FantLab ru

Екатерина Кузьменко «Ржавчина»

Ржавчина

Роман, год

 Рейтинг
Средняя оценка:7.20
Голосов:10
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Прежний мир навсегда остался в прошлом. Из темных углов, из позабытых страхов явились существа, смутно знакомые по детским кошмарам, двери домов отныне могут неожиданно распахнуться в чуждые всему живому места, а самые обычные люди вдруг открывают в себе дар противостоять неизвестному. Ходить нелюдскими тропами и выводить заплутавших, запечатывать прорехи в мироздании, из которых глядят древние недобрые силы.

Эта история о них. О людях, непохожих на других, связанных даром и судьбой. Их называют чистильщиками – теми, кто очищает неисследованные территории от всего странного и опасного. Чье призвание — спасать, защищать и хранить. И в сошедшем с ума мире они — одни из немногих, кто может что-то исправить.

В произведение входит:

  • Ржавчина. Пыль дорог
  • Ржавчина. Иной народ

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 224

Активный словарный запас: средний (2947 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 57 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 32%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Интерпресскон, 2016 // Дебютная книга


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Ржавчина. Пыль дорог
2015 г.



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 ноября 2015 г.

Почему мне захотелось рассказать об этой книге?

Может быть, потому, что после нее у меня осталось чувство тихой, светлой грусти от расставания с ее героями, какое оставалось у меня лишь от трех книг, прочитанных за всю мою не такую уж и короткую жизнь: «Ночь большого прилива» и «Голубятня на желтой поляне» Крапивина, да еще «Рыцарь Ордена» Сергея Садова.

Так о чем эта книга, с таким на первый взгляд пугающим названием «Ржавчина»? Она о людях и легендах, причем иногда кажется, что легенды выступают на первый план. Именно они тот стержень, вокруг которого вьется узор сюжета. Легенды, сказки, добрые и страшноватые, полные глубокого смысла и простенькие, из тех, что рассказывают, чтобы скоротать вечерок за столом и у походного костра. Но большинство из этих сказок — теплые.

Вот послушайте одну из таких легенд, легенд о гитаристе:

«..Кто-то говорит, что уличного музыканта случайно застрелил выбегающий из банка грабитель. Кто-то — что у него было слабое сердце, и однажды он просто упал на асфальт, выронив гитару. Но все сходятся в одном: иногда, когда идёт дождь, в подворотне можно услышать тихую мелодию. Если пойти на звук, она станет громче и чётче, но гитариста ты так и не увидишь. Если хватит смелости идти дальше, в абсолютно незнакомом дворе ты увидишь пустой гитарный кофр. Мелодия достигнет своего пика и смолкнет. В кофр нужно положить подношение. Монету, браслет, брелок от ключей, пластиковую зажигалку, шпильку — что угодно.

- Ты не хвастайся, ты дальше рассказывай. Зачем это нужно?

- Затем, что за хорошую музыку не грех и заплатить, — пожимает плечами Дэй, — А у музыканта, который это сделал, струны дольше не рвутся.

- А кто не заплатил?

- Думаю, тот, кто не хочет платить, музыку и не услышит. Даже если она будет играть прямо над ухом. Ходили же люди мимо гитариста, не обращая внимания, пока он был жив.

Холодный город под дождём и плачущая в подворотне гитара. Есть в этом что-то завораживающее. Я тоже люблю красивые и страшные сказки. А может, Дэй просто умеет их рассказывать...»

Наверное, эту книгу стоит читать хотя бы ради таких вот легенд, чтобы однажды пересказать их своим детям…

Но мы отвлеклись. Так о чем еще эта книга? О прошлом и будущем. О том, как прошлое встречает тебя в самый неподходящий момент и приходится платить за свои ошибки. И хорошо, когда за твои старые ошибки платишь ты сам, хуже — когда другие. Иногда за прошлые ошибки расплачивается весь мир. Вот так в мир, описанный в книге Екатерины Кузьменко, пришло то, что она назвала коротким словом «Ржавчина».

Еще эта книга о людях, разных, обычных и необычных. Хотя главных героев книги обычными назвать трудно: и по внешности, и по характеру. «А, опять сверхлюди, опять Иные? » – воскликнет кто-нибудь нетерпеливый. Ничего подобного. Приглядись, и поймешь, что за внешними отличиями — такие же парни и девушки, как мы с тобой. Им бывает страшно и так же больно, как и нам. Они так же любят, иногда ненавидят, но все-таки больше любят. И да, эта книга о любви, но не о такой, как рисуют в современных любовных романах, а о любви негромкой и светлой, как в книгах из моего детства.

Да, еще эта книга о врачах и болезни.

Говорят, иногда злые духи захватывают тело человека, и он перестает быть собой. И совершает плохие поступки. И тогда призывают тех, кто может изгнать из человека злобную сущность. На Земле таких людей называют экзорцистами.

