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— журнал «Искатель 1969'4», 1969 г.

— журнал «Искатель 1969'5», 1969 г.

— журнал «Уральский следопыт» 1976'02», 1976 г.

— роман «Плеск звёздных морей», 1993 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 284

Активный словарный запас: чуть выше среднего (3003 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 55 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 34%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (7)

Плеск звездных морей
1970 г.
Очень далекий Тартесс
1995 г.
Плеск звездных морей. Очень далекий Тартесс
2001 г.

Периодика:

Искатель № 4 1969
1969 г.
Искатель № 5 1969
1969 г.
Уральский следопыт № 12, декабрь 1975 г.
1975 г.
Уральский следопыт № 2, февраль 1976 г.
1976 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читать «Плеск звёздных морей» можно в любом возрасте, но понять его гораздо проще в возрасте Улисса Дружинина в финале романа. Народ хотел «Иллиады», а получил «Одиссею». Никакого штурма космических твердынь, установления Контакта и космической экспансии. Просто человек нашёл своё место в жизни, хотя большую её часть думал, что оно совсем не здесь. Бывает и так (чаще всего именно так и бывает). При этом заканчивается книга вполне оптимистично.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Отринув соображения целесообразности, земной звездолёт отправляется на помощь братьям по разуму.
И пусть в экипаже совсем другие люди, но в этом рывке за границы знакомой Ойкумены есть и частица заслуг Улисса, Борга, Деда Грекова и многих других людей, что остались в Солнечной системе или в памяти потомков.

Да и терраформирование Венеры на фоне образования нового биологического вида никак не назовёшь банальным и скучным прозябанием на задворках Большой Истории.

P.S. Рассказ об охоте на андроидов с собаками резко напомнил о «Бегущем по лезвию».

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Тот случай, когда соображений о книге немного. Добротная, ламповая советская фантастика, но не шедевр. В центре сюжета — противостояние между открытием нового, выходом за рамки привычного и жизнью «как все». Звездные моря — это внешний космос за орбитой Плутона, манящий главного героя множеством будущих открытий.

Наукообразное обоснование, позволившее преодолевать временной рубеж и двигаться быстрее света — главная интрига романа. Однако новая технология, по сути, не была внедрена, несмотря на все усилия главного героя; на читателя ждет разочарование — позиция Дружинина не убедила общественность; было решено обустраивать земную жизнь, а не рваться на исследование неизведанного. Ведь можно разместить миллионы с перенаселенной Земли в прошлом, параллельном времени и не нужно никуда летать и ничего колонизировать. Даже перспектива налаживания контакта с внеземной цивилизацией никого не убеждает. Консерватизм мышления и стремление к мещанскому уюту временно побеждают, однако главный герой находит себя в упорном труде на Венере. В конце концов порыв сердца, смелый шаг в звездные моря — вопрос времени, и не имеет особого значения, какие персоналии его осуществят...

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Герой» размазня. Жена решила уйти- он схавал, вместо того чтобы удержать всеми цивилизованными способами. Упал прямо в депрессию и поскакал галопом по европам. Трусы, консерваторы и крохоборы отменили полёты к звёздам- он сдался и умотал на Венеру. Женился на первой встречной, влез в тамошние дела, и всё равно его терзали смутные сомнения. А потом в рубке звездолёта разнюнился над собственноручно загубленной мечтой, долбил себе, что всё хорошо и правильно, и не верил. Феликс- «чудак-профессор из дрянного романа» («Обит. остров»). Такой углублённый в высокие материи, что забывает про еду. Андра бросилась его жалеть и обхаживать и не врубается (или не хочет признать), что поступила подло по отношению к Улиссу. Борг авантюрист. Не довёл до ума хроноквантовый двигатель и бросился испытывать его с людьми. Тогда как всем известно, что новую технику испытывают на беспилотниках. И доавантюрничался. Греков-средний прыгал за межзвёздную связь против межзвёздных полётов. На самом деле он хотел сохранить семейную лавочку, от которой не было абсолютно никакой пользы. Баумгартен- истеричный паникёр. Чуть что, вопил и махал руками, как дядя Ади. Это не люди коммунистического общества, а современные людишки не самого высокого сорта. Один Всеволод заслуживает уважения. Хотел стать космонавтом и стал. Добивался межзвёздного полёта и добился. Общее впечатление неприятное.

Здесь какой-то /-/-/-/-/ накорябал, что в книгах Ефремова фашистское(???!!!) общество. За такие заявочки надо делать лоботомию.

