Дж. Г. Баллард «Бегство в рай»
Доктор Барбара Рафферти собирает вокруг себя группу эко-активистов, чтобы противостоять планам французских военных превратить атолл в место испытания ядерного оружия. Она провозглашает целью создание заповедника для диких птиц, редких животных и растений. Истинные же ее планы абсолютно другие.
Драматичная и кровавая история, показывающая, что случается если в группе увлеченных людей появляется умный, харизматичный и беспринципный лидер, готовый на всё ради своих тайных целей.
Награды и премии:
лауреат |
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1996 // Научная фантастика - Роман (Великобритания) |
- /языки:
- русский (1), английский (3)
- /тип:
- книги (3), самиздат (1)
- /перевод:
- Г. Шокин (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vfvfhm, 21 декабря 2024 г.
Джеймс Грэм Баллард был не просто одним из самых талантливых писателей, но и самых мудрых людей двадцатого века. Приятно и почетно иметь такого в самых любимых авторах!)) Однако, читаю я его всегда как будто в первый раз, глазами Фомы Неверующего.
Вот и читая «Бегство в рай» думал: ну, тут ДжГБ слабину дал, лайтовенько как-то. Какие-то экоактивисты, альбатросы какие-то дурацкие.
Роман написан по привычной для Балларда схеме «битвы с исходом сомнительным» полоумных несогласных с режЫмом. Привычные герои: есть вождь-идеолог (доктор Барбара Рафферти), есть анархист-разрушитель (Карлайн), есть простодушный протагонист, глазами которого мы видим происходящие события (Нил Демпси), также наличествует различной отмороженности паства, готовая воплощать в жизнь самые бредовые идеи своего лидера. Даже есть очередная его сексапильная докторша, только на этот раз не в коротеньком халатике, взятом на прокат из гардеробной порностудии, а в цивильном поношенном балахоне.
Но это оказалась коварная ловушка маститого и искушенного в творческих стратегиях автора. Дать читателю привычную конфетку в яркой упаковке, а когда та будет проглочена, то сдетонирует, что твоя глубинная бомба.
Книга написана в девяностых, действие происходит тогда же, но Баллард выдал на-горА очередное описание ближайшего будущего, нашей эпохи. Тогда было самое зарево, а теперь это превратилось в пожар планетарного масштаба.
Это наш мир — насущная угроза глобальной ядерной войны, наш вполне осознанный ежедневный страх. Уничтожение собственного «лишнего» населения с помощью пандемий неизвестной этиологии, массовые преследования и убийства по гендерному признаку, тирания экологической повестки, отказ от логики разума в пользу магического мышления, шизофеминизм.
Но самое главное, пусть и в лабораторных условиях, в виде практической модели, но показана работа самого этого механизма самоистребления. Начинается с малого — «спасем альбатросов!» — но маховик раскручивается и все это приводит к попытке, пока неудачной, стирания всего человечества с лица Земли.
Тогда это могло показаться воспаленным бредом зарвавшегося прогностика, но тридцать лет спустя (в этом году роман юбилей отметил!) становится очевидным, что это было очередное пророчество Кассандры из Шеппертона, которое никто вовремя не услышал.
А зря! Иногда (да часто на самом деле)) точность предвидений Балларда меня до оторопи пугает. Он, например, описал в этом романе Стива Джобса и Илона Маска ,когда это вообще никаким мейнстримом не было!
А как вам такая фраза? «Все жизни были равно драгоценны, но альбатрос и ламантин теперь превосходили низменную тварь, коей был в современности человек».
Или — мировым символом экологического и правозащитного движения становится отъехавший подросток. У него, конечно, не диагностированный Аспергер (как у Греты Тумберг), но он также склонен к аутизму, имеет трудности в общении и максималистские воззрения.
Кстати, создавая образ 16-летнего Нила Демпси Баллард был виртуозно точен. Прекрасно показал, как в этом возрасте человек ни черта о жизни не знает, но имеет очень строгие воззрения на то, как правильно на свете дела должны делаться.
На максимально широком философском плане Джеймс Грэм Баллард написал еще одну свою версию «Бесов» Достоевского, с его центральной идеей — теорией Шигалева: «Исходя из абсолютной свободы я прихожу к абсолютному рабству». Этим, как вполне сознательно написал Баллард (исходя из его последующих интервью), и закончится эпоха Модерна на Западе (а этот Запад охватил весь мир!): властью правого либерализма, провозглашающего Свободу для всех и всего, свободу не только от законов и морали, но и человека от человека, и даже частей человеческого тела от всей целостности организма. Такого тоталитаризма, как либерализм, человечество еще не знало. А если он сгинет вместе с людьми, то и не узнает!
В общем, не зная всех фактов, я считал, что Баллард закончил свой литературный путь великолепной тетралогией «социальных катастроф», антиутопий, противопоставленных его ранней тетралогии глобальных постапов.
Но на сам деле — от «Бегства в рай» и до «Царства грядущего (Да приидет царствие)» — это пенталогия, метароман, взаимосвязанный, созданный по единым художественным законам, и абсолютно конгениальный «великому пятикнижию» Федора Михайловича Достоевского.
Как пророчество пенталогия уже совершенно бесполезна, все предсказанное в ней свершилось, но как лабораторный анализ нашей жестокой и противоречивой эпохи она очень важна и полезна.
Говорят, у нас снова планируют издавать Балларда, и это прекрасно! Надеюсь и до его последних романов дело дойдет, они нужны. Лучшего описания жизни в глобальном Западе в первой трети двадцать первого века, причем, сделанного заранее, просто не существует!
Пока же хочу в очередной раз поблагодарить многоуважаемого С. Соболева, без чьего подвижнического труда мы бы не познакомились со многими замечательными и нужными книгами, в том числе с этой.