Но может ли быть, чтобы Зло захватило Душу целой Планеты? Да, мне кажется, что может. Такое чувство возникает у меня, когда я оглядываюсь вокруг.

Но найдутся ли люди, способные экзорцировать целый мир? Да так, чтобы он выжил? Миру, нарисованному Екатериной Кузьменко, повезло: такие люди нашлись. И не только Дей и Рина. Одиночка, даже двое могут спасти планету только в совсем уж простых сказках. Здесь же их много: Стэн, Лаан и другие. Чистильщики, одним словом.

Место действие книги — мир после некоей катастрофы. Но вот причислить ее к жанру постапокалипсиса — ошибка. Не только потому, что половина действия сюжета происходит в том, старом, мире, мире до Катастрофы, но и потому, что даже в этом, новом, мире, мире на обломках старого, люди Живут, а не Выживают. И они уверены в том, что будут Жить дальше. На мой взгляд, вполне обоснованная надежда. Потому что такие люди, как Дей и Рина, главные герои этой книги, в силах добиться такого будущего, какое сами захотят. Ведь они его творят сами, каждый день, каждый час, каждую минуту, не особо даже задумываясь над этим фактом, не надуваясь пафосом от того, что они делают.

Надежда на светлое Будущее — тоже героиня этой книги. Она вместе с нами переживает и радуется за героев.

Да, наверное, именно так: «Ржавчина» — это легенда о Надежде и Пути к ней, и, думаю, наши герои ее заслужили:

«- Думаешь, о нас сложат легенду?

- Я уже был богом. Не понравилось. Надеюсь, о нас будет кому сложить Историю. Нудную, скучную, целый раздел учебника. И чтоб интересно только отличникам. Вот тогда я точно буду знать, что всё в порядке».

И я буду перечитывать ее снова и снова, и дам перечитывать ее своим будущим детям, чтобы однажды, если придется, они смогли повторить Путь, который прошли герои этой светлой книги.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 октября 2015 г.

К настоящему моменту жанр постапокалиптической фантастики разросся настолько, что впору выделять отдельными поджанрами такие виды как фэнтезийные, психоделические, мистические и прочие постапокалипсисы. В «Ржавчине» Кузьменко соединила мистические и фольклорно-мифологические мотивы, в которых без труда узнаются кельтские легенды — Страна Фей, Томас Лермонт, Полые холмы.

После катастрофы, искалечившей во многом похожий на наш мир, ожили неведомые силы, властно вторгшиеся в привычную людям реальность. Мгновенно обветшавшие здания, сожранные ржавчиной машин — сущие пустяки. Духи мест, обитатели зеркал, странные твари, свихнувшиеся законы природы и тропинки в иные пространства гораздо убийственнее, поскольку против них бессильны обычные люди. И тогда в дело вступают чистильщики, способные ощущать опасность и своим присутствием излечивать большинство странностей и аномалий.

Но все это лишь фон для истории двух любящих сердец — Дэй и Рин. Чередуя эпизоды из прошлого и настоящего, автор чуть сумбурно рассказывает о любви студентки-медика и бродяги, о катастрофе и первых заданиях, в которых раскрылся их талант чистильщиков. Много эмоциональных сцен и красивых зарисовок, Кузьменко явно удаются небольшие мистико-магические истории, городские легенды и эскизы бытовых отношений. Но к общему полотну они привязаны грубо. Постапокалипсис подчеркнуто чистенький, бандиты — это пара строк из воспоминаний, второстепенные персонажи — слишком схематичны. Роман обрезан на полуслове, ибо концовка будет только во второй части. Тем не менее, автор многообещающий, за ней стоит следить.

Итог: богемно-фольклорный постапокалипсис, разбавленный лирикой и романтикой.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 октября 2015 г.

Действительно необычная и красивая книга.

Меня покорила ее таинственная атмосфера. Казалось бы, парадоксальное замечание для книги о постапокалипсисе, однако примечательность «Ржавчины» как раз в том, что в кои-то веки в тексте не смакуются масштабные разрушения и многочисленные смерти, а показываются пути восстановления, возарвщения всего на круги своя — и кто бы знал, как это на самом деле трудно.

И картинки того, что уже восстановлено. После тяжелой беды маленькие кусочки привычной реальности играют новыми красками...

И еще — задумывались ли вы, что во время конца мира рушится не только материальная его часть?

Государства, системы, людские души — все знают, что погибают и погружаются в смятение и эти вещи, но кто может представить себе те слои реальности, которые не доступны людям? А между тем, апокалипсис коснулся и их.

И вот теперь надо чинить и лечить те вещи, которые ты и представить себе не можешь. Нереально, казалось бы. Однако все в руках людей. Пусть иногда не совсем обычных...

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 октября 2015 г.