Оценка: 3
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я вижу бесконечные споры о том, как правильно онимать этот роман двух классиков советской фантастики. На мой взгляд, проблема не в многоплановости вещи, а в том, что у нее слабая, колеблющаяся концовка. У меня странное впечатление, что авторы так до самого конца и не могли решить, как завершить текст, держали читателя в напряжении, а потом... так и не решили, оставив лазейки для разных толкований. Не потому, что хотели этих разных толкований, а потому, видимо, что сами не могли спокойно взирать на то, что сюжет ничем не заканчивается, им было жалко, вот они и сохранили последнее «а вдруг...»

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дочитал, наконец. Что скажу: довольно нудное произведение. И, в отличие от других, описывающих коммунистическое будущее, — страшное. Да, у Ефремова описано фактически фашистское будущее, да, у Стругацких оно во многом наивное — но нигде нет такого равнодушия к научному поиску.

Человечество получило возможность покорить бескрайние просторы Вселенной, обрело власть над парсеками — и это власть просто похерило. Нецелесообразно, видите ли! Куда лучше дикарей оцивилизовывать или жить в куполах на Венере (хрен с ним, с Марсом, его терраформировать всё же легче).

Написана куча книг о смысле жизни, сломана куча копий в философских диспутах, но, по сути, реальный и достойный человека смысл жизни один — ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. Это то, что вывело человека из животной среды, изменило ему природу и позволило стать доминирующим видом на планете, новой геологической силой, как говорил Вернадский. Силой, способной практически уничтожить жизнь на планете. Но также силой, способной найти выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций. И эту силу попрали. И кто? Люди, которых 50 лет назад представляли чуть ли не богами, которых пытались воспитывать с раннего детства. Заба-а-авно... В СССР так не любили мещанство, так развивали культ геройства — а в итоге в будущем мир населяют приземлённые мещане, боящиеся высунуть нос за пределы Солнечной системы.

Но зато когда понадобилось помочь инопланетянам, оказавшимся в беде — тут же это стало целесообразным. Только вот помогая другим, надо не забывать о себе.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Многие комментаторы не совсем правильно, на мой взгляд, видят красную нить повествования автора. Они отвлекаются на сопутствующие мелочи. Да как пишет один Комментатор, это несомненно трагедия. Да герой сломлен.Но вопреки всему жив. Мечты мечтами, а реальная жизнь это реальная жизнь. То что Андра оставила его, то что некому не нужны полеты дальше Плутона , то что и на земле хорошо- сломало ГГ. Приземлило. У ГГ кризис среднего возраста и переосмысление мироустройства. Он понимает что общество сыто и одето и обуто и их тревожит только то что у них отнимут это. По сути капитализм. А Венера продолжает строить Коммунизм. Тут четко можно проследить как общество с самого начала отвергает Дружинина. Отвергает Хорошего во всех смыслах парня. Он не сделал не чего плохого Андре,но она ушла другому, к тому что рядом. И ее мать разорвала отношения с тем кто где то там. Как бы намекая что Важна лишь семья, важно быть тут а не в далеком космосе. Важно быть там где родился.

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Главный герой так и не смог пережить расставание с Андрой. Ее, в сущности, нельзя назвать изменницей. Но она сделала Улисса глубоко несчастным человеком. Несомненно, его карьера звездолетчика оборвалась по той же причине. Вот эта линия в романе представляется мне самой сильной и важной. Улисс постарался сделать все, чтобы приуменьшить боль потери, но, всё позволяет это понять, так и не смог этого сделать. Всё другое, что мы видим, всего лишь фон. Повесть, в сущности, трагедия, хотя смерть в ней почти не видна. Тем не менее, надо обратить внимание и на некоторые другие «вещи текста».

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Данный роман является продолжением традиции наиболее светлых произведений братьев Стругацких – «Стажеры», «Полдень, XXII век».

Сюжет же сводится к истории жизни летчика-космонавта, всю жизнь мечтавшего вырваться в бездонные просторы «звездных морей». Он ходит в рейсы Земля – Луна, он любит и теряет любимую, он летает к Венере и к Юпитеру, он спорит с противниками межзвездных перелетов и с самим собой, он уходит из Космоса и становится колонистом на Венере, он как будто уже и отказывается от своей мечты ради светлого счастья, которое дается семьей и нужной работой, но мечта все равно в нем, не расстается с ним, только таится, дожидаясь своего часа (из рецензии братьев Стругацких).

Если отбросить футуристический антураж, то произведение очень похоже на тривиальный производственный роман.

Однако роман хорош. Он хорош для подпитки энергией энтузиазма, для знакомства с представлениями о коммунистическом обществе, для размышления о глобальных проблемах и задачах развития человечества (перенаселение Земли, планетарная инженерия, психологический разрыв колонистов с жителями Земли).

Смысловым ядром произведения является проблематика рационализма развития. Должны ли быть рационально обоснованы шаги по развитию или необходимо осуществлять свободный интуитивный поиск, кажущийся с позиций настоящего времени иррациональным? Не трудно догадаться, как авторы отвечают на данный вопрос.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мне кажется решение героя оставить космос не совсем психологически матевировано, он же всем этим жил. Понятно, что нежелание совета тратить ресурсы на первую межзвёзную произвело на него гнетущие впечатление, но всё же... С другой стороны, возможно он решил, что в солнечной системе в качестве пилота ему уже просто некуда рости, а застывать в развитии не хотелось. Впрочем это мои домыслы, в тексте с психологической точки зрения это решение аргументировано слабо, а точнее не аргументировано никак.

Ещё одно: моё внимание привлёк момент из истории этого мира. Конечно я говорю про кинокибермахию, ничего другого из истории этой утопии нам не известно. Если андроиды по интелекту превосходили людей, то как то странно, что они не поняли глубинной причины антогонизма между ними и людьми, вернее поняли слишком поздно, когда рвануло. Раньше они похоже вобще даже симптомов не замечали. Ведь ежу понятно, что людям не нужна была такая гиперопёка. Понятно, что они были запрограмированы очень любить людей, но ведь не до осурда же. И я не уверен, что поголовное уничтожение этих разумных машин было единственным выходом. Конечно превосходство андройдов раздражает, но можно же было разделиться, оставить им к примеру Плутон. Как я понял, людям он был совершенно не нужен. Туда лишь раз в два года летали. В разрешение конфликта адройды могли объявить, что будут стараться повысить человеческий интелект, то есть предложить искуственную эвлолюцию человечества. Лично я в ней ничего плохого не вижу. Но вообще сама идея подого конфликта, когда роботы не востают против людей, а наоборот чрезмерно их опекают, очень интересна. Жаль, что об этом эпизоде упоминается почти вскользь

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая книга. В детстве я был уверен что у нас будет именно такое будущее. Будущее наступило, но плеск звездных морей все тише. Добрая и светлая книга.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Довольно интересно, но сколько раз автор меня разочаровывал во время чтения!

Банально: у ГГ все получается, такой,:roof:, незаурядный и талантливый

ИМХО, внимание излишне сосредоточено на ГГ. От этого немного скучно.

Откуда термин «едоки», если им всего хватает?

Согласна с god54, книга создает приятный контраст с большинством современных книг, написанным невежественными, а часто и неграмотными людьми

Хроноквантовый двигатель — звучит умно и смысл есть, что в научной фантастике встречается нечасто. Здесь я вижу намек на общеизвестный парадокс: при превышении скорости света время внутри корабля и снаружи течет по-разному (у нас быстрее).

Долго думала над этим «перемещением» во времени и примером с репой. Получается самой логичное обоснование параллельных миров.

Конец вообще не удался: покорение целины какое-то. Словно автор хотел написать другой конец, но суровые законы СССР затавили его передумать:frown:.

В остальном — для своего времени вполне хорошо:glasses:, но в нашем некоторые вещи уже «не катят»:smile:

Оценка: 6
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С детства любимое произведение. Вот таким должно было стать будущее нашей ,страны ,и я надеюсь ещё станет.К сожалению сейчас уже так не пишут. Читайте и другие произведения этих авторов,не пожалеете.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Плеск...» приятно отличается от от многих НФ-романов, которые по сути — рассказы-переростки, неожиданными поворотами в развитии личности главного героя. В таком «завтра» хотелось жить, странное, на первый взгляд, решение главного героя подвигало к неоднократному перечитыванию. В конце концов, спокойно жить во имя великой цели бывает не менее сложно, чем погибнуть во имя великой цели.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Социалистический реализм в фантастической литературе. Коммунистическое завтра, каким его видели авторы. И что надо отметить они написали это искренне так как верили именно в такое завтра, наше завтра, которое будет принадлежать только нам и никому другому. Всем правильным и верным с одними одинаковыми мыслями и желаниями. Следует отметить хорошую литературу, в то время авторы все-таки имели образование и умели литературно и грамотно выражать свои мысли.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На долгие годы книга стала одним из любимейших моих произведений. Действие происходит в коммунистическом обществе, но идеология в книге не напрягает. Понравился термин «едоки» (по нашему БОМЖ + БОМР). И очень пронзительный финал!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх