Семён Слепынин «Мальчик из саванны»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Каменный век | Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешественники (попаданцы) (в прошлое | из прошлого, будущего и других миров в наше время ) | Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Ивана Яснова — космопроходца и времяпроходца отправляют в прошлое, в каменный век, на 38 тысяч лет назад. Ему поручено спасти от смерти и перенести в далёкое для него будущее, маленького десятилетнего мальчика-кроманьонца, по имени Сан, у которого есть дар чувствовать и слышать окружающую природу. Но, сможет ли он прижиться, и стать цивилизованным человеком в новом для него времени?
Уральский следопыт, 1982. – № 6. – с. 38-66; № 7. – с. 33-59.
Входит в:
— журнал «Уральский следопыт 1982'06», 1982 г.
— журнал «Уральский следопыт 1982'07», 1982 г.
— антологию «Поиск-83», 1983 г.
— сборник «Мальчик из саванны», 1985 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 27 февраля 2022 г.
Начало повести, прямо скажу, меня очень обнадежило. Рассказ о современном человеке, вынужденном играть чужую роль в далеком прошлом, — сюжет очень привлекательный. Подобные мотивы составляют основу цикла романов Звягинцева «Одиссей покидает Итаку». Правда, в дальнейшем идея изжила себя и превратилась в некий фарс, но первых два романа были «на уровне». А у Слепынина вышло еще хуже: он не смог «удержать флаг» даже до конца данного произведения. Всё хорошо в нем только до сцены переселения «мальчика из саванны» в будущее. Дальше с романтикой «покорителей времени» покончено, и начинаются занудные будни необремененного ничем общества строителей коммунизма. Не обойден и традиционный для советской литературы вопрос о смысле жизни и поисках своего призвания. Всё это напрочь убивает первоначальную интригу, превращая изначально приключенское произведение в банальное производственное. Моральный посыл его мне понятен: даже человек из далекого прошлого найдет себе достойное место в коммунистическом Завтра. Но та ли это тема, что взволнует современного читателя? Даже ярый агитатор коммунистических идей Ефремов старался не выпячивать их на передний план, делая только фоном для приключенческой составляющей. Поэтому его «Туманность Андромеды» и «Час Быка» читаются запоем и оставляют крайне положительное впечатление. А вот у Слепынина чувство меры оказалось превышено, и потому с середины повести всякий интерес у взрослого читателя пропадает (у подростка он еще может остаться, т.к. главгерой произведения — тоже подросток). Так что вместо наклевывавшейся «восьмерки» вынужден сбавить обороты и поставить только «семерку».
----------
РЕЗЮМЕ: повесть о подростке каменного века, которому повезло перенестись на 38000 лет в будущее. Предназначено для детской аудитории.
LinaSaks, 10 мая 2020 г.
Мальчик из саванны — наверное, самое серьезное произведение автора в этом сборнике (читала сборник «Фарсаны» и вот рецензию на весь сборник разделила по произведениям.). Оно серьезно не тем, о чем или как написано, а скорее концентрацией и того и другого.
У нас тут много психологии, много мук творчества, мук взросления. Себя найти не просто в своем времени, а тут оказаться среди сверхрасы со своими скудными, казалось бы, познаниями каменного века. Приходится пройти сквозь много страданий и открытий чтобы понять, что ты достоин тоже называться человеком сверхрасы. Поиск себя, своих людей, своей семьи, которая заключается не в крови. Тут каждую минуту учеба, рассуждение, страх и маленькие победы. Тут любовь и дружба. Тут страх человека и как оказывается человека из любого времени. Нет ничего индивидуального в страхе, у нас у каждого он как под копирку, значит и бороться с ним можно по подсказке книжной.
Сильное произведение, потому что оно о каждом из нас.
Автор удивительно красиво пишет, так что найдите время прочитать его повести.
Бывший, 27 сентября 2012 г.
Часто вспоминаю эту прекрасную повесть. Конечно она безнадежно наивна для нашего времени. Вера в светлое начало в человеческой природе не замутненное какими-либо сомнениями, без малейшего намека на ироничную усмешку вообще странно смотрится в современном мире. Это добрая книга с путешествиями во времени, историей взросления неандертальского мальчика в коммунистическом мире будущего, про творческие муки талантливого художника. В общем гремучая смесь Патруля времени, Гражданина галлактики и Гоий Фейхтвангера исполненная в полном соответствии с канонами советской научной фантастики.
DanilovAndre, 6 сентября 2008 г.
Прочитал в далеком голодном (до книг) детстве, но даже сейчас с удовольствием перечитываю её иногда.
vasilisa_p, 15 марта 2008 г.
Повесть из детства. Я ею зачитывалась, и сейчас люблю. Добрая, немножко (с точки зрения сегодняшнего дня) наивная, но очень славная книжка. Заставляет думать, в отличие от многих современных «раскрученных» книг. Когда мой сын подрастет, обязательно дам почитать
zarya, 27 января 2008 г.
Я читал эту повесть в «Уральском следопыте» и сейчас помню не так уж хорошо. Лучше всего запомнился недалёкий робот, пытавшийся делать вид, будто разбирается в искусстве (а запал в память именно он, в частности, потому, что при чтении этого эпизода я впервые задумался над разницей между красотой и красивостью). Классический образец советской фантастики, не лишённый своих достоинств и во всяком случае — добрый, но литературно слабоватый.