Отличная история о поиске и становлении, написанная хорошим языком.

Необычный сплав постапа и хорошей, фейрёвой мистики. Так выглядели бы сказки о феях и эльфах, если их настоять на современных городских страшилках, крипипастах и социальных страхах. Те сказки, что не отредактированы для чтения детям.

Главные герои освежающе небанальны: в них нет зашкаливающей брутальности и превозмогания, вся их богоизбранность состоит в том, что они по воле случая могут сшивать разваливающийся мир, чем и занимаются. Просто есть такая работа – людей спасать, и нужно её делать. Если они и подменыши, то сами об этом ничего не знают.

Романтическая линия не выпячивается, но написана спокойно и тщательно, на отношения героев приятно смотреть, в них видна настоящая глубокая привязанность и взаимное доверие, а не модные нынче ах-страсти, цена которым невелика.

В стилистике есть что-то изысканное и вместе с тем взывающее к извечным ценностям: камуфло, старый рок, пыль дорог.

В целом, отличная книга. Мне кажется, сейчас нам нужно больше таких.

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 июля 2016 г.

Постараюсь кратко.

В надежде отыскать что-то действительное стоящее в дебрях современной отечественной фантастики, я решил пойти путем народных творцов. Творцов, которые из разряда СИ смогли перебраться в бумажные версии более-менее крупных издательств. Подобный подход в принципе меня не подвел по отношению к роману Ибатуллина «Роза и червь» — добротное произведение, но слишком узконаправленное (работает только на подростковую категорию). Так я и попал на страницы книги Екатерины Кузьменко «Ржавчина».

Скажу сразу, что прочитал именно полную ее версию, электронную. «Пыль дорог» — лишь первая часть этого романа, продолжение которого, как я понял, на бумаге еще не издано. Касательно впечатлений о прочтении. Мои ожидания разлетелись в пух и прах. К сожалению. К большому сожалению. Шаблонные персонажи, угловатая стилистика, сюжет, который на середине уже перестает хоть как-то интересовать, клише везде и вся, немного графоманства и напоследок очень явная, крайне заметная неопытность автора. Чувствуешь, что читаешь фанфик не лучше качества и не первой свежести. Оригинального в книжке — дырка от бублика. Постапокалипсис с мифологией? Да-а, нечто новое для жанра. Но ежели оно и так, то не такая мифология — типичная фэнтезийная калька. Даже без игры с названиями. Все те же Иные, демоны и т.д. Максимум, что тут нового есть, — это фантастическое допущение в виде Ржавчины. И то все его последствия — явный СТАЛКЕР, «Пикник на обочине».

Как-то так. Но хоть дочитал до конца — со своими принципами не пошел вразрез. Но вторую половину книги просто перелистывал без всякого интереса и какой-либо потери сюжетной линии. Не советую браться за эту вещь. Банальщина. А жаль — я надеялся на что-то стоящее.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 мая 2015 г.

Необычное произведение.

Если большинство постапокалиптических книг пишет о том как будут вести себя наши современники после катастрофы, как изменятся привычные места и привычные люди, но эта книжка исключение. Где-то я читал, что постаппокалипсис в другом Мире не будет интересен, но эта книга ярко опровергает такое мнение. Тут другой Мир не вызывающих ярких ассоциаций с нашей современностью, он достаточно похож на наш чтобы быть понятным, но привязки к конкретному месту не заметны. Так же оригинальна и сама катастрофа, никаких привычных глобальных войн, техногенных катастроф и высадок инопланетянин. Сама суть катастрофы открывается постепенно. На первое место выходят мистические приключения героев пытающихся помочь выжившим наладить новую жизнь. Причем мистические в начальном смысле этого слово , таинственными, когда не понятно что представляет собой опасность, но бороться с ней все равно надо.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 июля 2015 г.

Книга очень понравилась. Если вы ищите стандартный постапокалипсис – то вам не сюда, но тем она и хороша. Скорее, во многом автор отрицает обычные постапокалиптические шаблоны с разрушенным миром и оскотинившимися героями. Это мир, где люди после катастрофы остались людьми и взялись строить разрушенный мир заново. А ещё эта история о любви, мифической любви-предназначении. И, пожалуй, главное – о взрослении и принятии своей судьбы.

Рекомендую всем, ценящим умные, хорошо написанные мистические истории.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 октября 2015 г.

Прекрасная женская проза, романтичная — и одновременно с этим привязанная к жизни, цельная. В нее верится.

В книге непостижимым образом сочетается идеальное и реальное, возвышенное и приземленное, мистическое и постапокалиптическое; именно это несочетаемое сочетание делает ее особенной, интересной и нешаблонной.

Сюжет интригует и ведет за собой, отношения раскрывают его вширь и вглубь; эту книгу хочется читать.

Оценка: нет


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу